Праздник. Гл. 11

Начало:  http://proza.ru/2013/12/17/248
         http://proza.ru/2013/12/18/145
         http://proza.ru/2013/12/19/318
         http://proza.ru/2013/12/20/296
         http://proza.ru/2013/12/21/262
         http://proza.ru/2013/12/21/270
         http://proza.ru/2013/12/21/278

11
«Дурно мне. Как ты?» – засветились на дисплее буквы.
И что сие значит? Физически «дурно»? Не-е-ет, не то. Будь у Дюши со здоровьем скверно, уже вопил бы «помираю». Это дело известное. Он «умирает» от простого насморка. «У меня температура, меня просто корёжит, как мне плохо!» Ой, батюшки, не вызвать ли скорую? Для начала ставим градусник – тридцать шесть и восемь… Нет, тут ему на душе «дурно». Пожалей его и утешь, погладь по головке, скажи, что «не сердишься». Чёрт, как бы не сделал чего с собой, психопат… небось решил, что она нарочно не берёт трубку.
«Мобильник оставила в куртке после магазинов, только сейчас взяла. Не знаю, чем тебе помочь», – набрала она текст. Пусть утром прочтёт. Но мобильник через пару минут задёргался ответом. Э, так он ночь не спит?
«Надо поговорить, а не бросать трубку».
Так, сразу пошли обвинения. Она вообразила, что ему действительно «дурно», а он уже кусается.
«Говори», – сухо предложила Наташа.
«Денег очень мало на моб», – пожаловалась трубка.
Ну конечно: он хочет «поговорить», но звонить должна она, на её трубке должно быть много денег… Мать и Женя уже спят, городские трубки у них, и их не взять.
«Значит, надо отложить связь».
«Позвони», – настаивала трубка.
Да что за срочность такая? так и будет мелочно препираться… чёрт, чёрт! Он всегда умеет заставить её делать не то, что хочется, а то, что нужно ему. Наташа медленно приоткрыла дверь Августы, прислушалась: храпит с посвистом. На цыпочках она прокралась вглубь комнаты, нашарила на столе телефон, взяла с базы трубку и, кривясь от предательских стонов старого паркета, выбралась в коридор.
- Послушай, – Дюшин голос в трубке был какой-то потерянный, неопределенный. – Я вот что подумал… Давай встретим Новый год вдвоём?
- Вдвоём? – напряглась Наташа. – Это как – вдвоём? Где?
- Ну я не знаю… может, в какое-нибудь кафе? Или там в театр… музей…
- Кафе? Театр? – Наташа чувствовала в душе поднимающееся негодование. – У тебя завелись большие деньги? Места в едальнях, я полагаю, все давно заказаны. А билеты в театры и филармонии, на новогоднюю ночь, раскуплены полтора месяца назад. Или ты думаешь идти наудачу, выспрашивая «лишний билетик», как в советские времена? Мне не двадцать лет – ходить в мороз по улицам, заваленным снегом.
Секунду подождала его реакции, но он молчал. Конечно, как всегда… что-нибудь и как-нибудь, а ты ему всё это устрой. И главное: я брошу ради него мать и сына?! Она поспешила отчуждённо соврать:
- Я пригласила гостей.
Он даже не спросил, кого.
- Ну и ради бога, – Ощетинился-то, ощетинился-то как! Сразу столько враждебной насмешки в голосе! – Что, обязательно с тридцать первого на первое? Что за потуги – именно в священный миг, под пиликанье кремлёвской шарманки? Вся эта дурацкая суета к «часу икс», все прыгают как блохи, не дай бог опоздать… да на кой? Что, после двенадцати жизнь остановится?!
Наташа часто задышала от несправедливой обиды: именно ей много лет подряд приходилось «скакать блохой», для них для всех, а он объявляет это никчемной суетой! Голос её заледенел:
- Так. А что ТЫ хочешь?
- Можно встретить Новый год и пятого, и девятого… зачем себя загонять в рамки?
- Пятого? Ты хочешь встретиться со мной пятого?
- Ну да.
- Января?
- Ну разумеется.
- Вот как. – Она думала, что он говорит о первом, в крайнем случае, втором января. – Отчего ж тогда не пятого февраля или марта? Это, извини меня, уже не встреча Нового года. Это просто встреча. Ты назначаешь мне свидание на пятое января?
- Ну, можешь это и так назвать.
Он делает вид, будто не понимает, что новогодняя ночь одна, а дальше просто праздничные дни! Интересно, чем он будет так занят аж до пятого числа. Нарасхват, что ли? Поставил её в свои загруженные планы. Какая честь. Ах да, у него, наверное, сессия, как и у Жени, принимает экзамены… но не с первого же по четвёртое включительно? Кому отданы эти дни? Лизе?
- Ну так что, ты согласна?
Спрашивает почти враждебно!
- В принципе… почему бы и нет, – Наташа старалась скрыть разочарование и продемонстрировать безразличие. – До пятого числа ещё дожить надо. Там будет видно.
- Ну вот и ладно. – Он повеселел. – Договорились. А ты чего не спишь? Тебе на работу ещё надо завтра?
- Уже сегодня… Надо. Чего не сплю… торт делала!
- О, торт! Меня угостишь?
- Хм, вряд ли он доживёт до пятого… Ты-то чего не спишь?
