Я - хороший!

Все дети совершают так называемые «плохие» (с нашей, взрослой, точки зрения) поступки. Дерутся, обижают животных и друг друга, надоедают взрослым, кричат, говорят неправду, не едят манную кашу. Что в этом случае делать нам, взрослым? Понятно, рецепта на все случаи жизни – нет. Но есть тем не менее некоторые очень простые правила, которые лучше соблюдать всем и всегда.
                .      .      .

Кольке три с половиной. На вид это не ребенок – ангел: светлые мягкие волосики, большие наивные, как у котенка, глазищи. Этакое дитя с журнальной обложки.
Колькина мама – моя бывшая студентка (педагог по профессии, между прочим). И вот как-то вечером, очень поздно, - звонок. Какой-то – очень тревожный!
- Вадим Ильич? Это говорит Оксана…
- А! Доброй ночи, Оксана!
- Ой, извините, ради Бога: я так поздно… Я насчет сына хотела поговорить. Можно?
- Очень даже можно… А что – хулиганит, значит, помаленьку?
- Нет – еще хуже!.. Лучше я вам все по порядку расскажу… Понимаете, ему уже три с половиной, я полгода как вышла на работу, в школу: отвыкла, устаю. Как-то вечером пришла, целый день не была дома, еле дышу. Только присела – Колька ко мне: а смотри, как я то делаю, а смотри, как это… Я ему: сынок, мама устала, оставь маму в покое. Он, вроде, отвязался, но стал к кошке приставать. Дергает ее, теребит. Она от него удрала. Он за ней – тоже как кошка, на четвереньках. А у меня сил нет даже рот раскрыть. Ну, не поймал он ее, разозлился, схватил подушечку с дивана – и как швырнет прямо в кошку! Прямо изо всех сил! Бедная кошка завопила дурным голосом. А я его схватила, шлепнула – и в сердцах говорю: «Ты нехороший, злой мальчик! Только злые дети обижают животных! Иди в другую комнату – не хочу тебя видеть!» Вытолкала его в другую комнату и дверь заперла…
          Теперь слушайте дальше… Сегодня вышла с ним во двор. Он какой-то
      нахохленный, унылый. Сижу на скамеечке, Колька копается в песочке – все
      хорошо. Тут принесла нелегкая еще одного мальчишку, его примерно возраста. У
      того красивая машина. Коля посмотрел-посмотрел – и взялся за эту машину, к себе
      тянет. Тот не дал. И вдруг он как набросился на того мальчишечку, с такой
      яростью! Я ничего подобного у него раньше не видела! Если б мог – он бы его
      убил, честное слово!  Я его еле оттащила.
         Думаете, это все? Самое интересное – за ужином. Сидим, едим. Колька
      пролил на стол ложку каши. Я хотела дать ему тряпку – вытереть, а он вдруг
      прямо ручкой – цап! – и сбросил эту кашу на пол. Прямо у меня на глазах! И
      что меня больше всего поразило: на мордахе у него – не злость, ни каприза
      никакого – а какое-то затравленное выражение, представляете? Как будто он
      заранее ждет, что его накажут… Так зачем же он это сделал? Мы с ним не
      ссорились, он не злился – значит, не назло. И не было раньше у нас такого
      никогда…
- А было раньше у вас такое, чтобы ты ему говорила, что он – плохой?
На том конце провода – тишина: задумалась Оксана. И говорит:
- Ой, не помню… Наверное, не было…
- Ну так в этом все дело. Он просто тебе поверил – понимаешь?.. Поверил, что он плохой. А раз я плохой, то и должен себя плохо вести – чтобы оправдать мамины ожидания. То есть он не сознательно так рассуждает – где ему: мал еще – это все на уровне подсознания. Понимаешь?
- Если честно – не очень…
- Ну вот скажи: есть какой-то человек, которому ты всегда безоговорочно верила в детстве?
- Мой отец… Я ему и сейчас так же верю…
- Ну вот: а Колька так тебе верит. Как и любой ребенок его возраста: ведь ты его мама! Вот он и поверил тебе! Тем более, ты так темпераментно и убедительно ему объяснила, что он плохой…
- А-а… да, я теперь понимаю… Выходит, сама, дура, виновата…
- Виновата ты сама, но не в «дурости» тут дело. Просто ты забыла, что ребенку нельзя говорить, что он плохой – ты же это знаешь?
- Знаю…
- Но в тот момент – забыла.
- И что теперь – что теперь мне делать?
- А теперь – убеди его, что он хороший. Если он себя ведет плохо, огорчайся – покажи ему, что ты расстроена, и не забудь сказать: «Коля! Ты такой хороший мальчик, такой добрый – и так себя ведешь! Я этого от тебя не ожидала!» Если что-то хорошее сделает, не забудь гордо улыбнуться и сказать: «Какой ты хороший человек, Коля!»
- Вадим Ильич, вы надо мной смеетесь?
