Застенчивый ребёнок

Что делать родителям, если ребенок замкнут, робок, застенчив, необщителен? Вечно забивается в уголок, как сыч в дупло, предпочитает играть в одиночестве. Боится всего нового и неожиданного. Когда ему задают вопрос, даже наипростейший, не отвечает.
Родители понимают, что так не должно быть, но часто не знают, в чем тут причины и как помочь малышу справиться со своими проблемами.
                .     .     .
Когда Тиму (Тимофея) первый раз привели ко мне, ему было пять с половиной лет. Маленький тощенький смешной мальчишка: пострижен под бокс, и голова у него остренькая, и ушки остренькие.
Тимина мама – очень энергичная, уверенная в себе женщина. Рядом с ней – по контрасту - сын кажется каким-то особенно жалким, пришибленным. Хотя он симпатичный мальчик. Но вид у него такой, будто он боится, что его ударят. Смотрит исподлобья. Прежде, чем ответить на вопрос, очень долго думает; голос у него тихий-тихий, говорит быстро и невнятно.
Мама рассказала мне следующее: ее муж – человек чрезвычайно замкнутый, обожает что-то мастерить, может часами смотреть телевизор. Иной раз в течение дня от него двух слов не услышишь. Хотя человек он хороший, сына любит, правда, мало им занимается.
Тима пошел в садик в три года. Так уж пришлось: оставлять его было не с кем. Он ужасно плакал, отбивался, приходилось тащить силой. Садик он не любит, там он всегда унылый, не хочет играть с другими детьми. Дома, наоборот, бывает расшалится – не уймешь его. Но как зайдет кто-то чужой – сразу прячется в свой уголок и возится там с машинками: разговаривать с гостями не хочет.
Что бы ему ни предложили сделать – такое, чего он не делал раньше – он отвечает: «Не хочу!» Хочешь выучить и рассказать стишок? Не хочу! Хочешь научиться рисовать котика? Не хочу! Не хочет делать ничего нового, потому что, видимо, боится: вдруг плохо получится!
Как-то в садике готовили спектакль, Тима должен был играть роль Козлика. Он уже выучил свои слова, но когда стали репетировать, воспитателю не понравилось, что Тима говорит слишком тихо: она его прогнала и заменила кем-то другим. С тех пор он вообще ничего нового не хочет делать: ни в садике, ни дома.
Он давно уже читает буквы, более-менее научился читать по слогам, но целые слова читать не хочет – даже такие, как «вода», «рука», «лампа». Даже если рядом со словом – картинка. Говорит: «Я так не умею!» – и упорно продолжает проговаривать отдельные буквы и слоги.
Боится не только чужих взрослых, но и детей. Во всяком случае, сторонится. Ужасно боится всех собак, увидит – пусть даже маленькую собачку – и сразу бежать! Хотя его никогда собаки не кусали.
Что делать с ребенком?
                .     .     .
Прежде всего, родителям такого ребенка надо правильно определить, что с ним такое: ведь застенчивость, робость и замкнутость – это три совершенно разных качества, хотя они довольно часто (но далеко не всегда) сопутствуют друг другу.
Начнем с ЗАСТЕНЧИВОСТИ. Это своеобразное качество состоит в том, что человек в ситуации общения чувствует себя оцениваемым и при этом не уверен, что у него все в порядке. Он подозревает – чаще всего, неосознанно и притом без всяких на то оснований – что его могут оценивать отрицательно.
Представьте себе, что вы вышли на подиум: на вас устремлены сотни глаз. При этом вам кажется – и вы даже почти в этом уверены – что брюки на вас сзади мятые и даже грязные, и поэтому все смотрят на вас с усмешкой. ТАК застенчивый человек чувствует себя постоянно – но только в ситуации общения.
Скажу сразу же: А.С.Пушкин был с детства очень застенчив, и даже в зрелые годы во многом оставался таким. Что не мешало ему быть чрезвычайно смелым человеком: в том числе и в отношениях с людьми.
Так вот – РОБОСТЬ – это несмелость, и не только в человеческих отношениях. Всего того, что может быть связано с болью или неудачами: физической опасности, трудных заданий и пр. – робкий человек старается избегать.
Что до ЗАМКНУТОСТИ, то это необщительность – и не более того. Такой человек хорошо себя чувствует, когда молчит и играет (или что-то делает) сам: он не очень нуждается в обществе. Очень замкнутым человеком был, например, П.И.Чайковский.
Замкнутость – качество абсолютно нейтральное: это просто индивидуальная особенность человека, черта индивидуальности. Это не хорошо и не плохо. Скажем, Тима замкнутый, потому что его папа замкнутый.
Дело в том, что любой ребенок отождествляет себя со своим полом (так это называют ученые) – т.е. убеждает себя, что он Настоящий Мальчик – или Настоящая Девочка – очень простым способом: старается быть максимально похожим – мальчик на отца, а девочка на маму. Разумеется, происходит это совершенно бессознательно.
