Басик. Часть 3

Продолжение. Часть 2: http://www.proza.ru/2013/12/22/2213


       Котят, которыми великодушно одаривали наши питомцы, мы старались устраивать по знакомым и это нам порой удавалось. Но число друзей и коллег было гораздо меньше, чем производительность кошек. Поэтому, иногда приходилось ходить и на Птичий рынок.


       В одном из последних приплодов никак не удавалось устроить кошку, похожую на Басика. Двухмесячные котята, похожие на него, выглядели не интересно. Лобастые, с маленькими глазками, как у поросят, облезлые, почти без шерсти. Только к четырём-пяти месяцам они покрывались бархатисто-плюшевой шёрсткой, приобретали импозантный вид и становились красавцами. Те, кто видел Басика, котят забирали с удовольствием, а без него – впечатления никакого. Помню, намучилась ходить целое лето с этой девочкой – папиной дочкой на Птичий рынок, да и просто у разных базаров стоять, но никто на неё даже не смотрел.


       Я уж стала думать, может быть всё же кошки будут жить мирно. Даже мысли приходили о том, что бы подготовить кошечку к выставке, добиться кое-какого признания у знатоков, дабы для Басика получить какие-либо бумаги. Начала делать кошке прививки, завела для неё паспорт, дала кличку – Нуар, возила её в гости к приятельнице, чтобы котёнок привыкал к незнакомым людям, и, взрослея, не чурался неизвестной обстановки.

 
       Блажен, кто верует…


       Куда там. Всё вышло так же как тогда, с её первой дочуркой – подросшей Рыжухой. По достижению Нуар четырёх месяцев, Катька стала впадать в истерику. Разъяренно со страшными громкими запугивающими воплями дралась с малышкой за территорию и хозяйку. Мамаша ни с кем не хотела делить ни то, ни другое. Нуар была меньше и слабее, поэтому Катьке не стоило большого труда её загонять в угол и мордовать, при этом, не переставала шипеть прямо ей в нос. Униженная молодая кошка, стала гадить по всей квартире, ничего сделать было не возможно…

 
       Я испугалась, что взрослые кошки возьмут с неё пример, к тому же, было боязно за психическое здоровье Катьки. Посему в первое же воскресение сентября посадила Нуар в сумку и отнесла её к ближайшему от нас вещевому рынку, что находится на стадионе. Теперь уже кошка становилась красавицей – покрылась короткой плотной тёмно-серой бархатной шёрсткой, и выглядело очень статно, чувствовалось, что течёт в ней какая-то непонятная, но благородная кровь породы. Я не ошиблась. Не успели мы подойти к рынку, как к нам подошли мама с сыном лет двенадцати. Посмотрели, кошка им понравилась. Взяли Нуар, сейчас уж не помню, но мне кажется, даже не спросив, кто это кот или кошка.


       Случай с Нуар, конечно, не прошёл бесследно. Катька стала явно сдавать.


По прошествии уже многих лет, вспоминая то время, вижу сидящую у батареи, явно озабоченную чем-то Катьку, внимательно взирающую на меня. Я тогда лежала на диване и смотрела телевизор. Ко мне на грудь прыгали и Нуар и Басик, я их машинально гладила. Катька явно ревновала. Ведь это она здесь главная, а не эти сопляки, говорило выражение её глаз и напряжённое от волнения тело, но при них кошка, ко мне не приходила, дожидаясь, когда они уберутся и, конечно же, переживала, если это момент затягивался. От этого, видимо по ночам громко плакала, не давая нам спать, стремилась уйти от обиды на улицу, думала, что ей там будет легче. Пришлось выпускать.


       Первый раз кошки не было дома дня три-четыре. Мы ходили, искали её, звали по имени. Нашли, правда, не сразу, но нашли. Она сидела в соседнем дворе на дереве. Я сначала подумала, что у неё опять будут котята. Но всё обошлось, кошка, у которой всё всегда происходило дома, на улице, ни с кем  не подружилась. Она чётко запомнила, что женихи все всегда бывают только дома и с дворовыми завсегдатаями ни в какие отношения вступать не захотела.


