13. О памяти
О мой друг, юный читатель! Я завидую всеми силами, что вы молоды и потому прекрасны. Вас не отягощает груз прошлого, и память связана лишь с детскими юными невинными воспоминаниями. Вся ваша натура, надежды и помыслы устремлены в замечательное будущее.
Чем человек старше, тем больше и значительнее груз его памяти. Если человек жил по совести, то призраки прошлого не нарушают его покой, а напротив, дают ему сладостные мгновения - ощущения радости. Но, если он извивался, уклонялся от выполнения долга, поступал низко и подло, шлейф горечи то и дело будет преследовать его и напоминать ему об его падении и недостойном поведении. Диккенс просил Провидение лишить его памяти, но как только это произошло, он почувствовал себя одним из самых несчастнейших людей, и стал просить вернуть ему её.
Память - наше богатство. Люди, с хорошей памятью, часто преуспевают значительно больше, чем те, кто ничего не помнит. Монах становится великим епископом, если он как "Наш отче!" помнит "Библию" и все страницы "Евангелия" и "Ветхого Завета". Юрист делает головокружительную карьеру, если он знает наизусть юридический кодекс, со всеми его мыслимыми и немыслимыми поправками, и все законы, с исключениями из правил. Экономист достигает высот тогда, когда он, как в реке, купается в истории развития экономики разных стран и вследствие этого может анализировать и видеть правильные пути дальнейшего ее развития. Вот почему люди стараются развивать свою память. Издаётся множество книг, как преуспеть, как в совершенстве овладеть мнемоническими приёмами.
В выпускном классе средней школы дети испытывают огромные перегрузки, делают титанические усилия, чтобы удержать в голове всю массу информации - фактов, цифр, формул - по разным предметам. И эта проблема не нова сегодня. Ею были озабочены ученики всех поколений. Проводились даже расширенные родительские собрания, вместе с учениками и учителями. Горячо обсуждалось, что делать, чтобы усвоение материала было достаточно эффективным. Родителям рекомендовалось усилить питание детей, ибо мозг нуждается в витаминах и в фосфоре, в том числе, - для лучшей работы. Истощённый организм может не справиться с задачей удержания в голове всего объёма знаний.
Чему только не учат в школах?! Но на первом плане должна стоять задача - развития ученической памяти. Надо сначала научить ребёнка учиться, а потом требовать от него результатов. Лучшего способа, чем заучивания стихов, я не знаю. Пусть дети учат наизусть не отрывки, а целые главы и поэмы. Эффект будет потрясающим. Я рада, что в некоторых школах стали преподавать шахматы, а значит, развивать мыслительные способности детей и тренировать их память.
Но мне хочется вспомнить некоторые курьёзные истории, связанные с плохой памятью. Вы помните, что было время, когда перед обществом стояла задача всеобщего среднего образования. Ничего нелепее не придумаешь. Если не хочешь учиться - должен, если не можешь - заставим. Учителя были поставлены в тяжелейшие условия. Считалось, что если у тебя есть двоечники, значит, ты плохой учитель, плохо учишь. Учитель был обязан заниматься дополнительно с теми, кто плохо усваивал предмет. Учителя, скрепя сердце, выводили двоечникам тройки, дабы не иметь репутацию слабых учителей. В одной из средних школ был ученик Микко. У него по всем предметам были двойки. Но его тянули из класса в класс и дотянули до десятого класса. В каждый год повторялось одно и то же.
Учитель спрашивает: - Микко, ты учил урок? - Молчит. - Садись, два. Другой учитель: - Микко, возьми лист бумаги и напиши, что знаешь, по такой-то теме. - Микко сидит и не пишет. - Микко, возьми учебник и прочитай тему, после уроков мне расскажешь. Вызывали мать в школу: Я не знаю, что с ним делать: у него плохая память. Так, сердобольные учителя мучились с Микко. Он был неповоротлив, ленив и ко всему равнодушен, но десятый класс закончил, хоть и на одни натянутые тройки. Уехал с родителями на их историческую родину в Финляндию. Там благополучно живёт на пособие. Не уродись красивым, а уродись везучим.
