Двухколёсная страна

     путевые заметки
Один случай на тысячу

В этом эссе я не претендую на высокий литературный "штиль", новые открытия "америк" и не ставлю своей задачей дать максимум информации о Камбодже. Для этого существуют путеводители и чаты путешественников. Моя задача скромнее: сохранить от ветра времени впечатления от увиденного. Это попытка хотя бы частично отструктурировать и систематизировать огромное количество воспоминаний.
Камбоджа - для туроператоров направление венчурное, рискованное. Эта страна для массового туриста только ещё приоткрывается всей красотой. Когда я обзванивал туристические агентства, улавливал в голосах отвечающих удивление, а на мои просьбы посчитать стоимость поездки получал через продолжительное время ответы с суммами, сбивающими с ног. И это учитывая готовность жить в отелях с тремя звёздами и минимальными запросами.
Так пришло решение: добираться до столичного Пномпеня самостоятельно. Самым оптимальным перевалочным пунктом виделся Бангкок, лежащий прямо на пути. Визу транзитным пассажирам получать не нужно, особых сложностей не наблюдалось. Из Челябинска в Бангкок самолёты не летали, только из Екатеринбурга, но логичнее не делать крюк на север, а двигаться к цели через Новосибирск - третий по величине населения город России.
В Новосибирске два аэропорта. Мне нужен аэропорт Толмачёво. Новое здание, особой суеты нет. Багаж сдал в аэропорту, но поинтересовался, сделав акцент на пересадке в Бангкоке, не получится ли так, что чемодан и рюкзак потеряются? «Что вы! – одарила роскошной улыбкой красавица в форме, – такое бывает крайне редко, один раз на тысячу, может быть. Свой багаж вы получите в аэропорту Пномпеня после приземления». 
Таскаться с девятнадцатью килограммами груза на пересадке – такая перспектива меня не прельщала – поэтому я охотно согласился. После семи с половиной часов полёта, в течение которого бортпроводницы компании «S7» дважды угощали нас (сначала то ли поздним ужином, то ли ранним завтраком, потом лёгкими закусками), вышел из самолёта и из минус пяти окунулся во влажный, не менее +30 градусов, воздух тропиков.
Площадь аэропорта Бангкока значительна, и наш микроавтобус долго катился по раскаленной бетонке. Затем в просторном здании поток пассажиров разделился, точнее, от большой реки в сторону направился тонкий ручеёк транзитных пассажиров. Надписи внутри здания на тайском и английском языках, поэтому тем, кто не владеет ни тем, ни другим, но желает путешествовать без переплаты гидам, не просто полезно, но жизненно необходимо выучить несколько слов. Например, gate № – выход на посадку № (не путать с exit, когда речь идёт о выходе на платформу посадки в автобусы), boarding – посадка,  chek-in – регистрация, departure – вылет, отправление и baggage claim - предъявление талонов на выдачу багажа.
Далее нужно просто следовать электронным табло-расписаниям, в которых находите пункт назначения, и следить за указателями, призванными привести к необходимой стойке регистрации. Они затем укажут на нужный выход на посадку.
Полёт от Бангкока до Пномпеня на самолёте компании «Bangkok airlines» занимает около полутора часов. Любые спиртные напитки – бесплатно (free). На обед стройные и похожие на японок тайские стюардессы подали спагетти с рыбой, которую я на вкус не смог отличить от привычного минтая.
В Пномпене было так же влажно и тепло. Получение визы не заняло больше десяти минут, а наличие заранее сделанной фотографии 3х4, необходимой для анкеты, ускорило и удешевило процедуру. Виза в Камбоджу туристам даётся на месяц и стоит $20.
Когда я приготовился ступить на столь желанную землю Камбоджи, меня ждал крайне неприятный сюрприз – моего багажа после раздачи не оказалось. Опять пригодилось знание английского, и просто не представляю, что бы я делал без него. Заполнил анкету, указав цвет чемодана и рюкзака цвета «каки» (так звучит окраска моего камуфлированного места багажа по-английски) и отправился восвояси.
Выручить добро помог наш бывший соотечественник Дмитрий, живущий в Камбодже и встречающий туристов из Новосибирска – мать с сыном оказались моими товарищами по несчастью. Он задерживался в Пномпене на сутки и вёз гостей в Сиануквилль. И на следующий день, предупредив звонком, забросил мне не загруженный вовремя по вине тайской компании багаж. Низкий поклон Диме за это.