       Домой кошка пришла голодная, взъерошенная, со сточенными когтями и в кровь разбитыми подушечками лап. Я её покормила, приласкала, и она немного успокоилась, но ненадолго. По-видимому, я была не права, и слишком часто позволяла Басику на глазах кошки вольности в общении со мной, что Катьке крайне не нравилось, ведь это она Главная, а не какой-то там молокосос.

 
       Теперь для Басика, я стала обожаемым человеком. Почему-то Марка Басик не любил, хотя в большей степени благодаря именно ему, кот остался у нас. Марк считает, что из-за того, что бил пару раз кота палкой, за его ночные завывания и брызганье по квартире. Но от меня коту тоже не слабо доставалось, особенно после того как промочил всю мою кровать насквозь до самого последнего матраса. Не сразу же я сообразила, что нужно закрывать кровать двойной целлофановой плёнкой…  Всё же причина, наверное в другом. Может, табачный запах коту не нравился, может тембр голоса не устраивал, может слишком сильная рука… Кто же поймёт этих чудаков – кошек!


       Второй раз, несмотря на долгие поиски и во дворах и  в подвалах, нам Катьку найти не удалось. Мы долго переживали, что кошка так и не вернулась. Марк какое-то время считал себя виноватым, что выпустил Катьку, не выдержав её ночного надрывного завывания и плача.

       Но время шло, да и котик, её сынуля оставался у нас…


       Разговаривая как-то с соседкой, я, спустя уже порядочное время после потери кошки, поделилась, что выпустили её напрасно. Но соседка, как-то уверенно сказала, что ушла кошка, значит, пора ей было уйти. Кошки сами знают, когда им нужно уйти…

                ***

       Басик остался один, когда ему было семь лет. Кошка покинула нас и не вернулась, на восьмом году. Ушла «за кулису», как писала Дорин Тови, (жаль, что не перевели ещё эту её книгу) где поджидает нас, уютно свернувшись калачиком, в каком-либо укромном тихом мес-течке.

 
       О возрастных особенностях кошек в литературе противоречивые данные. Кто пишет, что живут кошки десять - двенадцать лет, кто, десять - пятнадцать или пятнадцать - двадцать. Одни считают, что почтенный возраст наступает после двадцати, а иные утверждает, что после шести лет кошки уже считаются долгожительницами. И по исполнении семи лет кошек уже не допускают к вязке. Есть упоминания и о котах, проживших тридцать шесть и сорок пять лет.


       Этот вопрос меня стал интересовать, когда Басику перевалило за пятнадцать.


       О стареющих кошках написано немного. То, что случается, выпадают у них зубы, слабеют ноги, нет былой гибкости в теле – это так похоже на старость нашу, человеческую. Трудно понять другое – старость с точки зрения кошек это период жизни очень короткий – месяц, ну, от силы два. И уследить его наступление достаточно трудно. Считают, что с приближением солидного возраста кошки теряют жировую прослойку, высыхают, становятся тощими.

 
       В детстве, я часто с родителями ездила на море. До школы мы всё больше путешествовали по Кавказу, там папа отдыхал в санаториях, а мы с мамой – дикарём, но всё время мы были всей семьёй вместе.


       Позже, мы ездили уже всем кагалом в Крым. Путь на южный полуостров лежал через Х*. Поезд там делал длительную стоянку.Там перекомплектовывали вагоны. Остановка была настолько продолжительная, что мы даже успевали навестить двоюродного дедушку, маминого дядю Аполлона, родного брата её матери. Он хорошо рисовал. У нас, и сейчас где-то лежат его два наброска-портрета женских головок.

 
       Последний раз мы были у него, когда мне было лет тринадцать – четырнадцать. Квартира – хрущёвка с тесной тёмной прихожей и малюсенькой кухонькой на шестом этаже. По комнатам бродить времени не было, мы сидели за кухонным столом, который, как и у нас располагался около окна вдоль противоположной от двери стены. Справа, вместо стула, стоял сундук с холстами и красками деда, на нем я и сидела, скучающе смотрела то во двор в широко распахнутое окно, то по сторонам. Мама же оживлённо беседовала с дядей. 


