Как я работал Дедом Морозом. Универс. расск

(История из моей студенческой бытности.
Университетские рассказики.)







          История эта произошла в конце шестидесятых годов прошлого века, когда я сам был ещё студентом. Жизненные обстоятельства мои складывались так, что я постоянно искал для себя всякую возможность "подхалтурить". К тому времени я уже два года подрабатывал по вечерам в большом универмаге дежурным пожарником. Работа не «пыльная», но очень ответственная.

  Диктором радиоузла в этом универмаге трудился мужчина предпенсионного возраста, имевший исключительно приятный по тембру, профессионально поставленный голос. А вот ходил он прихрамывая. Звали его Карлом. Позже я узнал его историю, что ещё до войны окончил он театральный институт, работал артистом в драматическом театре.

  Когда фашисты во время войны стали приближаться к нашему городу, Карл вместе с театром подался в эвакуацию. Во время фашистской бомбёжки колонны беженцев Карлу оторвало ступню, и ходил он сейчас на протезе. С театром пришлось расстаться. Но не только голос остался от его актёрских способностей.

  Он уже лет десять перед Новым годом подрабатывал по трудовому соглашению в этом же универмаге Дедом Морозом.   Приклеивал бороду, подкрашивал нос, облачался в плюшевый красный халат и развозил детишкам по домам купленные их родителями подарки, если они ещё в сентябре-октябре успевали зарезервировать день и час доставки в числе пятидесяти счастливчиков.

  Дело в том, что подарки доставлялись только десять дней, с двадцатого по тридцатое декабря с пятнадцати до двадцати часов ежедневно в количестве пяти штук в день. То есть на одного клиента отводился час, в течение которого водитель «Каблучка» должен был подъехать по указанному заказчиком адресу.

   А разъезжавшему с ним Деду Морозу нужно было найти указанную в заказе квартиру, всех поприветствовать, вовлечь ребёнка, а заодно и его домочадцев, в новогоднее действо минут на десять со стихами, танцами, песнями и хороводом около ёлки. Прослушать стишок или песенку в исполнении ребёнка и помогавших ему бабушек и мам. И только потом  вручить ребёнку красочную упаковку,  получить от родителей подпись о вручении подарка и вернуться в машину.

  Но то, что так гладко написано на бумаге в обязанностях «Исполнителя» в «Трудовом договоре», в жизни оборачивалось бесконечными «вводными».  Попробуйте:

   Быстро проехать по снежным сугробам в предновогодних пробках и заторах, особенно, если администратор в универмаге оформил следующий по времени, а значит и по очерёдности, заказ в диаметрально противоположном конце города.

   Если не горят лампочки, предназначенные для подсветки номеров дома и подъездов, когда в декабре уже в половине пятого темно как ночью, а вы впервые ищите дом в этом районе.

  Когда нужная вам квартира номер 15а находится не рядом с квартирой номер 15 на пятом этаже, а в соседнем подъезде, и вход в неё не с лестничной клетки, а прямо со двора.

  Когда Дед Мороз, облачённый в длинный халат, в парике и с мешающими нормально дышать приклеенными усами и бородой, несёт в своём мешке не коробку с куклой и не футбольный мяч, а тащит по лестницам из-за неработающего лифта на девятый этаж ещё и подростковый велосипед «Орлёнок».

  Когда, случается, что в какой-то квартире вас встречают не только дети, проживающие в ней, а целая ватага их школьных товарищей и друзей, и театрализованное действо затягивается минимум на полчаса. Для таких случаев в мешке Деда Мороза есть ещё один мешочек с двумя-тремя килограммами шоколадных конфет в яркой новогодней упаковке с бумажной мишурой.

    Когда практически в каждом доме вас встречают с накрытым праздничным столом, хоть ваш приезд выпадает по записи на двадцатое или двадцать первое декабря. И вас не выпускают из квартиры, применяя самые изощрённые приёмы захвата заложников, пока вы не согласитесь выпить за Новый год с хозяевами, причём не символический глоток шампанского а, минимум, двухсотграммовый фужер коньяка.

