На пределе творческого сопротивления Духа!..

                На пределе творческого сопротивления Духа!..

                (Из рецензии на очерки автора Альбера Комб:
                "Спасем ли мы Россию от погибели?",
                "Как нам быть?",
                "В формате Минина и Пожарского",
                "В России принято молчать и быть рабами"...)

Здравствуйте, Альбер!

Вот это! Парадоксально! Просто поразительно, и я просто поражен талантом Вашей живой публицистической мысли.
Когда я говорю: "вот это!", то говорю касательно не только данного очерка, но прежде всего и именно говорю про целый комплекс статей, что разом прочитан мной. И я поражен и удивлен от прочитанного: неужель это всё может быть в одном человеке, если Вы действительно говорите искренне и вполне честно, и без иронии, но на пределе таланта писателя, измеряющегося "болезнью" и криком души?!
У меня такое ощущение от прочитанного, что в Вас проснулся (в Вас "воскресли" одновременно и Чаадаев и Белинский) дух критицизма Чаадаева и Белинского, но не примите это за умаление Вашей личности, как уникальной и своеобразной.

Я вполне созвучен такой вот Вашей жизненной-творческой позиции, как человека и писателя-публициста:

"Я очень и очень люблю Россию, и этой любовью дышит моя проза... Талант писателя измеряется... болезнью нашего земного существования. И чтобы писать о жизни ..., нужно переболеть, ..., испытать на себе трагедию этих чувств..." (Альбер Комб). 

В свою очередь, я узнаю-познаю образ человека по содержанию мысли. По-моему, талант писателя еще и в том, чтобы читатель, зритель и слушатель чисто воспринял, поверил в творческое слово и сердце человека-поэта, человека слова, но для этого необходимы искренность и честность, непосредственная правдивость в сказанном слове.
И вот эту "непосредственную правдивость" как "вызов сердца", как "крик души", я учуял, почувствовал в Вашем творческом слове, которое без налета наигранности-искусственности и лукавства (как "пользы для себя").
Конечно и безусловно, некая ироничность и легкая улыбка по отношению к действительности мира, как, своего рода, самозащита творческого писателя-публициста от идолов и стереотипов этого мира, поэтому мне понятна и такая Ваша позиция, как:
"Мои ироничные мысли содержат много противоречий, которые не отпускают в ту или иную сторону..." (Альбер Комб).

Поэтому мне понятен ПАРАДОКС Вашей мысли и жизненной позиции в очерках, как "Спасем ли мы Россию от погибели?", "Как нам быть?", "В формате Минина и Пожарского", как и противоположное: "В чем смысл пусси райт?" и мн. др.

Но... когда встает Вопрос о жизни и смерти (не только своей личной, но народной и общенародной, а еще глубже сказано Достоевским, когда в одной личности открывается и самовыражается смысл пути и назначения всего народа (Пушкин и Серафим Саровский)), то ироничность над жизнью уже не к месту, ибо тогда уже встает Вопрос о "непосредственности" огня и пламени, честности духа и слова человека-поэта, человека Слова, человека, выражающего и запечатлевающего Слово жизни. Ибо мало просто говорить "слова", но как говорил А.Карташев о Пушкине, что Пушкин говорил не как прочие книжники, а Слово Пушкина сказано со властию, по-другому сказать, в тверди Духа. (ибо ироничность - это сомнение и расслабленность, это лишь нужная и переходная ступень в творческом пути человека-поэта, Слова поэта)...

Почему во мне отразилось такое эмоциональное восхищение от восприятия Вашей творческой публицистики?..

Ну, например, вот и из этого: один непризнанный гений мысли, как Аполлон Григорьев (который, впервые в истории российской публицистической критики произнес в адрес гения России: "А Пушкин - наше всё..."), в замечательной статье сказал про другого непознанного гения мысли:

"Если бы Белинский прожил до нашего времени, он и теперь стоял бы во главе критического сознания, по той простой причине, что сохранил бы высшее свойство своей натуры: неспособность закоснеть в теории против правды искусства и жизни.
В наше время он не был бы ни отрицателем, ни централизатором, хотя подлежит сомнению и то, что он был бы славянофилом. Славянофильство может быть играло бы только роль кратковременного момента в его развитии - не более" (А.А. Григорьев. "Белинский и отрицательный взгляд в литературе").