       Я заметила как в кухню, еле-еле передвигаясь, вошла достаточно крупная серенькая кошка. Дед сказал, что ей четырнадцать лет и что она начинает выздоравливать после болезни. И поведал нам печальную историю, о том, как она не так давно упала с высоты, сильно разбилась, но выжила.


       Кухня деда и соседняя с ней комната, в которой был балкон, выходили во двор. Как-то кошка взобралась на перила балкона, увидела в открытое кухонное окно знакомую обстановку, может и кого из домочадцев, и прыгнула, но малость не рассчитала. По-видимому, она прыгала и раньше, но с возрастом потеряла силу и ловкость, поэтому и соскользнула с жестяного карниза шестого этажа. Она выжила, но чувствовала себя явно неважно. Сколько прожила эта кошка мне не известна. Дед писал, но эту тему не затрагивал.

 
       Интересный случай про своего сибирского кота рассказала моя приятельница по школе Наталья. Сейчас-то у неё собаки и никаких котов и даже никаких новых маленьких щенков они дома не терпят. А когда была жива её мама, то были коты.


       Котов было много, порой одновременно по две-три кошки. Жили животные вольготно в частном доме с садиком, и как настоящие кошки – гуляли сами по себе, естественно попадали в разные передряги, бывало, и умирали, не дожив до преклонных лет. Так случилось, что как-то не осталось кошек, мама её стала тосковать, и пришлось срочно искать котёнка.

 
       В округе, соседи и знакомые уже всех раздали, и Наталья, которая в то время посещала курсы кройки и шитья, вопросила девчонок в группе, есть ли у кого на примете котёнок. Одна девушка  сказала, что есть и что принесёт ей на следующее занятие.

 
      Действительно, на очередное занятие одна девушка пришла с котёнком. Он был мал, не больше ладони, что никому не мешал и удачно проспал весь урок. Из этой крошки вырос потом шикарный сибирский котяра кило на шесть-семь.


       Как и всё сибирские коты, был страшным чистюлей, и все свои делишки в любую погоду делал исключительно на улице. Для этого у них постоянно была открыта форточка, через которую кот выбирался на улицу и приходил домой. Зимой, в сильные морозы, форточка закрывалась, и кот тогда, встав на задние лапы, стучался передними о стекло, требуя входа и выхода.

 
       Однажды зимой с котом приключилась печальная история. Он попал в капкан. Любители голубей защищали так своих питомцев от незваных гостей. Сразу владелец не сказал, хотя и знал, чей это был кот, то ли из-за вредности, то ли из-за трехдневного запоя. Так что кот, бедный мучился все эти дни без еды и питья, борясь с болью и холодом.

 
      Когда кота освободили, выяснилось, что он не столько повредил заднюю лапу, сколько отморозил её. Довелось Наталье, под чутким руководством мамы, а надо сказать, что она у неё была отличный ветеринар, оперировать кота. Ему ампутировали лапку.

 
       В то время котяре было лет одиннадцать-двенадцать. После этого эпизода кот пропрыгал на трёх лапках ещё лет пять-шесть, но со двора больше ни-ни. Так что удалось ему бедолаге дожить до преклонных годов, правда, таким вот инвалидом.


                ***


       Басик жил уже третий или четвёртый год один. Течки его подавляла лекарством. Давала не так часто, и не помногу. Доза, даже небольшая, сбивала его надолго. Он успокаивался. Иногда не действовало, тогда он метил, в основном у меня на кровати, поэтому я додумалась положить на кровать двойную целлофановую прозрачную плёнку, которая много раз спасала ситуацию.


       В ту пору, работая в школе, как-то пришлось мне замещать заболевшего педагога. Урок получился спаренным, времени было много, и я задала детям дополнительное задание – рассказать о своих домашних питомцах. У большинства были кошки и собаки. Детям понравилась тема, да и я увлеклась, и тоже рассказала историю появления своего метиса Басика.

 
       После урока, одна из учениц попросила устроить вязку моего кота со своей кошкой. Я согласилась, но предупредила её, что нужно немного подождать. Выждав время окончания действия очередной дозы препарата, я позвонила Свете, чтоб приносила кошку. К вечеру киска была у нас.

