На берегу мечты

(рассказ)

Синеет за окном. Незаметно уплывает день. Ночная мгла пробралась в комнату, повисла в воздухе и незримой тенью осела на полках и книгах. Громче чем всегда отстукивают время настенные часы, нарушая тишину, которая притаилась в углах квартиры и звенит пчёлкой в ушах. Софья не включает свет.
- Всё равно уже никто не придёт, - негромко говорит себе девушка и складывает на столе разложенные журналы и газеты, - не любят дети читать. Даже её любимый читатель пятиклассник Артёмка и тот не пришёл. Любознательный Почемучка очень нравился Софье. Всё и обо всём ему надо знать!
- Был бы у меня такой сынок, - вздыхает тяжело Софья, вспоминая свою несложившуюся семейную жизнь.
Отношения с мужчинами у неё не складывались. Двадцать пять уже стукнуло, а ничего серьёзного ещё в её жизни не было, если не считать непродолжительных встреч с парнями из института. Кто интересовал Софью, тот не обращал на неё внимание, и, кому нравилась она, того ей не надо было.
Девушка мечтала и верила, что однажды придёт Он, не сказочный принц на белом коне, не капитан корабля с алыми парусами, а её любимый человек - Её мужчина, иначе зачем она столько лет берегла себя и свои чувства.

Я верю,что наступит весна,
И вокруг всё расцветёт.
Мой корабль любви на всех парусах
Непременно за мной приплывёт.

Замуж вышла неожиданно и быстро к немалому удивлению родителей и вопреки всем её жизненным правилам. Встретились они случайно у подруги на свадьбе. Сидели рядом за столом, стеснялись и не говорили, исподволь разглядывая друг друга. Он молча ухаживал за соседкой, подкладывая ей на тарелку закуски и подливая в бокал вино. Девушка благодарно кивала головой и мило улыбалась ему. А потом, весёленькая и осмелевшая, она лихо отплясывала под гармошку барыню. С высоко поднятой головой и разметавшимися по плечам локонами Софья задорно дёргала плечами и, размахивая руками, мчалась по кругу. Гости поддерживали её, охали -ахали, хлопали в ладоши и приплясывали вместе с ней. А мужчина смешно потрясывая руками, нетерпеливо подпрыгивал на стуле (видно, ему тоже хотелось плясать, но он стеснялся) и смотрел на девушку горящими глазами игриво и загадочно. Софья чувствовала на себе его взгляд, вся светилась и была очень хороша собой в тот вечер.
- Он, - беспокойно и радостно ёкнуло тогда её сердечко. Интуиция её не обманула. Познакомились. Имя-то у него доброе какое - Иван - Иванушка. Внешний вид безукоризненный: модный, без морщинок, как из бумаги, костюм; сверкающие остроносые туфли.
Русые волосы, уложенные гелем. Крупнотелый, лобастый. А глаза карие, спокойные и проникновенные, прямо-таки в душу смотрят. Как такой мужчина может не понравиться? Влюбилась "по уши", как девчонка. Ивану тоже понравилась весёлая, необыкновенная, не такая, как все, девушка.
Долго дружить, как в юности, молодые люди не стали, пошли да расписались. Медовый месяц, как у всех, самый счастливый в жизни молодожёнов. Любовь, ласки, нежные чувства, новые ощущения, новые отношения и обязанности. Он внимательный, спокойный и нежный. Она пылкая, страстная и неудержимая в своих деяниях, как порыв майского тёплого ветра. А ещё - выдумщица и фантазёрка - ой-ой, какая! Какое счастье сделать приятное любимому человеку! Просыпается Ваня утром, а на него смотрит удивлённо глазами - горошинами Буратинко из картошки со спичечным носом.
- Смешно, не правда ли? - улыбается про себя Софья и колдует на кухне. Сядет муж за стол, а перед ним - ваза из кабачков с розами из свежей морковки, салат пикантный, особенный. Радуется Иван, обнимает, целует Софью. Послал же бог ему такую жёнушку. А она уже торопится в магазин купить что-то вкусненькое на ужин, чтобы мужа удивить. Если ему хорошо, то ей тогда - ещё лучше. И неудержимым потоком рвутся из груди женщины, льются, срываются с губ стихи.

