Тени прошлого 28


Англия. Замок Харлек.
20 февраля 1916 года.

     - Мы приняли ваш меморандум по США и приняли к сведению ваши выкладки по странам Европы, сэр Рэкстон, - произнес председательствующий на ассамблее Апостол. - Но сейчас нас больше интересует Российская Империя. Россия погрязла в войне, ее экономические и людские ресурсы истощены. На сколько еще хватит этой страны, сколько она продержится до полного краха? Ведь он неизбежен, или у вас есть свое мнение на этот счет?

     - Я бы не стал делать столь категорические выводы в отношении России! – пожал плечами сэр Рэкстон. – И я готов обосновать свое мнение, если мне это будет позволено.

     - Докладывайте! Вы за тем и вызваны.

     - Начну с того, что каждый император из династии Романовых оставлял своему престолонаследнику страну по размерам значительно большую, чем сам получил от отца-монарха.  За двадцать лет правления Николая II-го население Империи возросло на пятьдесят миллионов человек! Естественный прирост населения превысил три миллиона в год. Теперь о крестьянстве. Как известно, лошади – основная тягловая сила как войны, так и землепашца. Так вот, к началу Мировой войны в России был зарегистрирован двадцать один миллион лошадей, для сравнения - во всем мире их около семидесяти пяти миллионов. При этом, более половины крестьянских хозяйств России имеют трех и более лошадей. Надо говорить в таком случае о том, что наряду с естественным приростом заметно повысился и общий уровень благосостояния народа, а утверждать, что Россия на сегодня исчерпала свои ресурсы, по крайней мере, преждевременно!

     - Это крестьянство! – перебил Рэкстона Апостол-председатель. – А что с промышленностью? Ведь основная нагрузка по повышению и поддержанию военного потенциала любой страны ложится на промышленное производство!

     - Промышленность… - сэр Рэкстон качнулся на носках. – Как-то мимо внимания и нашего, и промышленных магнатов, и финансовых групп прошел тот факт, что в XX-й век Российская Империя вступила с крупнейшей и лучшей в мире нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностью: 94% всей нефти перерабатывались внутри страны, продукция славилась и славится высоким качеством и дешевизной. А с развитием автопромышленности, ростом производства танков и аэропланов потребность в нефти и нефтепродуктах будет нарастать с ужасающей быстротою, и нефтедобывающие страны, а Россия стоит в первом их ряду, весьма скоро станут диктовать миру свои условия! И еще наглядный пример: рассматривая возможность вступления войну, Америка столкнулась с острой нехваткой технически подготовленных кадров для организации производства вооружений. И тогда, в 1914 году по просьбе США Россия направила к американцам около двух тысяч русских инженеров для создания тяжелой военной промышленности...

       - Иными словами, Россия  далека от краха! – сэр Рэкстон оглядел затемненный стол, ожидая новых вопросов. – Далека так же, как  была и в начале войны. Если Российскую Империю не погубят большевики, а мы возлагаем наши надежды именно на это, она выйдет из войны потрясенная, но отнюдь не побежденная… И очень быстро восстановит свой потенциал!

     - А как поставлено в России образование? В состоянии ли тот же рабочий или фермер дать своим чадам сколько-нибудь достойное образование?

     - Могу вам сказать, что о бесплатном среднем и высшем образовании для наших детей нам приходится только мечтать. А при Николае II-ом в России образование cтало почти  бесплатно, и перед  войной в Думе был проведен закон о полной бесплатности, — причем не только учебы, но и жизни во время обучения:  в этот казенный счет входит содержание в учебном заведении, проживание и питание учащихся. Я сказал «почти» бесплатно, - вероятно, нужно расшифровать это - за обучение, скажем, в университете вносится только плата за вступление — 25 рублей… При этом, качество преподавания соответствует Европейским стандартам, а по некоторым дисциплинам, например, медицинские специализации, искусство, военные науки, превосходит их!  Но тут же я должен объяснить Апостолам, почему это произошло!  Царское правительство вынужденно пошло на этот шаг, ибо было очень озабочено неспособностью евреев стать россиянами. Оно обозревало с чрезвычайной враждебностью древнюю хазарскую традицию поддерживать свою культуру, язык, манеру одеваться,  – все, что позволяло евреям оставаться чужими пришельцами в земле их проживания. Именно попыткой «русификации» и приобщения к цивилизации, в первую очередь, евреев, нужно объяснить необычайный шаг царского правительства по предоставлению бесплатного образования.  Ведь до начала XX-го века образование в России было привилегией очень немногих.  Даже в 1914 году только 55% нееврейского населения обучалось в школах, евреям  же было предписано учиться всем поголовно! Результатом правительственной ассимиляционной программы стало то, что российское еврейство сделалось самой образованной частью России. К чему это приведет со временем, мы увидим! А думаю, приведет это к уничтожению режима самодержавия...