 
       Это была фифа. Чисто белая пушистая типа персидской, компактная средних размеров особа. С зеленовато-голубыми широко распахнутыми глазами, жаждущими острых, незнакомых пока ещё для неё, приключений. Такое утончённое воздушно-порхающее легкомысленное создание на сравнительно стройных ножках.


       Басик сначала полюбопытствовал, как всегда, вышел из комнаты на звуки звонка и шум в прихожей, но остановился в коридоре напротив входной двери, окинул взглядом обстановку и увидев кошку, тут же спрятался за холодильник. Выпустив кошку, ученица достала туалетный лоток. Мы поставили его тут же в коридорчике, у входной двери и, перебросившись парой слов, девочка ушла.


       Кошка лёгкой походкой влетела в большую комнату, быстро её обошла, как бы оценивая новую обстановку и сложившуюся ситуацию, и негромко протяжно стала мяукать. Кот так глубоко залез за компрессор, что Марку пришлось отодвигать холодильник, чтобы вытащить его от туда.


       Когда Басика Марк достал, он бросил кота возле кошки. Реакций никаких не было, фыркнув друг на друга, они разбежались. В тот вечер мы больше к ним не приставали. Кошка почти ничего не ела. Особых истерик не было, не то, что наша Катька. Так, немного по-кошачьему поговорили и всё. Потом, уже ночью, я поняла по характерным воплям кошки, что они сговорились и всё у них получилось. Для закрепления, продержала невесту ещё денёк, и позвонила, чтоб приходили забирать.

 
       Света рассказывала, что котята получились красивые, жаль, что я так и не посмотрела на них…

                ***


       В ванной комнате, года два, как мой бывший ученик сменил протекающую батарею, которая прослужила лет пятьдесят (Да, хоть и ругают «сталинские» времена, но материалы и приборы производились, не то, что в нынешнюю пору…). И теперь вот Марк надумал заменить там все водопроводные трубы, хотя их, в отличие от теплоцентрали, всё же меняли. Правда, с того времени прошла уже целая вечность. Его друг Алексей согласился сделать мне к юбилею такой вот своеобразный трудовой подарок. Несмотря на то, что Алёша работал быстро, ловко, аккуратно, значительные дыры в межкомнатных перегородках были оставлены. Как-то сразу их не заделали – сначала я планировала переделать немного кухонную мойку, но не переделали а потом, потому, что сразу не заделали. Так что, в перегородке между туалетом и ванной зияла огромная дыра.


       Дом наш строили в послевоенное время, по своеобразным  технологиям. Экономя скудные на то время материалы, в качестве утепления использовали воздух, так что все стены, у нас с пустотами с четвертого этажа до подвала. Хорошее местечко для различных животных, которые могут обитать в межстеночном пространстве!

 
       Появившегося нового жителя я заметила не сразу. Правда, однажды была очень удивлена, что, моментально с края стола исчезли положенные высыхать на дощечку, тыквенные семечки. Очистки валялись на полу. Я тогда подумала, вот ведь надо же, коту не только мякоть, но и семечки пришлись по вкусу. А спустя некоторое время…


       Какой-то холодок, словно ток, мгновенно пронзил тело, оцепенение и страх, сковали меня, когда я впервые увидела крысу, мирно сидящую на краешке умывальника в ванной комнате. Она сосредоточенно, не шевелясь, наблюдала своими бусинками-глазками за моими действиями. Застыв, несколько секунд мы смотрели друг на друга пристально, испытующе и казалось, я боялась её больше, чем она меня. Я вскрикнула, тварь спрыгнула вбок и юркнула под ванну.


       Так вот чьи были следы на бортиках ванны и умывальника, а я всё грешила на Басика, думая, что это он, бродя ночью по квартире, исследует новые места, где можно попить воды, или развлечь себя от однообразия и скуки.


       Рассказав о случившемся Марку, решили закрыть в ванной комнате кота. Я взяла Басика, затолкнула его в ванную, и закрыла дверь. Оказавшись внутри, в закрытом тёмном помещении, где пахло крысой, кот стал громко истерично вопить, слышались звуки его перемещения, падали какие-то мелочи. Сжалившись над котом, я открыла дверь, он пулей выскочил оттуда, помчался в комнату и быстро где-то спрятался.


