Мартин Хайдеггер Искусство и пространство
1. Введение
2. Вехи жизни и мысли Мартина Хайдеггера
3. Работа «Искусство и пространство»
4. Заключение
5. Источники
1. Введение
Мартин Хайдеггер – великий мыслитель ХХ века в Германии, и, возможно, мирового масштаба. Он мыслил не в рамках своего времени, он как будто жил не в свое время, его мысль была не сегодня, его мысль была далеко завтра. Поэтому его темы были, остаются и будут актуальны. Он был патриотом своей страны, он любил ее и «тело» и душу. Мартин Хайдеггер оставил огромный след в истории философии. Его работы – это огромный материал для анализа. Его жизнь была связана со многими известными мыслителями такими, как Гуссерлем, Ясперсом, Сартром. И сейчас его изучает множество современных историков философии, если так можно сказать, философов (понятие философа на сегодняшний день больше не соответствует его изначальному значению, все сильнее испаряется).
2. Вехи жизни и мысли М. Хайдеггера.
Эта работа не посвящена жизни и биографическому анализу Мартина Хайдеггера, поэтому здесь было бы позволительно затронуть лишь некоторые ее моменты. Хайдеггер родился 26 сентября 1889 года в городке Месскирхе в католической семье. Влияние христианства на Хайдеггера очень значительно. Он собирался даже становится священнослужителем, учился на теологическом факультете во Фрайбургском университете, но свою жизнь связал не с церковью, а с философией и познанием.
Почти вся его жизнь связана с городом Фрайбург, где он работал, но интересно было бы отметить маленькое местечко под названием Тодтнауберг и построенная там Хайдеггером «хижина». Хайдеггер очень любил это место, и вообще он был деревенским человеком, ему не нравился город, урбанистический образ жизни. С этим связаны некоторые работы Мартина Хайдеггера, например, «Проселок». Помимо глубоких философских работ Хайдеггера, моно встретить и подобные «Проселку», наполненные поэтичностью и красотой слова.
Что касается хайдеггеровского слова, то это, конечно же, отдельный разговор. Хайдеггер указывает на онтологическую роль языка. Язык и Хайдеггер, его язык – это глубокое путешествие и проникновение в лингвистические закоулки. Даже в анализе его работы «Искусство и пространство» будет отмечено ниже его отношение к языку, его понимание языка, его проникновение во всю глубину и неохватность языка. Он не только разбирает существующий язык, но и создает свой, представленный массой философских неологизмов, которые поныне интересуют тех, кто изучает Хайдеггера и тех, кто занимается философией. Наиболее популярным его понятием является «Dasein». Проблема Dasein’а в большей мере поднята в его работе «Бытие и время», которая была опубликована в 1927 году. Эта работа считается наиболее важной и ценной среди трудов Мартина Хайдеггера. Хотя работа и называется «Бытие и время», но по большей части в ней Хайдеггер рассматривает проблему бытия, а конкретно Dasein’а. Что же это такое? Так просто и не скажешь. Если совсем просто, то можно сказать, что это бытие (sein), но остается еще одна часть слова «Da». Она означает «здесь», «тут», «вот». Оставим этот вопрос открытым, его изучением занимались и занимаются многие хайдеггероведы, а у нас это не главная проблема. Можно лишь указать, что Dasein в рамках этой работы мы оставим как дословный перевод, как «вот-бытие», «здесь-бытие», «тут-бытие».
Можно сказать, что тема бытия была основной темой его мысли. 1930 г. – примерно в это время Мартин Хайдеггер начинает осуществлять свой так называемый поворот (Kehre) в направлении философствования от метафизики Dasein к истории Бытия через мир досакратиков.
Можно еще упомянуть любовь в жизни Мартина Хайдеггера. В марте 1917 года Хайдеггер женится на прусской лютеранке Эльфриде Петри — своей первой студентке 1915/1916 года обучения. Будучи женатым, Хайдеггер безумно любил Ханну Арендт. Однажды ее встретив, и побывав с ней некоторое время, он уже не смог ее забыть. Их жизненные пути пересекались неоднократно. Существует немало источников указывающих на то, что между ними были довольно пылкие и страстные отношения. Довольно удивительно то, что Хайдеггер был ярым антисемитом и состоял в национал-социалистической партии, а Ханна Арендт выросла в семье евреев и посвятила себя изучению и противостоянию тоталитаризма и нацистской идеологии.
Умер Хайдеггер 26 мая 1976 года. Через несколько дней был похоронен в своем родном городе Месскирхе по всем католическим канонам.
3. Работа «Искусство и пространство».
Работа опубликована в 1969 г. и является одним из конца его творчества, поэтому в ней можно проследить некоторые выводы, к которым Мартин Хайдеггер пришел, пройдя свою жизнь.