  Когда из-за всех вышеперечисленных проблем к последнему клиенту вы приезжаете не в половине восьмого, а двумя часами позже, и дверь вам после десятого настойчивого звонка открывает неуверенно стоящий на ногах папаша, успевший опорожнить в ожидании вас бутылку. А женская половина семьи пытается добудиться до притомившегося в ожидании Деда Мороза и уснувшего прямо под столом в маскарадном облачении главного заказчика этого мероприятия.

  Конечно, по опыту прошлых лет Карл обо всём этом знал. Но в том году случилось то, что случилось. Видимо, за все эти мытарства Карл попросил бОльшую сумму гонорара, чем обычно, но с начальницей, отвечающей за организацию доставки подарков, не договорился, и, сославшись на боль в искалеченной ноге, взял «больничный». А случилось это числа пятнадцатого декабря, когда все заказы уже приняты.

  Почему эта начальница вышла на меня, сейчас уже и не скажу, может потому, что я считался весёлым шумным коммуникабельным молодым человеком, к тому же, студентом, хорошо себя зарекомендовавшим на должности пожарного, как ответственный исполнительный работник. После не долгих уговоров я пообещал дать ответ в ближайшие дни.

  Стал созваниваться со своими товарищами, узнавать их мнение. Друг мой, Виталий, говорит:

  - Есть у меня знакомый с театральным образованием, он помощником режиссёра в театре кукол работает. Я договорюсь с ним о встрече.

  На следующий день подъехали мы с другом в театр кукол. Помреж оказался старше нас года на три, он первый сезон в театре работал. Стал ,смеясь рассказывать, как ещё год назад он, будучи студентом театрального института, сам с сокурсниками «чёс» по Новогодним ёлкам устраивал. Потом порылся в своём столе и вытащил толстую общую тетрадь:

  - На. Учи, здесь сценарии с полными текстами для Деда Мороза и  любых Новогодних ёлок и представлений. И ещё, подвесь сзади под халатом на уровне своих задних нижних полушарий лист тонкой жестянки или картона размером, так, сантиметров сорок на сорок.  Пацаны любят проверять иголкой или шилом, живой ли Дед Мороз. Но это не всё. Возьми обычную грелку, выкрути пробку. В горловине в резине есть дырочка, чтобы грелку подвешивать. Продень через неё верёвку и подвесь грелку на шею, чтобы горловина грелки находилась на уровне ключиц. Под халатом и бородой грелку видно не будет. Когда предложат выпить, отвернись, якобы, чтобы ребёнок не заметил, а сам, приподняв немного левой рукой бороду, поднеси под неё рюмку или фужер, немного запрокинь голову, будто пьёшь, а сам вылей содержимое в горловину грелки. Передёрнись и почмокай, как от удовольствия. Поднесут закуску, а это обычно бутерброд с икрой, балычком или бужениной, скажи, что закусишь в машине, с бородой есть неудобно, мол. Когда упомянешь про машину, тебе и для водителя бутербродов или пирожков дадут. В машине грелку слей в заранее взятую трёхлитровую банку с полиэтиленовой крышкой, и коробку захвати для бутербродов. После выступления в пяти и более домах смесь, правда, в банке получится адская, настоящий «студенческий коктейль».  Но с таким «закусоном» после работы пойдёт нормально. А иначе до последнего клиента не доедешь, это я тебе по своему опыту скажу. После Нового года жду с тетрадью обратно.

  - И бутылкой коньяка, - добавили мы с Виталием.

   Я, довольно неплохо, выучил вариантов пять разных сценариев, подойдя к этому «творчески»,  вставив в них одни и те же  стишки и  отрывки новогодних песенок. Когда пришел к начальнице со своим согласием, меня облачили в наряд Деда Мороза, а вызванный начальницей художник-декоратор, пожилой еврей, оформлявший витрины в универмаге, наложил на моё лицо грим со словами:

  -  Какой чудный у товарища нос, это же настоящий «шнобель», здесь  гримом и наращивать ничего не надо, только красной помадой закрасить. Ему бы усы, так он вылитый Иосик Сталин.


 Изменив голос, выдал несколько заученных мною «перлов». И тут же после этой «пробы» был «утверждён на роль».