Пномпень

Перекличка клаксонов. Езда без всяких правил. Сочетание кавказского ухарства и восточной учтивости. Отсутствие голосовых перебранок. Вот главное, что бросается в глаза иностранцу на улицах камбоджийской столицы. Машин, как таковых, мало. Много скутеров и так называемых «тук-туков» – тех же самых скутеров, к которым сзади прикрепляется прицеп-повозка на двух колёсах, но с двумя рядами сидений. На скутерах кого только я не увидел – от подростков до степенных старичков. А велосипедисты почти не попадаются, скутер не так дорог, его можно приобрести за пятьсот долларов, а подержанный и того меньше. Вероятно, есть смысл сразу купить моторизованное средство.
Гудят, сигналят, «подрезают» и меняют траекторию движения, причём, совершенно непредсказуемо, почти все. Проезжаем на такси по столице днём, «пробок» в нашем понимании нет – есть плотный поток движения, и в этом, казалось бы, хаотичном течении двухколёсного в основном транспорта крайне редко – забегу вперёд – случаются аварийные ситуации.
На «тук-туках» перевозят не только пассажиров. Вижу грузовые «туки», у которых вместо сидений небольшой кузовок, с горкой заполненный экзотическими фруктами, из которых различаю папайю, небольшие бананы, манго и ананас. В кузове также много каких-то плодов, похожих на крупный, но гладкий картофель – это, как позже я узнал, маранг. Водитель едет быстро и сноровисто. Он даже умудряется лавировать, обгоняя другие повозки.
  Скутеры, впрочем, более вездесущи. Молодёжь чаще ездит на них по двое, но садятся и по трое, даже вчетвером умудряются. Несмотря на запрет, забегу вперёд, ездить без касок, многие обходятся без таковых. 
Пномпень невысок, замусорен, голосист и колоритен. На его улицах то и дело попадаются базары, торгующие всем, чем только можно. Также часто попадаются храмы, украшенные резьбой. Иногда город как будто заканчивается, а когда думаешь, что выехал за его пределы, возникает вновь.
Местами архитектура вполне европейского стиля – до 1954 года Камбоджа была французской колонией – но в других районах состоит из простеньких домов, выстроенных в местных традициях. Крыши не плоские, как в Египте, вероятно, из-за сезона дождей. Вновь выстроенные магазины и банки – как везде – на одно лицо.
Водитель арендованного мной такси спокоен и тактичен. При обгоне любого транспортного средства предупредительно сигналит – так принято. Едет не быстро, но использует малейшую возможность, чтобы протиснуться в потоке транспорта. Машина снабжена кондиционером, на улице в декабре за +30, но я приоткрываю окошко, чтобы вдохнуть воздух камбоджийской столицы.
Странно, но злость по поводу багажа улеглась, наверное, её вытеснили свежие впечатления от увиденного.    


Рецензии
Люблю такие репортажи. Вы для меня удачная находка. Полезно и интересно.
Есть ли в Камбодже следы или воспоминания о делах красных кхмеров?
Вообще интересно, что это такое было.
Подсел на вашу страницу. Сегодня уезжаю в паломническую поездку Псков.
А после, я снова ваш гость. Добротная работа.

Лев Фадеев   12.10.2016 16:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Лев.

О периоде жуткого геноцида Пол Пота стараются не вспоминать. Таков общественный негласный договор.

Попытавшись что-то выяснить, неизбежно наткнешься на сворачивание беседы. Молодёжь не желает знать свою историю, старики стараются забыть навсегда. никогда. Я это почувствовал, не стал будоражить и сыпать соль на рану страны.

Александр Кожейкин   12.10.2016 18:28   Заявить о нарушении