Нет пророка в своем отечестве - Мендель

          (наукелла)

Австрия, город Брюнне (ныне город Брно в Чехии), 8 марта 1865 года. Повторное заседание Брюннского Общества естествоиспытателей…
 Слушается продолжение доклада от 8 февраля о результатах опытов по гибридизации гороха. Докладывает прелат местного монастыря Грегор Мендель, он же вице-президент Общества.

Этот день долгожданный, потому что отец Мендель потратил несколько лет и солидную часть собственного здоровья на получение достоверного результата в опытах по скрещиванию гороха разных сортов. Тема хорошо знакома всем членам общества – каждый из них производил скрещивания, у каждого собственный опыт и опыт коллег, с которыми они общаются очно или заочно. Но интересно, что нового преподнесет уважаемый вице-президент. Ведь ходили слухи, что ему удалось открыть закономерности в таком запутанном явлении, которое именуется наследственность. И что он вывел численные соотношения передачи признаков из поколения в поколение. Это было ново.
В один день докладчик не уложился. Он приводил таблицы с данными, говорил о «наследственных задатках», подробно излагал методику подбора сортов гороха и, главное, говорил о «правилах наследования».

После доклада по пути домой два члена общества возбужденно обсуждали услышанное. Они – доки и спецы, «собаку съели» в гибридизации растений. Один из них с досадой сказал:

– И что он нового открыл, а? Что горох урожая первого года единообразен – одного цвета? А разве мы этого не знали?

Второй тоже выразил своё возмущение. – Нет, ты только подумай, во втором году три к одному. А у меня бывало и четыре к одному, и пять, и сколько хочешь, я пробовал разные растения. Кто считал-то? И этого, скажи, этого мы ждали столько лет?

– Еще он сказал – «доминантный»,– продолжил первый. Да кому не понятно, что три больше одного, вот и доминантный. А я-то думал, что он нечто путное нашел, открытие сделал…

– И слово чудное повторял: «рецессивный». Пришибленный, что ли? Рецессив – рецидив, рецессив – рецидив…,– гнусаво запел второй.

– И еще он сказал, что там какие-то штучки есть, задатки наследственности, что всегда случайно… это… они комбинируют. С чего вдруг на случайность решил свалить, а? Подальше от греха, что ли, чтобы Бога не гневить? Не смог он закономерность найти, вот что! Столько времени зря просидели… А ведь казался умным, и с виду солидный такой, и в очках…

– В цивильном пальто,– подхватил другой,– и такую понес чепуху! Я его уважаю, конечно – он и в монастыре большой чин и директор банка всё-таки, и много лет мы с ним в одном обществе, но теперь подумаю, пойти в другой раз послушать, или не пойти. Горох горохом, но наше дело хмель и пиво, и равных нам в мире нет. А отец Грегор о своем здоровье пусть думает – вон как потолстел и со зрением всё хуже и хуже.

–…Это, говорит, «правила наследственности» мои, то есть, законы, Богом данные. Что это за правила такие? Столько растений я скрещивал на своем веку, не обнаружил единых правил. Разные они все, раз-ны-е. Может быть, с горохом это так, но с другими растениями ведь не так!… Разве на свете царствует один лишь горох?

– Ха!- вспылил собеседник. –Вообразил, будто он Колумб, Индию открыл… Не нужна нам такая «Индия», что на самом деле не Индия. Вот ты не веришь, и я тоже не верю. Скажи, кто ему поверит в других местах, если мы здесь! понимаешь, зд-е-есь, не поверили? Да-с! Нет, зайду-ка в лавку, жена велела печёнки купить…

Комментарий:

В этой краткой, с виду простенькой наукелле нашла отражение целая гамма важнейших научных и сопутствующих проблем.
Во-первых, упомянуты все три закона Менделя и его ключевая гипотеза о наследственных задатках (прообразах генов).

Первый закон – о единообразии гибридов в первом поколении.
Второй закон – о расщеплении доминантных и рецессивных признаков в соотношении 3:1 во втором поколении.
Третий закон – о случайном характере комбинирования наследственных задатков.
Обратите внимание на случайный характер комбинирования.

Признали эти «правила» спустя 35 лет после их открытия и назвали Законы Менделя.
Строго говоря, законы Менделя неприменимы к другим видам, в том числе, к человеку. Следовательно, они не являются фундаментальными Законами Природы. Это – «правила» для частных случаев. На самом деле открыта «не Индия».
Почему?