Иногда причиной плохой памяти может явиться неумение сосредоточиться на заданной теме. Илья, сын очень хорошего хирурга, был добродушным приятным парнем. Но вот беда - из 12 предметов по шести стояли двойки. Мама утверждала, что у него такой психический склад ума, что он совершенно не может овладеть русской грамотностью. С ним стала заниматься репетитор по русскому языку. Учитель разобрал с ним правило. Он бойко ответил, как должен написать предложение. - Пиши, - говорит учитель. Илья пишет с ошибкой, то есть противоположное тому, что только что произнёс. Учитель: - Илья, посмотри, что ты написал. Он в шоке, сражён самим собой: - ??? Учитель спрашивает: - Илья, о чём ты думал, когда писал предложение? - О другом. - Уверенный в том, что ты знаешь, как надо писать, ты отключил своё внимание от выполнения задания. И получил соответствующий результат. Надо уметь концентрироваться на поставленной задаче. Написал - проверил! Мало знать правило, надо уметь его применить на деле. Парень понял, где его ахиллесова пята. Постарался, поработал над собой и закончил школу успешно, институт, теперь работает. А был безнадёгой!
Память бывает разной: короткой и длительной, зрительной и слуховой, музыкальной, избирательной - разной. Кто имеет зрительную память, тот вспоминает текст по картинкам, где что написано. Некоторые лучше запоминают то, что рассказал учитель на уроке. Есть избирательная память: например, кто-то отлично помнит только то, что ему интересно - исторические факты, увлекательные путешествия, кто-то - формулы и логарифмы. Я знаю человека - он работал страховым агентом и имел дело с деньгами. У него была феноменальная память на купюры. Он держал в памяти, кто в каких купюрах ему заплатил за страховку. И если, случалось, у кого-то он забывал взять деньги, в его голове был прочерк на купюры. Он шёл точно к этому человеку, и тот, сокрушаясь, что так получилось, отдавал деньги. Ни разу не было ни одной осечки, хотя за день он имел дело со многими людьми.
Все способности можно развивать и тренировать, в том числе и память. Человек, далёкий от музыки, может быть начисто лишён музыкальной памяти. Конечно, бывают исключения. Настройщик пианино рассказывал о бездарностях, которые хотели петь. Они много и упорно занимались и неплохо развили свои музыкальные способности. Труд и огромное желание творят чудеса. Он удивлялся этим людям, которые стали неплохими певцами.
Развитию памяти помогают устные пересказы. Один человек читает художественный текст (три страницы) три раза. Те, кто слушал, пересказывают текст по очереди. Очень полезная практика. К тому же, успокаивает нервную систему.
Память - это дань нашему прошлому. Как правило, она удерживает радостные цветы удовольствия. Мнемозина - покровительница памяти - нас щадит и вычёркивает все негативы прошлого. Вот почему старики восхваляют прошлую жизнь, забывая о трудностях и невзгодах. Чем старше люди становятся, тем лучше они помнят своё детство. И глаза их слезятся при воспоминании ушедших дорогих людей. И новые люди, и новые встречи не могут уже восполнить
ту пустоту, которая образовалась с уходом близких.
Мы говорим о прошлом, куда нельзя уже вернуться. И только память может воскресить прекрасные страницы ушедшего и подарить солнечные мгновения неожиданным озарением. Память - это хрупкий мостик, который связывает наше настоящее с прошлым и не даёт нам повторять ошибок, учит не наступать на те же грабли.
14. Заключение
Темы Клапки Джерома, написанные им блистательно, с огромным художественным мастерством, предоставили мне возможность посмотреть на эти темы, как с точки зрения пережитого мною так и с позиции сегодняшнего дня. И я этому чрезвычайно рада. Надеюсь, вам, дорогой мой читатель, это было интересно.
-------------
Джером Клапка Джером. Первая книжка праздных мыслей праздного человека. Избранное: М., "Рипол Классик", 1999.
Свидетельство о публикации №213122200102