Важность духовно-воспитательной работы

                «Уча их соблюдать всё, что Я повелел вам».
                Матф. 28-20.


        Перед евангельско-баптистским братством стоят две первостепенные задачи: это – проповедь евангелия миру и духовно-воспитательная работа в церкви. Обе задачи одинаково важны, и одна без другой – лодка без второго весла. Одна проповедь миру и создание новых церквей не может быть самоцелью: лишь бы люди становились христианами и на карте появлялись новые точки общин и групп. А если они всю жизнь будут оставаться младенцами, жить в тех или иных грехах  и распространять вместо света копоть, то это будет не евангелизация, а христианизация страны! Важно не только родить, но и воспитать, вырастить церкви, чтобы члены жили достойной  христианской жизнью и были сильными против греха и соблазнов этого мира.

    Господь Иисус Христос учил, чтобы люди не просто толпой шли за Ним, но, отвергнув себя и взяв крест свой, исполняли всё, что Он им заповедует. То-есть, не как-нибудь строили дом свой, а, учитывая неблагоприятные погодные условия и близкие воды, углублялись и полагали основание его на камне, чтобы не было падения этого дома.

   Апостол Павел, рукополагая пресвитеров в каждой новой церкви, писал домостроителям, чтобы каждый смотрел из чего он строит. Если это дерево, сено, солома, то постройка сгорит, потому что огонь испытает дело. (1 Кор.3:12-15). У нас же, у большинства общин и групп нет ни своих пресвитеров, ни учителей, ни вообще опытных работников, которые пасли бы стадо со всей ответственностью. Это не может не беспокоить.

  А ведь пришествие Господне приближается. Все доказательства тому налицо. Но самое печальное то, что чем ближе «утро», тем тяжелее бодрствовать. Загляните в молитвенные дома среди недели – и вы увидите пустые скамейки. Новообращенные ещё не успели толком родиться на свет, а уже нет первой любви. А как трудно стало по-настоящему обратить хотя бы одну душу к Господу! Не стало горячих и слёзных молитв раскаяния в грехах. Не видно должного огня в сердцах и у давно верующих. Большинство членов не расположены ни к какому труду для Господа, живут только для себя, для плоти.

   Конечно, у такого состояния церквей есть и социальные корни. Если раньше большинство людей обращались к Богу из семей верующих родителей, из православия, из молокан, которые по природе своей не были такими испорченными и как-то по-своему боялись Бога, то в наши дни приходят люди, сильно покалеченные грехом. Их воспитала безбожная школа: «Станем есть и пить, ибо завтра умрём».  Поэтому, если приходят к Богу молодые, то большинство уже порабощены какими-то пороками. Если – пожилого возраста, то они уже «нажились», и почти за каждым тянется тёмный шлейф тяжелого прошлого: то они не раз разведены, то брошены, или бросили своих мужей, а то и детей. Некоторые продолжают жить в не зарегистрированном браке. Старенькие члены церкви живут с неверующими детьми, которые издеваются над ними, пропивают их последнюю пенсию, и церковь не может защитить их. Отсутствие работы, запутанные семейные, долговые, квартирные и прочие проблемы так осложняют жизнь верующих, что многие делаются пассивными и даже теряют страх Божий. Они могут неделями, а то и месяцами не ходить на собрание, не участвовать в Вечере Господней, не читать Слово Божие, и, не делая никакого доброго дела, считать себя верующими. Никакой духовной связи с живыми членами церкви они не имеют. Их не интересуют ни радости, ни печали народа Божьего.

     Пришло время сделать трезвые оценки нашей работы в 90-е годы. Массовые обращения и крещения не оправдали себя. Нужно определять надлежащий испытательный срок каждому новообращенному и не гнаться за количеством; ставить надёжный заслон наплыву в церкви всего чужеродного.

   Всё это выдвигает духовно-воспитательную работу среди членов на передний план и требует от пресвитеров мудрости домостроителей и пастырской жертвенности. Неудивительно, что так тяжело, а порой  и не возможно стало найти нужную кандидатуру на это ответственное служение.

   Радует наличие библейских школ для подготовки проповедников из числа молодых братьев. Но и здесь сокрыто много подводных камней, о которых стоит серьёзно подумать. Очень важно посмотреть с какой осторожностью относились к вопросу образования наши старые братья. «Мы не спорим против того, что образованные и подготовленные проповедники могут многое делать, но мы боимся так же отрыва их от масс и превращения в замкнутую касту, что видим в других церквах... Голодные, оборванные и часто босые, но влекомые и побуждаемые Духом, странствуют наши проповедники по обширной нашей земле и не всегда, за неимением средств, могут пользоваться железной дорогой. Им известны все нужды и горе их братьев, они живут с ними  одной жизнью... Их успех – во внутренней силе, которую даёт Бог». (Речь П.Павлова на Всемирном Конгрессе баптистов в 1923 году).

    Ещё одним подводным камнем в подготовке молодых проповедников является их плотская ориентация на сегодняшний день. Будто условия свободы, которыми мы пользуемся, продлятся ещё долгие годы, лояльное отношение к нам властей, как и терпимое отношение низов народа к верующим, материальная помощь из-за границы, богословские титулы, звания, зарплаты... У евангельских христиан-баптистов раньше был другой подход к труду на ниве Божьей. Они, работая, несли всю тяжесть материальных лишений и отрываясь от своих занятий,  посвящали все свои силы делу Божьему.


                *   *   *

Юрий Куксенко  - пастор, многолетний
служитель евангельско-баптистского братства.
(1930-2003)

Статья размещена в журнале: «Гость» №4(43) 2010 год. стр.34.

БИОГРАФИЯ ЮРИЯ ФЁДОРОВИЧА КУКСЕНКО РАЗМЕЩЕНА НА САЙТЕ:
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЕХБ - http://baptistru.info/index.php/


Рецензии