  Через день начиналась моя «театральная карьера». Внешне и внутренне подготовленный к этой роли, я вышел из здания универмага к машине. Мой водитель, шедший со мной рядом, видимо, решил на дорожку «облегчиться» и задержался минут на пять. Меня тут же обступила толпа подростков, детишек с родителями и просто зевак.

  Я начал импровизированное представление. Поприветствовав детей и взрослых, обратился к присутствующим детям:

  - В гости еду к малышам,
    Но и вам подарок дам.
    Ждёт подарок вас, в мешке.
    Расскажи стишок ты мне.

  Молодая мамаша вытолкала вперёд свою девочку годика два с половиной, укутанную в шубку, меховую шапку и обвязанную под поднятым воротником шубки толстым длинным шарфом, эдакий колобок, промямлившую тихим голоском, про какие-то уси-пуси-муси.

  Стоявшие в толпе две старушки захлопали в ладоши и от умиления прослезились. Если бы Вы видели широко открытые восторженно удивлённые глаза этой крохи, когда я вручал ей законно заработанную большую пушистую конфету. На маленькую девочку с завистью смотрел мальчишка лет девяти.

  - А, наверно, ты тоже хочешь рассказать Дедушке Морозу стишок? – обратился я к нему. Мальчик громко выдал:

  - Муха села на варенье, вот и всё стихотворенье.

  - И ты тоже молодец,
    на, держи, свой леденец, - и вручил ему полагающийся для таких «остряков» сахарный петушок на палочке в прозрачной обёртке, выглядевший, конечно, не так богато и красочно, как блестящая большая с мишурой конфета.

   В тот момент, когда я наклонился, чтобы дать леденец пацану, почувствовал толчок в зад. В одну точку. Оглянулся, от нашей толпы стремительно «улепётывали» два подростка.  Меня спасло то, что под халатом, на мне оказался  длинный кожаный пиджак на толстой подкладке, прикрывавший то, что предупреждал беречь театральный помреж. Как оказалось, всё, о чём он говорил, сбылось на сто процентов.

  Сам я тогда «зелёного змия» обходил стороной, но всё, же подготовился так, как наставлял помреж. Помню, после первого дня привёз в трёхлитровой банке около литра «студенческого коктейля», состоявшего из примерно пол литра шампанского, граммов триста коньяка, а также водки и ликёра. Правда, половину бутербродов мы с водителем «оприходовали» в машине, подкрепляясь в пути.

  Вернувшись после восьми часов вечера в универмаг, я приступал к своим обязанностям дежурного пожарного. Банку со «студенческим коктейлем» и оставшиеся бутерброды отдал своим коллегам, дежурному электрику и дежурному сантехнику. Когда я после закрытия магазина проверил противопожарное состояние всех помещений, и сдал их на централизованный пункт охраны МВД города, было двадцать три тридцать.

  Своих «загулявших» коллег не без труда выпроводил домой через служебный вход. Они вышли, положив друг другу руки на плечи, раскачиваясь по всей ширине опустевшего к ночи тротуара, и, громко напевая:

  - По-ра в путь до-ро-гу, дорогу дальню-ю… махну крылом…

  «Бурый медведь» под «Северным сиянием» сделали своё дело.



P. S. – Я бы мог ещё много рассказать о своих приключениях за эти десять дней, но это был бы уже роман с продолжением.

  Скажу только, что Карл, узнав о моём «бенефисе», сразу поправился, а договор «О работе Дедом Морозом» на следующий Новый год подписал, не дожидаясь моего возвращения из отпуска, уже в августе следующего года.


   



  Букулты               2013 год                Владмир  Пантелеев

 

 

 


Рецензии
Весьма увлекательное повествование. Но одну вещь, думаю, надо поправить: период с 20 по 30 - 11 дней

Вадим Владимирович Зайцев   24.05.2021 08:45     Заявить о нарушении
Спасибо! Это всё условно, иногда для "высокопоставленных" детей и 31 возили с утра. Так что 10, 11 или 12 дней не суть важно. Главное, чтобы читатель понял смысл организации этой работы.

Владмир Пантелеев   24.05.2021 08:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.