Для счастья много ли нам надо,
Чтоб за любовь, любовь была награда,
Чтобы сливались души в унисон,
Чтоб это была явь - не сон.

- Что удивила? - Карие проникновенные глаза мужа улыбаются. Радуется Софья, кружится от счастья по комнате.

Время шло. Летели дни недели, месяцы но ничего особенного, интересного в их жизни не происходило, и жизнь стала терять свои яркие краски, облиняла. выцвела, как красочный ковёр на солнце. Бурная, как весенняя вода вначале, она, словно задумалась, приостановила свой бег, вошла в своё русло и успокоилась. Стала обыденная, будничная,как у всех. То, чего раньше они не замечали друг в друге, вдруг стало выпячиваться, вылезать наружу, раздражать.
Мелочи,на которые можно было не обращать внимания, вдруг оказались важными, стали причиной столкновений между супругами, создавая преграду в их отношениях. Началось взаимное узнавание. Молчаливость и замкнутость Ивана стали раздражать живую, общительную Софью. С кем поговорить, поделиться, посоветоваться, как не с мужем? Начнёт с ним разговор, а в ответ "да" или "нет". Вот и поговорили! О чём думает, чего хочет, не понять, прямо сундук закрытый на замке. Софья - энергичная, общественная личность. Всё у неё какие-то неотложные дела: бежать за чем-то надо, идти куда-то по поручениям, по просьбам, от которых она не может отказаться. Иван не доволен:дома не посидит. Как можно обойтись без такой «активистки», как она?
Зовёт его Софья пойти куда-нибудь развеяться, с людьми пообщаться, но его не вытащишь из дома. Сидел бы сиднем весь день за своим компьютером! Работать Иван не ленится, пашет с утра до вечера и по хозяйству помочь жене не отказывается. Но порядок в доме, чтобы был идеальный. Не терпит, когда его вещи вдруг оказались не на том месте, где он их положил. Нахмурит густющие свои брови, набычится - лучше не подходи и ни о чём не спрашивай. А Софья придёт усталая с работы, ужин надо приготовить. До всего руки не доходят.
- Достал со своим порядком, зануда, - шепчет сердито себе под нос.
Пробежал незаметно год, вроде "притёрлись" друг к другу. Пора бы и о пополнении семьи подумать. Любая женщина мечтает о ребёнке (понятно -возраст уже), а Ивану - не надо.
- Подождём, не к спеху, - говорит, - сами ещё не жили.
- Скучно, так-то жить, Ваня. Давай хоть собачку или кошечку заведём, - предлагает Софья.
Но что ты? Собаку выгуливать надо, псиной от неё пахнет да грязь от неё в квартире. А про кошек лучше не заикайся. Купил как-то Иван себе на день рождения большой аквариум. Напустил рыбок, кормит, радуется, как ребёнок, даже про компьютер на время забыл. А Софья удивляется, что он в этих рыбах нашёл.
- Чем бы дитя не тешилось, - улыбается про себя, - лишь бы у Вани настроение хорошее было.
Позовут его мужики на рыбалку, он едет, только удочку с собой не берёт. Ходит по лесу, сушняк собирает, костёр разводит да уху варит. Радуются рыбаки: повара нанимать не надо. Ушица у него получается просто класс, обалденная. Подопьют мужики хорошенько, разговорятся, хвастаются своими уловами, анекдоты травят. А Иван - не любитель спиртного, выпил немного и на речку подался. Сидит на берегу, глаз с воды не сводит, будто ищет что-то на дне реки, то ли загадку жизни человеческой пытается разгадать.
- Некомпанейский, не от мира сего, - подсмеиваются над ним мужики. - Чудак какой-то.
Рабочие дела Ивана Софью мало интересовали. Она в них ничего не понимает, не разбирается ни в бизнесе, ни в предпринимательстве. А он не посвящает жену в свою работу и не советуется с ней. Ездит куда-то в свои командировки за импортными машинами и реализует их. Его дело мужское- деньги зарабатывать. Пять лет прожили, а спроси её, где работает муж и сколько зарабатывает, не скажет. Даёт деньги, хватает, а лишнего Софья не требует, не привыкла "смальства" к излишествам и к роскоши. Однажды вечером приехал Иван с командировки на новенькой, сверкающей белизной, машине, весёлый и счастливый.