Данная работа наполнена вопросами. Автор задается ими, даже что-то постулируя, все повисает в безответном пространстве. Идет живое размышление. Что такое пространство? Какова его сущность? Одинаково ли оно? В поисках ответов Хайдеггер обращается к языку:
«Попробуем прислушаться к языку. О чем он говорит в слове “пространство”? В этом слове говорит простирание. Оно значит: нечто просторное, свободное от преград. Простор несет с собой свободу, открытость для человеческого поселения и обитания»
В вопросе соотношения мест и вещей Хайдеггер приходит к выводу, что «вещи сами суть места, а не только принадлежать определенному месту».
Скульптура является частью искусства, а так же является вещью, т. е. и является пространством:
«Скульптура тогда не противоборство с пространством.
Скульптура — телесное воплощение мест, которые, открывая каждый раз свою область и храня ее, собирают вокруг себя свободный простор, дающий вещам осуществляться в нем и человеку обитать среди вещей».
С пространством также связано понятие «пустоты». Но что есть пустота? Как мы видим это не простое отсутствие:
«В глаголе “пустить” звучит впускание, в первоначальном смысле сосредоточенного собирания, царящего в месте.
Пустой стакан значит: собранный в своей высвобожденности и способный впустить в себя содержимое»
Пространство, пустота, вещь, искусство и другие понятия у Хайдеггера непременно являют себя как онтологические, связанные с бытием. У Хайдеггера мы видим некую сакральность пространства. Там, где есть скульптура как воплощение искусства, пространство не является профанным и технико-физическим. Можно сказать, что Хайдеггер различает пространство сакральное и пространство профанное, искусство и технику. Опрофанивание, технологизация, материализация всего в современном мире отмечает Хайдеггер. Эти процессы ведут к онтологической катастрофе. Происходит техническая интерпретация бытия взамен сакральному бытию традиции.
«произведение искусства порождает борьбу между землей и миром»;
«надвигающийся вал технической революции в эпоху атома мог бы настолько опьянить, околдовать, ослепить и обмануть человека, что рассудочное мышление однажды могло бы стать единственно приемлемым и практикуемым способом мыслить».
4. Заключение.
С одной стороны Мартин Хайдеггер кажется философом, который высоко взлетает над обыденной реальностью мира, но при этом в его темах всегда можно добраться до тех проблем, с которыми каждый день сталкивается человечество. Пожалуй, было бы слишком грубо и неаккуратно выделить из работы «Искусство и пространство» и тематики пространства экологическую подоплеку. Здесь можно сказать о том, что Хайдеггер пытается обратить внимание к традиции, к отказу от повсеместного покорения пространства. Он призывает к иррациональности (иррациональность стоит понимать профанно, как простую глупость, бессмысленность, как некие отклонения). Иррациональность как нечто, что противостоит современному рациональному и даже сверхрациональному миру. К иррациональному можно отнести человеческие отношения, такие как любовь или дружба. Они иррациональны, не несут никакой материальной выгоды (здесь мы не рассматриваем такие отношения, как брак по расчету или корыстная дружба). Хайдеггер видит в процессах своего времени путь к гибели Германии, гибели Европы, гибели всего мира. Хайдеггер видит будущее только в отказе от тенденций современного профанизма и рационализации.
Что касается моего отношения, то могу сказать, что все что связанно с мыслью Мартина Хайдеггера, конкретно с данной работой для меня очень близко. С гим получается очень часто соглашаться. Мартин Хайдеггер – мыслитель который пишет мир: как художник, который его изображает на холсте, Хайдеггер пишет их в своих трудах. Изо дня в день мы видим наш мир, наше общество, с массой проблем. Понять мир можно чуточку больше, обратившись к Хайдеггеру.
Пространство, будучи в подчинении у человека, техники, не дает хорошего будущего. Современная парадигма такова, какая она есть, парадигмы сложно менять, Хайдеггер жил как будто не в своей парадигмы, он бежал от мира. Он пытался остановить современность. Как и он, я думаю, что для современного общества возврат к традиции, попытки ее проявления играют положительную роль.
5. Источники:
1. Кемеров В. Е., Кермов Т. Х. Хрестоматия по социальной философии. – М.: Академический Проект, 2001. – 576 с. – (Gaudeamus) .
2. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М Время и бытие. Статьи и выступления / Пер. В. В. Бибихина. М.: 1993.
3. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет / Пер. А В. Михайлова М.: 1993.
4. Хайдеггер М.: Сб. статей / Сост. Д. Ю. Дорофеев. – СПб.: РХГИ, 2004. – 576 с.: ил. – (Личность в жизни и философии).
Свидетельство о публикации №213122201322