     - Сэр Рэкстон, - проговорил кто-то из Апостолов. – Вас прервали на докладе о состоянии дел в сельском хозяйстве. Признавая главенствующую роль промышленного производства, нельзя забывать, что рабочего кормит фермер, крестьянин. Хотелось бы более подробно обсудить состояние дел у русских фермеров. Так ли все гладко в России с продовольствием?

     - Я отвечу на этот вопрос! – сер Рэкстон взял с подноса, стоящего на низком столике около трибуны,  стакан с водой и сделал несколько маленьких глотков. - Перед Мировой войной Россия давала хлеба примерно столько же, сколько США, Канада и Аргентина вместе взятые, а они, как вам известно,  были в этой отрасли ведущими. В 1913 году Россия от продажи сливочного масла за границей выручила столько же, сколько от добычи золота. На мировом рынке продовольствия в начале XX-го века Российская Империя была абсолютным лидером, тогда говорили, что Россия кормит половину Европы. Ну, и наконец, скажу, что темпы экономического развития России в 1912 были самыми высокими в мире — свыше 20%! Я умышленно не стал приводить другие показатели, чтобы не рассеивать ваше внимание на мелочах, а привел только те, которые наглядно показывают состояние дел в экономике. Но если вы сочтете необходимым, я продолжу доклад.

     -  Достаточно, сэр Рэкстон! – сказал председатель. – Картина нам ясна. Итак, только революция?

     - Да, сэр! Только революция, и только большевики! Ибо только они пойдут до конца, не ограничиваясь полумерами и соглашательством. Только они имеют дерзкие планы по уничтожению России до основания!

     - Их планы предусматривают и сокращение населения?

     - Именно так, сэр! Как жестко, но метко выразился один из ближайших соратников Ленина, - друг семьи Григорий Зиновьев-Апфельбаум-Радомысльский: «Если десять миллионов из ста погибнут, не беда! Значит, они просто не вписались в революцию!» Но, господа, мы вновь переключились на Россию, забывая о том, что Соединенные Штаты могут вот-вот выйти из-под контроля Комитета! Не совершаем ли мы ошибку, игнорируя происходящие там процессы?!

     - Поясните! Вы мыслите своими военно-политическими категориями, сэр Рэкстон, и иной раз мы просто не поспеваем за ходом вашей мысли! Война идет в Европе – здесь и сейчас! При чем здесь Америка?

     - Все верно! Война идет в Европе, но уже на сегодняшний день она резко изменила соотношение сил во всем мире. Военная разруха и революционные выступления ослабили Европу, в то время как в США Мировая война вызвала новый взлет в развитии экономики. Принятый Конгрессом военный бюджет предусматривает гигантские капиталовложения в промышленность: в 1916—1917 годах в нее будет инвестировано свыше тридцати миллиардов  долларов. Кроме того, страны Антанты размещают огромные военные заказы в Америке, богатеющей на кровавых деньгах. Горе и страдания одних оборачиваются небывалым богатством для других: за годы войны в США появилось семнадцать тысяч новых миллионеров! Если мы немедленно не начнем «тормозить» Америку, поверьте мне, господа, через два года это будет уже невозможно сделать!

     - Сэр Рэкстон, каждый из Апостолов получил на руки ваш меморандум по Соединенным Штатам. Нам нужно некоторое время для того, чтобы изучить ваши данные и принять решение. Но  сдается мне, вы излишне драматизируете ситуацию с США: не настолько они сильны, чтобы диктовать кому-то свою волю. Во всяком случае, на Европейском политическом театре.

     - Я и не сказал, что они сильны уже сейчас! Я говорю о не таких уж далеких временных перспективах. По окончанию Мировой войны в связи с нестабильностью обстановки и ожиданием новых и новых потрясений три четверти банковских капиталов Европы окажутся сконцентрированными в руках банковских домов  Америки! Вот тогда они станут неуправляемыми, поскольку перекачать деньги обратно уже не получится!
 
     - Хорошо! Через две недели встретимся здесь, и мы будем готовы обсудить планы «обуздания» Соединенных Штатов. Вы удовлетворены?

     - Да, сэр!

     - Вы свободны, сэр Рэкстон!


Продолжение следует -   


Рецензии
Замечательная глава, Игорь!
Действительно, имея экономическую
базу в конце 19 века, России в 20 веке
шагнуть бы семимильными шагами, но революции
и войны свели всё на нет, а США на войнах
сделали огромный экономический рывок, став
сверхдержавой. Обидно за Россию...
Новых Вам творческих находок и успехов!

Эльвира Гусева   18.01.2014 10:21     Заявить о нарушении
Совершенно верно, Эльвира!
И ТУ страну сгубили, сначала буржуазные интеллигенты, а добили большевики...

Игорь Срибный   20.01.2014 08:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.