Влияние Интернета на восприятие учащимися дисципли

IMPACT OF THE INTERNET ON STUDENTS' PERCEPTIONS OF HISTORICAL AND CULTURAL DISCIPLINES
Ключевые слова: Интернет; молодежь; медиаобразование; информационное общество.
Аннотация: В статье рассматривается влияние  Интернета на молодежь. Отмечается, что исторические факты в интернет имеют разную трактовку. Особо показаны негативные стороны Интернета на медиаобразование

Keywords: Internet; youth; media education; the information society.
Annotation: The article deals with the Internet’s influence on youth. The author points out that historical facts in the Internet have different interpretation. Special attention is drawn to the Internet’s negative impact on media education.


Каждый наш день сегодня связан с Интернетом, что воспринимается многими как само сбой разумеющееся явление. Мобильность человека во многом определяется замыкающей связью со всемирной паутиной, где находятся новые друзья, враги, пишутся диссертации и ведутся нескончаемые «холивары» - любая тема легко обрастает плотным слоем сентенций различного эмоционального и интеллектуального уровня.
Именно из этого «виртуального мира» попадают все студенты и большинство преподавателей в аудитории, где им предоставлен своеобразный островок реальности. Но если преподаватели, в силу возрастной специфики, еще могут прощупать границу реального мира, то студентам с каждым годом это сделать все труднее – с «младых ногтей» подрастающее поколение плотно связано с своеобразной медиакультурой. Примечательно, что определение «медиакультура» еще не включено в Википедию, по состоянию на 8.10.2013 этот термин раскрывался только в украинской Вики. Получается, что новые веяния не всегда находят собственное отображение в Интернете.
Значение интернета в медиаобразовании весьма велико. При этом стоит отметить, что «современное медиаобразование — это не только педагогика и художественное воспитание, но и культурология (история  и  теория  культуры),  искусствоведение  (в  том числе киноведение, театроведение, литературоведение), менеджмент и социология культуры.»  [1, с. 426]
История и культура сегодня перебывают в весьма спорном положении – с одной стороны обилие информации и ее свободное обсуждение, с другой – глобальное равнодушие подрастающего поколения к прошлому и грандиозная профанация знания, как такового. «Медиапедагоги» вынуждены считаться с реалиями происходящего – ломается структура преподавания, смещаются акценты, и возникает новая формация связки учиель-ученик. Мы наконец приближаемся к долгожданной форме близкого интеллектуального  контакта с аудиторией, ведь книжные знания всегда были прерогативой заведомо более образованного педагога. А сегодня в доли секунды любой может приобщится к миллиардам страниц текста любой культуры и в разны хронологическим рамках.
Естественным «бутылочным горлышком» доступности информации можно считать способность к аналитическому мышлению. Но Интернет значительно ускоряет процесс преобразования знания в категорию, доступную обывателю. Ведь вырывается вперед не самое ценное с точки зрения академической науки, а то, что имеет сенсационный характер – образно говоря новость про то, что человека укусила собака, уже вызывает минимум эмоций, а новость о покусавшем собаку человеке имеет «взорвать» рейтинг. Правда, процесс этот неумолимо приведет к еще большему поднятию порога чувствительности – завтра нужно будет искать более извращенные формы.
Педагоги вынуждены выбирать  - сохранять спокойную, накатанную колею и встречать равнодушные взгляды или зажигать огонь используя новые возможности. Комплекс из новых технических средств и новых идейных предпосылок подачи информации способен остановить омертвение образования, уменьшить отрыв поколений и сделать рациональный задел на будущее. Новая техника туго проникает в образование из-за нищеты материальной, а новые информационные потоки стопорятся косностью мышления педагогов, не готовых расстаться с уже сбалансированной внутренней позицией.  Но времени на переформатирование сознание остается все меньше – если раньше глобальные изменения требовали столетия и десятилетия, то сегодня счет идет на годы и месяцы.
В медиаобразовании первейшей проблемной нам представляется ослабевающая мотивация к учебе и размытая целесообразность постигать   опыт предыдущих поколений. Это связано со значительным креном в материальную плоскость бытия, который культивируется на всех уровнях. Отсутствие прямой зависимости между интеллектуальным развитием и финансовым благополучием дезориентирует молодежь, приводит к отрицательному или безразличному изучению соответствующих дисциплин «для галочки».  Моральный долг педагога вроде как противодействовать подобному отношению, но многие предпочитают оставлять текущее положение дел без изменений, списывая подобные проявления на самофильтрацию общества. Но со временем своеобразное «отпадение» становится все более массовым.
Самоидентификация молодежи тоже подвержена искажениям – гордится достоянием Отчества «по указке» уже не получится. Ситуация усугубляется тем, что некоторые внутренние и внешние информационные потоки сознательно разрушают консолидирующие связи с историей и культурой, занижая образы видных представителей нации и перевирая значение значительных событий. Используется опробованная методика снятия человека с пьедестала, на который его поставила история. При этом правда имеет тут более деятельное действие, нежели обман – отчасти тут вина государственных и академических кругов, умалчивающих длительное время из соображений целесообразности допустимости многие факты. Вскрытие информации приводит к предсказуемой потере авторитета, поскольку люди чувствуют себя доселе обманутыми.
Раньше система поощрения и наказания вполне справлялась с «выбросами»; монополия на массовое распространение информации позволяла планово выстраивать причинно-следственную связь становление страны. Видные исследователи предпочитали молчать из разных соображений. Например, Мариэтта Шагиян в 1972 году получила Ленинскую премию за тетралогию «Семья Ульяновы», но там мы не найдем ничего про еврейскую линию в этой семье вождя мирового пролетариата. Ведь это могло повлечь нежелательные для существующей тогда системы пересуды. Сегодня эта информация доступна, но интерес к ней довольно вялый.
В Украине медиакультура приносит тоже свое парадоксальное влияние. Например, в Харькове по решению органов самоуправления демонтировали мемориальную доску филологу Юрию Шевелеву[2]. Именно это событие всколыхнуло интерес к его персоне, ведь он был известен в кругу специалистов. Если бы доска осталась, то мало бы кто услышал про украинского профессора Колумбийского и Гарвардского университетов.
Отличительные черты медиакультуры носят и множество скрытых угроз. Для подрасатющего поколения это возросшая опастность подпасть под влияние радикальных идей, поддаться ярким параноидальным «теориям заговора», окунутся в клеветническую среду псевдоспециалистов и т.п. Оградить учащихся от опастностей Интернета сегодня никто не сможет. Наиболее продуктивным нам видится культивирование самоконтроля и насыщение медиасреды качественным материалом, способным  конкурировать в жестких условиях киберкультуры.               
       
Список литературы
1. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н. Б. Кириллова. ; 2-е изд. — М. : Академический проект, 2006. ; 448 с.
2. Спустя полчаса. В Харькове неизвестные разбили мемориальную доску Шевелеву после решения горсовета/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 


Рецензии