       Я зажгла свет и увидела беспорядок на полочке-столике, устроенный котом. Мыло, мыльница, зубные щётки и паста валялись в разных местах, на полу и в ванной. Бутылки с водой, которые я наполняю на случай непредвиденного её отключения, перевёрнуты. Сорваны с вешалок и валялись на полу полотенца. Видно крысиный запах так переполошил кота, что он метался в закрытой ванной комнате как угорелый и ошалел от замкнутой темноты.  Да…


       Стала наводить порядок и заметила на нижних полочках столика, где хранилось у меня мыло, характерной формы крысиный помёт. Там его было много. Упаковки мыльных кусочков разорваны и отгрызены. Видно давно жил незваный гость, приходил, питался мылом и больше ничего не требовал. Катьки, которая была хорошим мышеловом, и, возможно, не побоялась бы крысу, так как её дикие предки этим промышляли, уже не было с нами. Басик жил один, он крысу, видимо ощущал давно, и в ванную не заходил, а крыса, чувствуя запах кота, ограничивалась этой территорией и по квартире не бродила.

 
       Делать нечего, надо как-то бороться с квартиранткой. Позвонила в санэпидемстанцию, но там сказали, что с частными лицами они не работают. Дозвонившись до управляющей компании, и там получила отказ. Предложили действовать самостоятельно. И на том спасибо, что хоть посоветовали пару магазинов и баз, где можно было достать крысиную отраву.

 
       Марк съездил, купил пакетик "угощения" для соседки снизу и я, не пожалела, высыпав всю упаковку за ванную.


       Я сидела в кресле и что-то читала, а кот тихо в полудрёме лежал у меня на коленях. Вдруг Басик, шевельнув пару раз ушками, спрыгнул, подбежал к туалетной комнате, и замер в ожидании около приоткрытой двери. Через некоторое время, оттуда, еле дыша, от действия яда, который купирует дыхательный центр, медленно выползла крыса и направилась в угол комнаты под стеллаж.

 
      Басик, видя поверженного врага, осмелел и стал теребить её лапкой. Крыса пыталась защищаться, но чувствовалось, что с ней что-то не в порядке. Потеряна координация, нет сверлящего волевого взора. Пока сражался Басик, я успела подойти к пытающейся спрятаться крысе и ударила её пару раз палкой. Мы выиграли! Враг повержен!

 
       Положила крысу в три целлофановых прозрачных пакетика и вечером Марк закопал добычу во дворе, дабы никто не смог отравиться.

                ***

       Басик в тёплое время года любил лежать у меня в комнате между рамами окна. Своей необычностью и красотой привлекал многих. Рядом был киоск, и прохожие, останавливаясь за покупками, часто обращали на него внимание. Кто-то проводил по стеклу пальцами, что очень раздражало кота, и он громко шипел, оскаливался, показывая свои мощные клыки, приводя ещё в больший восторг публику.


       Голову Басик прятал в тень, которая откидывалась рамами, а тело грелось на солнышке. Наблюдать за происходящим снаружи он не любил, больше сладко спал, да так распластывался, что его порой было трудно там заметить. Я всегда боялась, как бы ненароком не уйти, закрыв форточки, и не оставить его в этом небольшом замкнутом пространстве.


       В то, последнее его, лето я таки случайно закрыла его между рамами. На улице было жарко, в квартире – духота, а сквозняков устраивать не хотелось. Посему я всё время бегала из комнаты в комнату, от окна к окну и то открывала, то закрывала форточки для равномерного проветривания квартиры. Хорошо, что мы никуда не ушли, а обедали у телевизора в большой комнате.

 
       Марк, относя в кухню грязную посуду, увидел, бьющегося между стёклами Басика. Видно, там он перегрелся, стал задыхаться, а тут уж было не до сна. Он встал во весь рост и настойчиво скоблил когтями рамы, пытаясь поддеть край, чтобы открыть форточку, но ничего не получалось, видимо я закрыла её на защёлку. Так я делала, в том случае, чтоб не открывались форточки сквозняками.   
      