- Иномарка, - шепчет он жене, едва дыша. - Наша!
 А глаза светятся от восторга, озорные, как у мальчишки.
Сбылась его мечта! В доме у них,как и в и в первое время их семейной жизни, - опять мир и согласие. Теперь у них своя машина. Поезжай, куда хочешь! И поездили на природу, к знакомым, к родне. Во всех магазинах побывали, знают теперь, где можно купить подешевле и повыгоднее.
У Софьи тоже была своя мечта, только она пока помалкивала. Нельзя, говорят, говорить прежде времени - вдруг не сбудется. Много у неё стихотворений: целых три общих тетради, и ей хотелось иметь свою книгу - сборник свой, которым бы гордилась и давала читать своим друзьям и знакомым, а иначе зачем писать. Но издать книгу нужны деньги и немалые. Где теперь найдёшь такого спонсора? Ивана же стихи жены не только не интересовали, но стали даже раздражать.
- Занялась бы лучше делом,чем бумагу портить! Вот и попробуй обратись к нему за помощью?
Если бы Софья целый день ходила по квартире с тряпкой, вытирала пыль, гремела на кухне поварёшками - это бы его устраивало - это "предназначение" женщины. А то придёт с работы, поест и за стихи свои возьмётся. Бывает и до ночи засидится. Иван же нарочно пораньше уляжется в кровать и психует, что свет который доходит в спальню из кухни, видите ли, спать ему не даёт. Вредный стал!
Раньше Софья за ним такого не замечала. Бывало: читает Ване стихи, он смотрит на неё своими проникновенными глазами и слушает или делает вид, что слушает. А ей приятно "мужнино" внимание, счастлива. А теперь ворчит: "Достала со своими стихами!
Софья участвовала в поэтических конкурсах, привозила и приносила домой дипломы и грамоты. Другой бы муж на его месте гордился такой женой, а ему "всё по лампочке", если бы деньги зарабатывала своими стихами, то другое дело.
Когда ей надо было ехать на встречу с поэтами или на фестиваль ,в доме начинались ссоры. Молчаливый Иван превращался в невыносимого старого ворчуна. В доме вдруг стало всё звенеть, греметь, стучать, будто все предметы ожили и задвигались. Иван набычится, сдвинет свои густющие брови,меряет в квартире углы и "бундит" себе под нос так, чтобы только она слышала. Не доверяет, обидно Софье, изо всех сил сдерживает себя, чтобы не связаться с мужем. Это ему можно ездить в свои командировки, а ей - нельзя. А не ехать, она не может, это её стихия, её жизнь, её призвание. Как это он не понимает.?
 - Когда же это непонимание началось? - Думает Софья.
Наверно, оно было всегда, только раньше оно сидело в нём глубоко, не вылезало наружу. А теперь зло накопилось и стало выплёскиваться из него с желчью, безжалостно и жестоко.
- Кому нужны твои стишки? Мало такой макулатуры пылится в твоей библиотеке?
Без ножа... по самому сердцу...
 Да,надо было его давно поставить на место. Упустила момент. А теперь защищайся, кричи - всё бестолку. Остывал постепенно возбуждённый мозг, охладевали, теряли свою силу чувства, лопались, как мыльные пузыри, столкнувшись с воздухом, с неизбежностью. Да, они люди разные - полное несовпадение . Но зачем-то свела же их судьба? Что это? Наказание за ошибки, уроки семейной жизни или просто закономерность.
Каждый человек проходит в этой жизни испытания. Невозможно прожить без боли, горестей и разочарований. Надо только научиться правильно и достойно принимать то, что предназначено тебе судьбой. Беды и борьба с трудностями закаляют человека - открывают ему глаза на собственное существование в этом мире, учат жить,понимать окружающих людей. А самая сложная задача - познать самого себя, которую человек не всегда в состоянии решить.
Так думала Софья, проснувшись ночью на кровати после очередной ссоры.