Вот почему «яблочко от яблоньки недалеко падает»: вот почему дети чаще всего похожи на своих родителей – похожи качествами характера. Какую-то роль тут может играть и наследственность.
То, что Тима замкнутый, не плохо. Разве лучше быть бешено общительным, не способным обходиться без людей ни одной минуты? Такой человек не напишет ни «Войны и мира», ни «Лунной сонаты»: чтобы что-то такое создать, нужно любить одиночество!
Так что, не надо огорчаться, если ваш ребенок довольно замкнут: это свойство вполне доброкачественное.
С застенчивостью все сложнее. Застенчивость нельзя признать чем-то нормальным. Но надо понимать, что возникает она исключительно у людей душевно тонких, очень чувствительных. А это – черта очень положительная! Разве лучше быть бесчувственным, толстокожим?
Появляется застенчивость часто от того, что чувствительность ребенка кто-то больно ранил. Причем, чаще всего это происходит в раннем детстве. Иного малыша достаточно один раз высмеять (особенно, если это произошло публично или посмеялся над ним близкий человек, очень значимый для ребенка) – и он становится застенчивым, порой – на всю жизнь.
Чувствительность душевная в чем-то очень схожа с физической. Представьте себе, что у вас где-то содрана кожа: вы будете стараться этим местом ни к чему не прикасаться – чтобы не было больно. Бывает, такое случается с душой – когда ее чем-то ранят. Ведь общение – это соприкосновение душ. И вот для такого человека оно становится ситуацией опасной, травмирующей – и он старается ее избегать.
Вспомним еще раз о Пушкине, который был очень застенчив. Он тянулся к людям, но трудности в общении привели к тому, что у него чрезвычайно развились наблюдательность, эмпатия (способность почувствовать эмоциональное состояние другого человека), понимание людей. Его очень интересовали люди – а общаться с ними он боялся и наблюдал их со стороны. И вот так получился великий поэт и писатель!
Так что, застенчивость – сложное качество: и плохое, и хорошее.
Есть такой психологический и педагогический закон, открытый Л.С.Выготским, - закон обходных путей развития. Любое препятствие, любая трудность в развитии ведут к тому, что ребенок «движется в обход», приобретая при этом какие-то особые, часто редкие и потому особо ценные, качества.
Не получается общаться с людьми? Научусь наблюдать за ними, понимать их!
И все-таки застенчивость – это своего рода душевная болезнь. И лучше постараться помочь ребенку избавиться от нее.
Как это делать? Прежде всего, вести себя с ним как можно деликатнее, ничем его не задевая. Раз застенчивый – значит очень чувствительный, душевно ранимый! Такой ребенок больше, чем все дети, нуждается в безусловной любви, в том, чтобы родители – или хотя бы только мама – полностью принимали его таким, какой он есть, и верили в него.
А.С.Пушкина родители не любили: его мать этого даже и не скрывала. Это была одна из причин его застенчивости.
Нужно стараться избавить застенчивого ребенка от любых травмирующих ситуаций. Такого малыша нельзя заставлять, нельзя на него давить. Нужно постоянно своими словами, своим поведением по отношению к нему внушать ему уверенность в себе.
И в то же время очень важно не прятать такого ребенка от жизни. Тут есть противоречие (с одной стороны, беречь, – с другой – не прятать), но это так. Ему нужно укреплять уверенность в себе: ведь застенчивость «замешана» на неуверенности. Для этого подойдет все, что угодно: все, что он хочет и может делать хорошо. Почаще, хотя и умеренно, хвалите такого ребенка, а критикуйте очень осторожно.
Застенчивые дети часто бывают  добрыми, охотно заботятся о тех, кто в этом нуждается. И это укрепляет их уверенность в себе. И это можно использовать: например, хотя бы просто купить ребенку щенка. Устройте так, чтобы малыш почаще помогал вам.
Застенчивый малыш часто «зациклен» на своей проблеме, уверен, что он хуже других, т.к. неумение общаться с людьми бросается в глаза, а другие, гораздо более важные особенности личности (та же доброта), скрыты и кроха их пока в себе не замечает. Поэтому постарайтесь убедить ребенка, что с ним все в порядке: он хороший, у него много хороших качеств, а т.н. «общительность» – далеко не главное в людях.
Чтобы ребенок перестал ощущать себя оцениваемым, он должен постепенно приучаться оценивать других. Для этого почаще обсуждайте с ним других людей: какие они, почему так, а не иначе ведут себя. Обратите его внимание на то, что на самом деле его проблемы мало кого интересуют – что, конечно, так и есть. Проблемы застенчивых в большой мере носят фантомный характер: реально их нет – никто за этим ребенком не следит и не замечает в нем ничего «такого».