- Ну, что ты, Оксана, бог с тобой!.. Понимаешь, ребенок узнает о том, какой он, от нас, взрослых – да, да! И, прежде всего, от родителей, а маленькие – конечно, от мамы… Вот он и узнал… Конечно, это у него еще будет продолжаться какое-то время, но – если ты будешь вести себя правильно – постепенно пройдет. Ты только ему поискреннее говори, что он хороший: ты ведь именно так думаешь о нем на самом деле, правда?
- Ну, еще бы!.. Ну спасибо вам: если бы не вы, я бы так и не поняла, какая я идиотка…
- На здоровье!
- До свиданья!
- Спокойной ночи!
                .      .      .
В следующий раз Оксана позвонила нескоро: прошел почти год. Пришлось ей мне напомнить, о чем мы говорили тогда.
- Ну и как он сейчас, Колька?
- Так вы думаете, почему я вам позвонила? Я же себя корю: мне Вадим Ильич помог, надо позвонить – хоть поблагодарить – и все забывала…
- Значит – пациент пошел на поправку?
- Что вы! Он в сто раз здоровее меня!
- Да ну?
- Не верите? А вот послушайте – я вам как раз хотела рассказать. Вы не знаете, где я работаю? Прямо возде дома. Хоть в тапочках в школу ходи! Из окон моего кабинета видны окна нашей квартиры – где-то метрах в пятидесяти всего. И вот, представьте себе, я в школе, уже лето, готовимся к экзаменам, собираюсь домой – а тут хлынул страшнейший ливень: льет как из ведра. А я зонтик забыла. Ужасно не люблю мокнуть! Звоню домой – говорю: «Сынок, я задержусь: у меня нет зонтика. Пока попроверяю тут тетради, дождь кончится – приду. Не скучай!» И положила трубку… Что вы думаете? Через десять минут он прискакал – с зонтиком! Вы представляете?
- Вполне представляю…
- Ведь я его не просила ни о чем! Какой он все-таки действительно у меня замечательный – вы были правы! А я-то дура – не понимала!
- Да, он у тебя замечательный. Да и ты сама – не лучше… То есть, тьфу, что это я говорю: не хуже!..
                .      .       .
На самом деле, конечно, все дети – замечательные, и все родители – тоже замечательные. А так как человечество, в основном, состоит из детей и родителей, то отсюда следует, что все люди – замечательные!
А если говорить уж совсем серьезно, то ребенка формирует наше мнение о нем. Не только это – но это в том числе, а иногда и – главным образом.
По отношению к своим детям мы – как Боги. Наше представление о ребенке действительно делает его таким, каким мы его себе представляем. Причем, без всяких особых усилий с нашей стороны.
Говорят же теологи и философы-идеалисты, что Бог есть дух, и Он как захочет – так все и становится. Просто оттого, что Он так захотел. Вот и мы так! Но, правда, только по отношению к своим детям.
Если говорить о взрослых, то тут наше мнение о них определяется тем, какие они: их поступками. Если говорить о детях – особенно, своих! – то тут все наоборот: то, какими они станут (а пока они никакие – или всякие), определяется нашим мнением о них.
Так что ребенок должен точно знать от своих мамы и папы, что он – хороший! Без всяких сомнений! Непреложно! Доказано и подписано. И скреплено печатью.
У ребенка никаких сомнений в этом не должно быть.
Вот только – нельзя притворяться: дети в этом смысле – просто феномены, причем все поголовно: притворство распознают моментально. Говорить ребенку, что он хороший, нужно искренне: потому что вы действительно так думаете.
Значит, не в том секрет, чтобы периодически докладывать своему чаду: «Ты, чадо, хо – ро-шее!» А в том, чтобы на самом деле так думать и так чувствовать. И тогда – можно даже ничего и не говорить, или сказать один раз. Ребенку этого будет достаточно.
Вы знаете, почему в мире все еще так много преступников, людей асоциальных, опасных для окружающих и несчастных? Потому что в детстве их уверили, что они – плохие. Не только поэтому, но и поэтому тоже; а может быть, и главным образом – поэтому.
Человек же, который твердо убежден, что он хороший, готов из кожи вылезти, чтобы только доказать самому себе и окружающим, что это действительно так: не разочаровать себя в этом. Вот откуда берут начало ручейки чувства чести, собственного достоинства, высокой нравственности.
«Я – хороший!» Значит, должен вести себя хорошо.
Вот почему о конкретном поступке ребенка можно высказываться весьма нелицеприятно – в том числе, и ему самому об этом говорить. Но О САМОМ РЕБЕНКЕ как о человеке ни в коем случае ни при каких обстоятельствах нельзя говорить, что он плохой. А тем более – ему самому так говорить.
Иначе – рискуем получить то, что «заказали»: плохого человека.
А зачем он нам нужен, правда?


Рецензии