И вдруг он ушёл. Не сказав на прощание ни слова. Уехал молча на своей иномарке. Отворив дверь в комнату, Софья застыла на пороге. Остановилась в жилах кровь. Открыты двери шкафов. Не задвинуты дверцы ящиков. Исчезли его вещи, а также холодильник, ноутбук и аквариум. А на полу - её одежды и листы из поэтической тетради. Как же он торопился!
Ток пробежал по по телу, горло перехватили спазмы. Не раздеваясь, женщина рухнула на кровать и зарыдала надрывно и безутешно.
Первые дни после его отъезда она ходила согнувшись, как старушка, с потухшими глазами, бледная и безучастная ко всему. На работе ничего не получалось, всё валилось из рук. Обида не отпускала, душила и занозой сидела в сердце. Никакие таблетки не помогали. Бросил... как ненужную вещь! За что он так с ней? Бесконца задавала она себе один и тот же вопрос, на который не могла ответить, будто от этого ответа зависела её дальнейшая судьба. Предположить, что Иван нашёл другую, Софья почему-то не могла, скорее не хотела. Зачем травить и без того раненую душу? Сначала она никак не могла смириться со своим одиночеством. Днём давили стены, ночью - кошмары, без конца просыпалась и вздрагивала от стука дверей в подъезде, от гула машин за окном. Ждала не умом, а сердцем ждала. Появись Иван на пороге - всё бы простила.

Ждала тебя на берегу мечты,
И волны ног моих касались,
И все желания мои
Вполне реальными казались.

И вот приплыла одна за мной.
Яхта красивая...важная.. 
С надеждой ступила на палубу я,
А она оказалась бумажная!

* * *

Прошёл год. Обиды улеглись, осели где-то на дне её души, как оседает накипь в остывшей воде. Боль отпустила. Легче, веселее стало жить, и можно подумать о будущем. Сколько думано - передумано и взвешено за эти бессонные ночи, чтобы успокоиться и ответить на мучивший её вопрос "почему". И, наконец, поняла самое главное: правильно сделал Иван, что ушёл от неё. Сама бы она не решилась на такой шаг, ведь, если честно себе признаться, счастья-то, как такового, у них и не было.
Софья медленно шла с работы, наслаждаясь вечерней прогулкой. Наступала ночь. Синее, как морская гладь, небо открылось ей, спокойное и загадочное. Замерли в снежном великолепии деревья, сонно прижавшись друг к другу. Присмирели в седом убранстве дома, освещая совиными очами пустынную дорогу. Лениво вьётся дымок из труб, засыпанных снегом. Возвращаются с работы люди, только ей некуда спешить. Дышит улица морозной свежестью, дышит грудь, и вертятся ненавязчиво и весело в голове рифмы.
Прошло два дня, как приехала Софья с фестиваля, никак не могла успокоиться и находилась в плену приятных воспоминаний. Вот она торопливо поднимается на сцену, снимая на ходу очки. Председатель жюри, улыбчивый мужчина лет сорока, вручает ей диплом лауреата и тепло, и как-то нежно пожимает ей руку. Софья тщетно пытается представить себе его образ и закрывает глаза. Вихрастая, мальчишеская причёска, прищуренные весёлые синие-синие глаза. Да, она победитель конкурса - лауреат. Может, поэтому он так ласково посмотрел на неё.
Софья никогда не считала себя красавицей. Ростом не вышла, худощава. А в глазах - детское удивление, словно она только проснулась и ждёт от жизни чуда. Ротик надутый, пухленький, как у обиженного ребёнка. А зрение? Ни читать, ни писать без очков...
- Глаза - по ложке, не видят ни крошки, - сердито шепчет себе молодая женщина, разглядывая себя в зеркале. Разве что волосы? Они, пожалуй, её устраивают. Воздушные, светло-каштановые солнечными кольцами спадают на лоб, ласкают высокую шею и маленькие плечики. Их ни завивать, ни красить не надо.