Другой гений русской мысли - Достоевский - выразил свой "Парадокс":

-Парадокс Достоевского-:

"...Вот эту догадку мою я и называю моим парадоксом.
Белинский, например, страстно увлекавшийся по натуре своей человек, примкнул, чуть не из первых русских, прямо к европейским социалистам, отрицавшим уже весь порядок европейской цивилизации, а между тем у нас, в русской литературе, воевал с славянофилами до конца, по-видимому, совсем за противоположное. Как удивился бы он, если б те же славянофилы сказали ему тогда, что он-то и есть самый крайний боец за русскую правду, за русскую особь, за русское начало, именно за все то, что он отрицал в России для Европы, считал басней, мало того: если б доказали ему, что в некотором смысле он-то и есть по-настоящему консерватор, - и именно потому, что в Европе он социалист и революционер? Да и в самом деле оно ведь почти так и было... Но если славянофилов спасало тогда их русское чутье, то чутье это было и в Белинском, и даже так, что славянофилы могли бы счесть его своим самым лучшим другом. Повторяю, тут было великое недоразумение с обеих сторон. Недаром сказал Аполлон Григорьев, тоже говоривший иногда довольно чуткие вещи, что "если б Белинский прожил долее, то наверно бы примкнул к славянофилам". В этой фразе была мысль..." (Ф.М.Достоевский "Дневник писателя", 1876).

Очевидно, что два гения русской мысли (А.А.Григорьев и Ф.М.Достоевский) не сошлись во взгляде на творческий образ Белинского.
Но парадокс "феномена Белинского" именно в верном вопросе (как не "кто прав?"), а как "каков цельный Образ человека?". И парадокс вопроса в том, что все верно подчеркнули Главное в человеке (которое при поверхностном взгляде кажется парадоксальным): и Григорьев, и Достоевский.

Вот поэтому, исходя из этого парадокса и сопоставления, я восхищаюсь и говорю, что в Вас, Альберт, как публициста, "воскрес" дух критицизма Чаадаева-Белинского, как "дух парадокса" и как по-Пушкину: "парадоксов друг", а перефразировав Пушкина - друг парадоксов.

Но таким же "другом парадоксов" был и Чаадаев, если глубоко увИдеть и углубиться в образ мысли русского публициста.
Вот! Парадоксы Чаадаева:

"Прекрасная вещь - любовь к отечеству, но есть еще нечто более прекрасное - это любовь к истине... Не через родину, а через истину ведет путь на небо...
Присмотритесь хорошенько... Есть великие народы - как и великие исторические личности, - которые нельзя объяснить нормальными законами нашего разума, но которые таинственно определяет верховная логика Провидения: таков именно наш народ...
Настоящая история этого народа начнется лишь с того дня, когда он приникнется ИДЕЕЙ, которая ему доверена и которую он призван осуществить, и когда начнет выполнять ее с тем настойчивым, хотя и скрытным инстинктом, который ведет народы к их предназначению. Вот момент, который я всеми силами моего сердца призываю для моей родины, вот какую задачу я хотел бы, чтобы вы взяли на себя, мои милые друзья и сограждане...
Но кто серьезно любит свою родину, того не может не огорчать глубоко это отступничество наших наиболее передовых умов от всего, чему мы обязаны нашей славой, нашим величием; и, я думаю, дело честного гражданина - стараться по мере сил оценить это необычайное явление...
Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит её; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной. Я люблю мое Отечество, как Петр Великий научил меня любить его. Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм лени, который приспособляется все видеть в розовом свете... Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, их заблуждения и суеверия..."
     (П.Я.Чаадаев "Апология сумасшедшего").

Вот! момент истины - парадокса Чаадаева!..

Нечто подобное Чаадаеву и Белинскому, я нахожу и в Вашей позиции, как человека и публициста:

"Когда я признаюсь в любви к своей России я её ненавижу за коррупцию и социальную несправедливость. Когда я ругаю Россию и говорю, что нужно уезжать из этой проклятой несвободной страны, я её люблю"
                (Альберт Комб)

Каков выход и путь человека и путь России?..

Вот, Ваше, Альбер, видение и позиция, исходя из Вашего личного примера:
"...Я размышляю на собственном примере. Два года занимался журналистикой, но мне сказали - замолчи! А один умный дал совет: ...молчать. Выхода два: либо бежать, либо оставаться и доживать свой век здесь, в тюрьме. Мы чужие на этом празднике жизни..."
                (Альбер Комб)

Альбер, я не вправе осуждать Вас за выбор пути, который Вы избирете для себя, ибо Ваше право выбрать свой путь жизни. Везде нужно Быть человеком и любить свою Родину, где бы ты ни был...