Наконец, мы добрались и до робости. А вот это уже качество сугубо патологическое. Основная составляющая робости – обычный страх, а постоянный страх разрушительно влияет на развитие человека.
И прежде всего нужно разобраться, почему ребенок стал робким. Причин может быть много. Некоторые очевидны (папа вспыльчив и порой кричит и даже бьет сына); о некоторых вы можете и не знать (катался в садике на санках, вдруг откуда-то выскочила большая собака и с громким лаем напала на малыша, а воспитательница это скрыла от мамы). Но если есть что-то, что делает вашего ребенка робким, то это просто нужно устранить: если, конечно, это в вашей власти. 80 или 90% робких детей просто запуганы, причем, как правило, самыми близкими взрослыми. Увы, это так.
Правда, не всегда эти взрослые понимают, что их поведение или слова пугают ребенка. Некоторые очень энергичные, с «командирскими» привычками папы и мамы не осознают, что обычная для них манера вести себя, еще и усугубляемая тем, что ребенок совсем маленький и что это их ребенок, как раз и является причиной его робости.
Я уже отмечал, например, что у Тимы очень напористая мама: она как-то сразу производит такое впечатление. Так вот, мне пришлось ей объяснить, что в этой ее особенности – разгадка некоторых проблем ее сына. И что ей нужно научиться общаться с ним по-другому.
Некоторые взрослые любят послушных детей. Но если от крохи всегда требуют безусловного послушания, подавляя его самостоятельность (особенно, если это мальчик), то он неизбежно станет робким.
Робкому ребенку очень нужна ситуация, в которой он мог бы очень медленно, очень постепенно, развивать свою смелость. Может быть, какая-то спортивная секция. Может быть, просто какая-то игра. Полезно вместе с ребенком кататься с горки на санках. Пораньше научить его плавать. Вообще чем крепче малыш физически (опять-таки - особенно, если это мальчик), тем реже он бывает робким. Великий педагог В.А.Сухомлинский прыгал со своими детьми-шестилетками с обрыва! Сначала с небольшой высоты, потом – все выше и выше. Робким детям он позволял не прыгать, но, глядя на других, все они в конце концов решались прыгнуть – и так преодолели свой страх.
А еще – как ни странно, это так – робкому ребенку очень полезно общаться … с еще более робким! В сравнении с которым он себе кажется смелым и решительным!
Во всяком случае, сама собой робость не проходит, а она очень отрицательно влияет как на самочувствие крохи, так и на его развитие. Ее нужно целенаправленно преодолевать.
                .      .     .
Если ваш ребенок слишком уж «зажат», не хочет общаться с другими детьми, боится всего нового – это повод для беспокойства. Но не стоит особенно огорчаться: может быть, это будущий Пушкин или Чайковский? Многие великие люди были странными детьми.
Но если вы уверены, что особенности вашего ребенка недоброкачественные, что они ему вредят, - проконсультируйтесь с хорошим специалистом (психологом или педагогом) и выработайте определенную стратегию по преодолению его недостатков.
Ничего страшного и фатального ни в застенчивости, ни в робости нет: помочь ребенку стать смелее и увереннее – вполне в ваших силах.
                .      .      .

*Главная составляющая робости и застенчивости – неуверенность в себе.
Чтобы ее преодолеть:
- Организуйте жизнь ребенка так, чтобы он почаще делал то, что у него хорошо получается.
К счастью, нет людей, всегда и во всем неуверенных: каждый человек что-то делает лучше, что-то хуже – поэкспериментируйте и найдите, что ваш малыш может делать хорошо и уверенно (это может быть музыка, лепка, рисование, спорт и мн. др.) – и пусть он это делает как можно чаще. Тогда его уверенность в себе будет расти.
- Игнорируйте (не замечайте) проявления неуверенности, неудачи – как будто их нет. Наоборот, замечайте и отмечайте любую удачу, любое уверенное действие крохи, - тем самым внушая ему, что он уверенный и удачливый.
- Воспитывайте смелость: пусть малыш катается с ледяных (снежных) гор; играет в спортивные игры (футбол, хоккей и пр.); плавает, лазает по деревьям – делает все, что ему нравится и что связано с преодолением своего страха.
- Исключите все неблагоприятные факторы, из-за которых ваш ребенок может стать еще более неуверенным в себе: постоянную критику, угрозы, окрики, суровые наказания за пустяковые проступки и пр.
- Как можно чаще советуйтесь с малышом, интересуйтесь его мнением и считайтесь с ним; давайте ему возможность принимать решения, что-то делать самостоятельно.
- Организуйте жизнь ребенка так, чтобы развивать его внутреннюю активность: интерес к людям, стремление понимать их, заботиться о них.
- Постарайтесь организовать общение малыша с теми детьми, которые еще более неуверены в себе, чем он.


Рецензии