- Да вот, знаешь, сижу тут со всей этой дребеденью… баллы студентам, аттестация. Уму непостижимо, в кого нас превратили с этой болонской системой. В каких-то писарей, учётчиков! И что-то не заметно, чтобы это на студентах отражалось в лучшую сторону… Ты не представляешь, какой у меня в этом году поток – сплошные разгильдяи и филонщики! Никогда такого студента у меня ещё не было. Промучился всю осень страшно! Говорю нашим дамам с кафедры культурологии – мы по вторникам всегда пересекаемся – стыдно, говорю! Мне стыдно: они, студенты, не слушают!
Он стал оживлённо рассказывать про наглых студентов и борьбу за дисциплину, Наташа рассеянно внимала вполуха. Это уже так, необязательные пустяки, всё важное он сказал… Но постепенно у неё забрезжила одна мысль…
- Слушай, Андрей, – прервала она его решительно, – а тебе не приходило никогда в голову, что ты занимаешься не своим делом?
- Почему это «не своим»? – обиделся он. – Я уж столько лет преподаю, мне это нравится… У меня опыт есть!
- Опыт опытом, конечно… но ты же видишь, как всё изменилось! Ты корпишь над бумагами, как шкраб какой-нибудь, балльчики проставляешь, вместо того, чтобы о лекциях думать! А теперь ещё с вас стали спрашивать за успеваемость?! «Отчего это студенты у вас не учатся?» Чёрт возьми! Это же не школа! Студенты вполне взрослые люди. Раз пришли получать «верхнее» образование – пусть учатся, а не желают – до свидания! Это среднее у нас обязательное, и детишки фордыбачат, и их надо заставлять. Между прочим, это именно то, из-за чего я бросила учительствовать. Три четверти усилий уходило на «дисциплинарные моменты», будь они неладны, на войну: они не желают учиться, а ты их насилуешь, надзираешь, принуждаешь! – Наташа не на шутку раскипятилась, припомнив былое.
- Да, я в этом семестре повоевал, – растерянно подтвердил Андрей. – Но что ж делать-то?
- Что делать… всегда тебе скажи – что делать. Ты никогда не думал пойти в экскурсоводы?
- В экскурсоводы? Н-не знаю… это скучно – одно и то же долдонить…
- Да кто тебе сказал, что одно и то же? Каждая экскурсия – творческий акт! Хорошие экскурсоводы не «долдонят»! Обидел, ей-богу. А ты не «долдонишь» каждый год одно и то же новым студентам?
- Нет, у меня никогда не бывает одно и то же… И студенты часто благодарят…
- Ну так и у экскурсоводов – тоже самое. Каждый раз новая группа, незнакомые тебе люди, их надо в считанные секунды почувствовать, понять, отреагировать на ситуацию, как вратарь… что-то внести, что-то из материала выкинуть… придумать финт какой! И никто с тебя не спросит... за «качество знаний», которые они усвоили. Это их дело – что усвоили, то усвоили. А уж «спасибов» наслушаешься – мало не будет, можешь мне поверить. Люди у нас, в общем-то, вежливые необычайно: благодарят, даже когда ты совсем «не в ударе». Оно, конечно, одни чистые экскурсии – тяжеловато, и психологически, и физически даже… голосовые связки должны быть ого-го... Помнишь, как я охрипла, когда у нас все с гриппом повалились, а Варенька в декрет ушла? То-то… Я потому страшно довольна, что этой нагрузки у меня не так много, всё бумажки-канцелярия… Между прочим, у нас есть вакансии по экскурсоводам… Хотя нет! Тебе надо на автобусные! Представляешь, заодно станешь кататься туда-сюда, ты ж «кочевник», в отличие от меня…
- Хм, – тянул Андрей, – может, ты и дело говоришь… Ездить – это заманчиво, Туся! Это надо обдумать. Так и запишу: сегодня жена подкинула мне интересную мысль…
- Подумай, Дюшенька, – мягко сказала Наташа.
Он сказал - «жена». Он сказал – «Туся»!
Она легла спать в пятом часу, и заснула мгновенно, а во сне улыбалась.

(Продолжение: http://www.proza.ru/2013/12/23/146)


Рецензии
Поддерживаю Татьяну с паркетом и вообще. Однако монолог Туси про экскурсоводов немного тяжеловат, я бы убрала про хрипы и грипп. Ни к чему его грузить раньше времени. И так кое-что подчистить. Например: И никто с тебя не спросит, за «качество знаний», которые они усвоили. - "которые они усвоили" - явно лишнее.
С уважением,
Анна

Анна Дудка   23.12.2013 08:24     Заявить о нарушении
Спасибо большое за правку! засекла, почищу. Тут есть некоторые нюансы: Наташа обрадована возможностью уйти от опасной темы, от выяснения отношений, цепляется за возможность дать важный, в её понимании, совет по профессиональным перспективам - вот и тараторит, заодно побуждая мужа вспомнить факты общей прошлой жизни. А про "качество" - здесь такая у неё, интонационная, ироническая запятушка... пожалуй, заменю на излюбленное многоточие!

Анна Лист   24.12.2013 01:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.