       Сорвавшись с места, на голос Марка, я подошла к комнате, когда очумелый Басик, выпущенный им на свободу сидел уже в коридоре. Кот ещё не знал, что делать, безусловно, получил тепловой удар и сильный стресс. Марк сказал, что его нужно покормить вкусненьким, чтоб он пришёл в себя. Однако, пришёл кот в норму быстро. Видимо, недолго сидел взаперти. Во-время заметили.

 
       Утром Марк увидел, что Басик хромает, не наступает на правую переднюю лапку. Мы испугались. Подумали, что перелом. Почему так решили? Бог знает... Ведь он же не падал. А для перелома коту надо свалиться эдак с этажа третьего или четвёртого, не меньше. Я принялась обзванивать ветеринарные клиники, узнавая, где делают рентген. Через полчаса упорных до звонов в пять-шесть клиник, нашлась ветеринарка с рентгеном.


       Марк пошёл ловить такси, а я собирала Баська. Ехать пришлось достаточно долго, лечебница находилась где-то на окраине. Мы расплатились с водителем, вышли и оказались около двери небольшого домика, с вывеской, изображающей весёлого кота.


       Мы вошли в достаточно тесное помещение, в котором у входа слева стояла лавка для посетителей. Я села, Марк поставил рядом сумку с котом. Впереди, в левом углу была регистратура. Молодая несколько полноватая молодая женщина записала нас, спросив адрес, мою фамилию, телефон, возраст, кличку кота и сказала, чтоб подождали вызова.


       Я осмотрелась. С правой стороны находился прилавок, пестрящий разнообразным товаром для животных, с левой – имелась дверь, через которую то и дело сновал медперсонал. Прямо перед входом открывалась дверь в приёмные покои. Пока мы ждали, привели собаку, но узнав, сколько будет стоить необходимая для пса манипуляция, хозяин развернулся и ушёл, посчитав это за слишком дорогое удовольствие для всего любимца.


      Нас вызвали. Войдя в коридорчик, в который открывалось ещё много дверей, мы свернули налево и оказались в большом светлом помещении. В комнате, по часовой стрелке стояли: длинный железный стол, стеклянные шкафчики с медикаментами и стол со стулом. Маленькая с виду клиника, внутри оказалась достаточно объёмистой.

 
       Я объяснила причину прихода. Для того, чтобы сделать рентген, надо было пройти через двор в дополнительное сооружение. Марк помогал, нес кота, но, дойдя до места, меня с котом оставили одну. Надели мне свинцовый жилет. На стол под рентгенаппаратом положили кота и, развернув ему лапу в нужном направлении, заставили держать её, чтоб не дергалась.


       После снимка, мы вернулись в приёмную, на прежнее место, около входной двери и стали ждать, результата проявки снимка. Дожидаться пришлось недолго. Вскоре нас вызвали и мы вновь вошли в кабинет. Врач, очень молодой мужчина закрепил снимок на специальном держателе с подсветкой и стал объяснять. Он говорил, что видны возрастные деструктивные изменения костей, артрозного типа. Я спросила: –  Так перелома нет?
– Нет, – ответил ветеринар.

Я успокоилась. Артроз, это то, что вылечить невозможно, сама всю жизнь страдаю. Оттого, то, что он в дальнейшем предлагал – уколы, перевязки, таблетки приняла просто как необходимую добавку к рентгеновскому снимку, дав заработать клинике на коте.

 
       Обратно домой из клиники мы приехали тоже на такси, любезно вызванного нам в регистратуре. У ворот дома я приятно удивилась, расплачиваясь с таксистом. Обратная поездка нам встала почти в два с половиной раза дешевле. Таковы вот реалии современной жизни.


       На следующий день, я разбинтовала ногу кота и внимательно осмотрела подушечки лапок. На той ноге, которую кот поджимал, заметила содранную кожу. Так вот отчего он хромал. Мягкая подушечка очень важная часть ног кошек, а она была повреждена. Видимо содрал, когда пытался высвободиться из закрытого между рам пространства. Странно, почему же в клинике этого не заметили?

 
       Пришлось лечить самой. Пару дней пропаривала лапку в содовом растворе и смазывала йодом. Через неделю всё зажило.


Окончание часть 4: http://www.proza.ru/2013/12/22/2247
 


Рецензии