Отгадка загадки Менделя

Спустя 145 лет после открытия Менделя автору удалось доказать, что доминантность и рецессивность не являются постоянными свойствами биологического объекта. тем более, они не противоположности. Они являются переменными – функцией нескольких аргументов, важнейшими из которых являются два аргумента: время и гормоны. Именно в этом кроется причина не фундаментальности "правил".

       Доминантность и рецессивность суть крайние проявления одного и того же явления. Они  – одно единое явление, поэтому в разное время могут проявляться в разной степени, иметь всякие градации: кодоминирование, полное или частичное доминирование.

Переменная величина не может иметь постоянного значения. Поэтому один и тот же признак иногда проявляется как доминантный, иногда – как кодоминантный, иногда – как рецессивный. И это явление переходов (рецессивности в доминантность) впервые обнаружил и описал сам Мендель в том же 1865 году. Но не смог объяснить. Обычно учёные этот факт умалчивают, поскольку он не встраивается в стройное здание менделизма.

У людей и животных работа генов регулируется гормонами, а у растений – фитогормонами. Тип и концентрации гормонов не являются постоянными – они меняются со временем, в том числе, из поколения в поколение.
Соответственно, любой ген может в одном поколении работать (тогда его называют доминантным геном), но может и молчать (тогда его назовут рецессивным).

У растений механизм регуляции фитогормонами имеет свои особенности, хотя присутствуют некоторые общие черты с человеческим, более совершенным механизмом. Основой совершенства у человека служат особые боксы ДНК, обозначенные автором термином "ДНК-депо". У растений из-за «несовершенства» способов связывания с ДНК требуются концентрации фитогормонов, выше в 500 и даже 1000 раз по сравнению с гормонами у человека. Но основное отличие заключается в другом.
        У людей и животных внешнюю (эпигенную) регуляцию работы генов осуществляют синтезируемые из холестерина стероидные, а именно, половые гормоны тестостерон и эстрадиол. А у растений выявлено разных гормонов порядка 700 типов. Различают аналоги мужского полового гормона – фитоандрогены и аналоги женского полового гормона – фитоэстрогены.

Каждое растение характеризуется собственным набором фитогормонов.
1) Некоторые растения могут содержать фитогормоны минимального типажа – фитоандрогены либо фитоэстрогены. У таких «гомогенных» растений передача признаков может происходить в соответствии с тем, что наблюдал Мендель у гороха.
2) Другие растения могут содержать широкую гамму фитогормонов (смесь)– это индивидуально для каждого растения. Поэтому передача признаков у таких растений может существенно отличаться от правил Менделя.

Кстати: идею доминантности и рецессивности в качестве "совета специалиста" Менделю подсказал швейцарский ботаник Негели. Собственно, он "подшутил", вероятно потому, что самому не удалось разобраться в хитросплетениях наследования признаков. Пусть, мол, крестьянский сын в сутане помучается в свободное от молитв время и не мешает ученым.

В результате монах Грегор (Иоган) Мендель вошел в историю науки как основоположник генетики, а имя ученого Негели теперь мало кому знакомо.
Это не означает, что Менделя признали сразу и безоговорочно. Он разослал 200 (двести) экземпляров своего труда "Опыты над растительными гибридами" ученым разных стран, в том числе, 4 экземпляра в Россию. Ноль внимания. И только в 1900-м году, спустя 35 лет, когда в трех европейских странах, независимо друг от друга, трое ученых получили аналогичные результаты, сдули архивную пыль - пришло признание.
 
Тем не менее, следует повторить, что отторжение законов Менделя обосновано, поскольку они не являются всеобщими. Например, дети не являются единообразными – они очень даже разные. Но эти правила были первыми научно доказанными в хаосе представлений и гипотез, поэтому их роль так велика в истории науки.
2003
Примечание: спустя 20 лет автор, после открытия им механизмов старения человека, вернулся к данной теме уже с большей аргументацией (см. "Две судьбы первооткрывателей тайн генетики" автора на проза.ру).
Но более информативной является публикация (наукелла) автора "Кто открыл ДНК, а кто - ее регуляторы?" В ней показаны: а) история; б) современные достижения, в т.ч., лично автора.
Общий вывод: Мендель не является основоположником генетики. Его "коронование" в начале ХХ века было явно поспешным и не обоснованным.
03.12.2023


Рецензии