Но здесь, как свободномыслящий, я вправе поставить под вопрос и под сомнение Вашу позицию, как: верна ли такова позиция "либо-либо"?..
Ибо Ваша позиция половинчатая и Ваше сомнение раздвоенное, антиномическое. Но лишь ПРЕДЕЛЬНОЕ СОМНЕНИЕ на ПРЕДЕЛЕ ДУХА возможно и способно достичь истины, лишь в предельном сомнении открывается ясность духа и ясность огня истины! ТАК поставить предельное сомнение и в таком ПРЕДЕЛЕ ДУХА, как это открылось библейским пророкам и гениям мысли, как это открылось Декарту и Паскалю: ибо лишь на пределе Духа и в предельном сомнении открывается Истина: нечто несомненное, Непостижимое и Абсолютное, открывается Всевышний в моменте истины и в пределе человеческого духа!..

И вот из глубины духа на пределе последнего сомнения духа открывается другой, третий Путь для человека - избранный путь подлинной свободы человека-поэта, как вопреки всему и всем препятствиям идти прямо и крепко стоять в тверди Духа, ибо "где Дух Господень, там свобода"; быть в тверди духа и идти в "движении сопротивления", сопротивления миру сему, как в "движении сопротивления Духа"...
Именно таков был Путь пророков, святых-иноков, поэтов и публицистов, огненное слово которых плавило сей закостеневший мир и окаменевшие сердца и дремлющее сознание людей. Но Путь этот трудный в легкой поступи шагов, как по огненной воде и огненному льду, первично, в невидимом для мира преображении самого себя, дабы вместить в свою душу Дух Господень и премудрость огненного Слова Божия, как это описано в "Пророке" Пушкина, в Поэте, как Образе Мира, явленном в Слове.

Таков образ Поэта нам был явлен, спустя двести лет, но мы не увидели и не услышали его Слово, как Божественный глагол обжигающий сердца людей, и проговаривающий нам всем, что Есть, Есть другой третий Путь к нашему спасению, к спасению единой России!..

                "Я ждал это время, и вот это время пришло:
                Те, кто молчал, перестали молчать.
                Те, кому нечего ждать, садятся в седло,
                Их не догнать, их уже не догнать.
                А тем, кто ложится спать, -
                Спокойного сна.
                Спокойная ночь"

                "Я чувствую, закрывая глаза:
                Весь мир идет на меня войной"

                "Перемен! ТРЕБУЮТ наши СЕРДЦА...
                Перемен! Мы ждем перемен"
                (В.Р. Цой)

  И две тысячи лет мы все сидим и ждем "Перемен!", мы сидим у разбитых корыт и гадаем на розе ветров, мы все ждем, но не пытаемся изменить самих себя, преобразиться и облечься в нового человека, как по слову апостола Павла; человека свободного в Духе Господнем, избравшего для себя этот Путь свободы в Духе - путь к Истине, к подлинной святой и светлой Родине, что не от мира сего воплощается в мире сем. Возможно ли невозможное?.. На пределе Духа!..

Таков путь "движения сопротивления Духа" пророков и иноков-святых (Сергея Радонежского, Нила Сорского, Серафима Саровского и Поэтов-пророков)...

Скажут, а чтО делать "тем, кто ложится спать" и кто остался здесь в спокойной ночи?..

Верить и любить, ждать и идти по мере сил духа, как по слову пророков и святых-иноков, - уготавливать-выпрямить Путь Слову Божьему, воплощающемуся в мире сем...

Мы сомневаемся и мы маловерные, но "невозможное человекам, возможно Богу"... на пределе Духа в человеке!..

"Если бы Белинский прожил до нашего времени..."?..
И если бы Пушкин, Гоголь, Достоевский, А.Григорьев, Высоцкий, И.Тальков, В.Цой - прожили до нашего времени, то мир сей перевернулся бы? Возможно, что стал бы совсем другим по своему облику...
Но так быть не может и мы знаем "тьму низких истин", "и мы знаем, что так было всегда: что Судьбою больше любим, кто живет по законам другим и кому умирать молодым", ибо человек конечен-сметрен, но Слово Божие, - что вложено в сердце и в уста человека и которое из глубины любящего и потаенного сердца излучается в мире, - бесконечно и вечно.

                "Кто пойдет по следу одинокому?
                Сильные, да смелые головы сложили в поле,
                В бою.
                Мало кто остался в светлой Памяти,
                В трезвом уме, да с твердой рукой в строю,
                В строю...
                Где же Ты теперь, воля вольная?
                С кем же Ты сейчас
                Ласковый рассвет встречаешь? Ответь.
                Хорошо с Тобой, да плохо без Тебя,
                Голову да плечи терпеливые под плеть,
                Под плеть...
                Солнце мое, взгляни на меня?!.."
                (В.Р. Цой)
 
И вот ради этой Бесконечности-Любви и ради этого Пути, который конечен для человека, и стоит Жить и Любить и Верить и в Вере предвосхищать последнее и предельное - то, что возможно увИдеть лишь на пределе Духа!..

С благодарностью, 
               


Рецензии