Хомут

 Рассказ

      
                Это было, в конце прошлого века. Тоскливое было время. Страна парализована, полки магазинов пустели на глазах, зато была демократия, а главное - свобода. Завод работал три дня в неделю. Зарплату выплачивали с большим опозданием, правда, давали аванс всем поровну, которого хватало на неделю при жестокой экономии. И вдруг брат, живущий в другом городе, предлагает ехать  в Польшу – торговать. После многократных телефонных переговоров с ним о том, как материально поднялись люди на Польше, я согласился, хотя понимал, что в любой авантюре надо быть  в первом эшелоне, а на тот период бум уже сходил на нет, о чем я постоянно слышал от многочисленных челноков. Порасспросив «бывалых», что пользуется в Польше наибольшим спросом, я начал готовиться. Кстати, все говорили о разных предметах и вещах, поэтому я, взяв, с каждым днем обесценивающиеся последние сбережения, стал покупать. Не прошло и недели, а у меня в комнате лежала  груда товаров. Это: три эмалированные кастрюли,  три эмалированных таза, 4 чайника со свистком (неэлектрические), стопка школьных тетрадей, разноцветные мелки, наборы иголок, рыболовных крючков, напильников,  три телескопических удилища, двенадцать механических будильников (маленькие красные и черные), три электронных, три синтетические разборные елки (время отъезда планировалось на начало декабря), наборы сверл, два прибора электропунктуры, две металлические лестницы - стремянки (очень тяжелые), пять кипятильников, две бутылки спирта Роял. Весь этот скарб  я предполагал возить на тележке, которую долго выбирал, пока не выбрал  мощную, на резиновых колесах. Я скрупулезно все перечислил, потому что нашел записную книжку, где все было записано и против каждого товара – уже реализованная цена.
            
                За два дня до отъезда пришла подруга жены, побывавшая в Польше, уже пять раз. Вместе с женой стали шить сумку из брезента, причем командовала Вера. В итоге, я с ужасом смотрел на лежащую, на полу сумку, напоминающую чехол для байдарки, в который я даже попробовал улечься. При моем росте в 184см, мне лишь немного пришлось согнуть ноги. Накануне отъезда мой товарищ принес мне хомут. «У меня не прошло, но сердцем чую, продашь с большой выгодой», -  при этом Серега пускался как всегда в воспоминания об увлекательных  путешествиях в  Польше. Он там был одиннадцать раз и купил себе  очень свежую «восьмерку» на честно заработанные  деньги. Я долго пристраивал хомут в сумку – чехол, но ничего не получалось. В конце концов, хомут вместе с лестницами – стремянками и скелетами елок я уложил  сверху сумки, привязав  все это к каркасу тележки. Жена провожала меня до вокзала пешком (ни в какой транспорт моя колесница не входила). Уже перед самым вокзалом у коляски отскочило колесо, и я чуть не опоздал на электричку до Москвы, а значит и на поезд, который отходил в 19 двадцать с Белорусского вокзала, где меня уже ждал брат.
             
                В Познани мы сошли с поезда, пересели на электричку и поехали в маленький городок на берегу Балтийского моря, где брат побывал уже трижды.
Утром  расположились на маленьком рынке. Я долго раскладывал свой товар, так как делал это впервые. Хомут положил посередине. Чайники раскупили мгновенно. И я даже пожалел, что не назначил цену выше. Здорово раскупали и механические будильники, и я про себя подумал, что можно было взять только их: компактные маленькие, а цена втрое больше, чем дома. Три электронных будильника интереса не вызывали, при отъезде я подарил один из них хозяйке квартиры. Остальные все же купила пожилая женщина. Она долго вертела будильник в руках, потом  поднесла к уху.

«Да ходит он, ходит, видите, стрелка бежит», - я поднес будильник к лицу женщины, думая, что у нее плохое зрение.  Женщина покачала головой и опять поднесла будильник к уху. Наконец, я понял и завел будильник. Он зазвонил. Женщина обрадовалась и взяла оба. «А хомут не нужен?» - спросил я без всякой надежды на успех.  Женщина растерянно посмотрела на меня, перекрестилась и быстро ушла. Я, конечно, понимал бестактность своего вопроса, но покупатели были в основном женщины. «Завтра хомут брать не буду - надоел! - я начал собираться домой. Сумка моя представляла собой жалкое зрелище: замок не работал, большие дыры, вся грязная. А коляску я так и не смог отремонтировать: колесо неумолимо покидало тележку, поэтому остатки скарба я таскал в сумке, перехватывая ее то - левой, то - правой рукой, так как она все еще оставалась тяжелой да и ручки были, слишком длинны.  Иногда мелкие вещи выпадали, а я даже был  рад этому - так мне надоела торговля. Я накинул хомут на шею, и мы пошли с братом ночевать.
               
                Уже позже я понял, что в Польше цена на аналогичный товар была вдвое - втрое дороже, нежели цена, по которой мы продавали. За неделю основная часть товара была раскуплена, и к нам уже редко подходили покупатели. На следующий день мы организовали выездную торговлю, поехав на электричке в соседний городок. Там я продал все удилища и елки, которые только входили в моду, те более, что до рождества оставалось две недели. У меня оставались осточертевший мне хомут, три больших  эмалированных таза, два прибора электропунктуры и всякая мелочь.
          
                Этот день сложился для меня удачно. Покупателем оказался врач, практикующий лечение методом рефлексотерапии. Он пытался мне рассказать какое это эффективное лечение. Видя, что я не понимаю, он потыкал пальцем себе в грудь, голову – видно показывая биологически активные точки - потом  улыбнулся, расплатился, пожал мне руку и ушел.  Это был единственный покупатель, которому я не предложил купить хомут! Он был рад, что приобрел приборы, а я был рад, но еще больше удивлен, что все - таки нашелся покупатель. Тогда я понял, что на любой товар, даже самый редкий и экзотический, есть покупатель. Главное с этим покупателем встретиться.               
            
                Осталось два дня до отъезда, товар был продан, вот только хомут…  Я его ненавидел! Торговали мы в основном с асфальта, подстелив целлофан, так как все время шел мелкий бесконечный дождь.  Городок  располагался на самом берегу Балтики, и сырость была обычным явлением для этих мест. За время торговли хомут намокал и становился неподъемным. Весь обратный путь с рынка мне хотелось жалобно ржать.  Я стоял под дождем и думал: «Как я мог принять такой глупый совет Сереги?» Потом пришла мысль подарить хомут хозяину квартиры, у которого мы жили: «Ему его и повесить есть куда».
- Я смотрю, давно так ходишь! - пожилой мужчина остановился и хитро улыбался в шикарные усы. - Пора сбрую приобретать. А потом  то - ли из любопытства, то – ли из жалости спросил:
- Что вы, молодой человек, хотите за хомут?
- Вашу шею! - а про себя подумал. - Не возьмет!  Денег за хомут  я получил  столько, что не нужно было и тащить сюда  разнообразный скарб:
«Везучий я человек!» В этот вечер мы попросили хозяина протопить в нашей комнате печь и пригласили его на ужин. Втроем мы одолели литровую бутылку спирта.
          
                Утром болела голова и в нее настойчиво протискивалась мысль: этот реальный хомут я потаскал и сбросил, а вот виртуальный остался, как и у  многих  миллионов  россиян, которые сгибаясь под тяжестью этих хомутов, продолжают верить в справедливость, добро и светлое будущее России.
Терпеливый, искренний, трудолюбивый и душевный русский народ!    

                Виктор Попов


Рецензии