После торжественной части в зале клубы организовали стол с шампанским и тортом, а потом устроили танцы. Вальс "В лесу" словно выплыл из сказочного леса. Всё в ней ожило и затрепетало. Когда-то она ходила в студию на бальные танцы и выступала на праздниках. Танцевать вышло несколько пар. Немодный стал вальс! Софья разочарованно огляделась и спряталась за спинами окружающих. Но тут перед ней вырос председатель жюри - весёлые синие глаза. Он шутливо расшаркался перед ней и подал руку. Покраснев от неожиданности, она она несмело протянула ему свою дрожащую ладошку. Медленно они поплыли по кругу, а потом, набирая скорость, закружились в ритме нарастающей музыки.
- Какие у вас прекрасные очи, - сказал вдруг мужчина, - никогда таких не видел.
Софья в такт ему отпарировала: "А у вас такая красивая причёска, никогда такой не видела.
- Обменялись любезностями, - смущённо проговорил он. - Да вот вчера постригли неудачно.
И больше они не говорили. Воздушный, волшебный вальс уносил их в далёкие дали, волновал, будоражил. А она уже не танцевала, а порхала, летела по воздуху, как птица, крепко прижав руки к упругим плечам партнёра.
Всё плыло перед глазами. Ноги едва касались пола, и он, словно пушинку, подбрасывал её вверх и тихо-нежно опускал вниз. Софья пьянела от счастья, чувствуя на себе его восхищённые взгляды и тёплые сильные руки на своей талии. Вальс затих, и мужчина подвёл её к месту, где она стояла.
- Вы прекрасно танцуете, Золушка, - проговорил он, задержав её руку в своей. Ему хотелось ещё что-то сказать, но тут подлетела деловая дама с бумажками в руках, и синие глаза ушёл.
- Золушка помоложе немного была, - усмехнулась про себя Софья, но сердце так и запрыгало от радости.
Рано утром, на следующий день, автобус увозил конкурсантов. И, когда он отъехал, Софья вдруг увидела в окно мужчину, который, размахивая руками, бежал к остановке.
Это был он! Конечно он! Софья была в этом почти уверена, интуиция никогда ещё не подводила её.
- Опоздал! - с досадой и глубоким сожалением подумала молодая женщина, и сердце тревожно и как-то сладостно заныло в груди. Рвутся из души её, просятся на свободу рифмы.

Я узнала тебя...
Ты - мой капитан!
Поплывём с тобою в дальний край,
Где будет наш с тобою рай 
На берегу моей мечты,
Где будем только Я и Ты!


Вот и всё, что было. Всё как во сне . Туман рассеялся, и она тихо опустилась на землю.

* * *
Первый этаж. Соседи уже включили в подъезде свет. Долго искала в сумке ключ и, едва раздевшись, схватилась за тетрадь. Скорее записать рифмы, вертевшиеся в голове, пока не забыла. Но где же очки? В страхе рванулась изо стола и стала искать . Обыскала всю квартиру, все места, где они могли лежать и даже те, где их не должно быть. Может, обронила в подъезде, когда искала ключ? Выскочила раздетая в коридор. Очков нигде не было. На работе она, кажется, не могла их оставить. Возможно, по дороге на почту. Ночью искать не пойдёшь. Расстроенная, Софья не могла уснуть до утра и, когда рассвело, прошлась по дороге до библиотеки и обратно. Да разве найдёшь, если даже они упали в снег.
- Почему не купить было сразу две пары, - ругала она себя с досадой. Теперь ничего не оставалось, как записываться на приём к врачу и заказывать новые очки. Вечером, когда стало смеркаться, возле самых окон остановилась белая машина.
- Иномарка... его машина,- прошептала Софья дрожащим от волнения голосом. - Вспомнил!
Наконец-то она выскажет ему всё.
В квартиру постучали. Она кинулась к двери
- Не нужен, не хочу, не надо!
На пороге стоял мужчина.
- Иван... Зачем? - закричала она и вдруг осеклась, будто облили её холодной водой.
- Иван да не тот, - услыхала она негромкий приятный голос и вся покрылась краской. На неё лукаво смотрели весёлые синие глаза, и  Софья вдруг успокоилась.
- Ой, простите, - растерянно проговорила  молодая женщина, - я думала... он ушёл от меня...
- А я не уйду, - проговорил серьёзно Иван и достал из кармана синенький футлярчик.
- Очки... боже... мои очки! Как они к вам попали? - воскликнула Софья, вне себя от радости, расцеловала мужчину.
Каких чудес не бывает на свете!

Валентина Кужелева
25.12.2013г.


Рецензии