компас земной

О вреде надежды

Сегодня думала о том, что  в той же мере, в какой ругают и отрицают злость, превозносят и поощряют надежду – «наш компас земной».  Только вот сегодня в аптеке слышала такой диалог:
- Бабушка, купи мне ноутбук на день рождения!? – говорит мальчик лет 10-11
- Не куплю, нет у меня таких денег! На вот, гематоген ешь, - бабушка  так энергично встряхивает головой, что у нее чуть не выпадает вставная челюсть.
- А я все равно буду верить, я буду-буду надеяться! Очень – очень! И ты купишь!
Они выходят, а я даже забываю, зачем зашла.  Как-то во мне этот разговор отразился, что-то запустилось.  И оказалось, что грусть может сосуществовать с азартом. Я с печальным воодушевлением вспоминаю случаи, когда «надежда»   - это другое  слово, обозначающее непринятие реальности.  В которой есть ограничения.  Вот женщина – уже десять лет «надеется», что  «все можно наладить»,  живет с мужем алкоголиком, не замечая того, как  ее собственная жизнь катится под откос.  Вот девушка – плачет, жалуется, как ее в десятый раз обманывают, а она все  пытается передать свою ответственность другим, и на них надеется.  Вот мужчина среднего возраста, сурово –благородно мне сообщает, что он надеется, что ушедшая семь лет назад жена одумается. И вернется.  Правда, вот у него очень сильно глаз дергается. С этим и пришел. Вы,
психолог, разберитесь, чего он дергается…  Таблетки уже пил, не помогает.
 Самое острое отчаянье ходит в паре с надеждой. 
И какая тут грань. Между надеждой вдохновляющей и придающей сил. И надеждой , которая просто игнорирует реальность, питается иллюзиями. Невротической надеждой.  Надеждой Франкенштейна.
И куда он показывает, "компас земной"?


Рецензии