Русский космизм. Введение

Актуальность исследования. Именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в космос, уже начиная с середины XIX столетия вызревает уникальное космическое направление научно-философской мысли, широко развернувшееся в XX в. В его ряду стоят такие философы и ученые, как Н. Ф. Федоров, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский и др. В философском наследии мыслителей русского религиозного возрождения - В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева - также выделяется линия, близкая пафосу идей русского космизма. Имеется в виду то склонение в русской православной философии, которое Н. А. Бердяев называл "космоцентрическим, узревающем божественные энергии в тварном мире, обращенным к преображению мира" и "антропоцентрическим, обращенным к активности человека в природе и обществе" . Именно здесь ставятся "проблемы о космосе и человеке", разрабатывается активная, творческая эсхатология, смысл которой, по словам Бердяева, в том, что "конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта человека" .
Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря тому, что русский космизм сыграл далеко не последнюю роль в развитии науки и техники, которые так стремительно прогрессируют в наши дни, расширяя возможности достижения максимального бытового комфорта всего человечества.
Религиозная направленность русской философской мысли – по словам    о. Георгия Флоровского, представляет главную ее характерную черту. Влияние религиозно-философской мысли начала XX века на современную культуру, науку и интеллектуальные движения сложно переоценить. Русский космизм представляет собой пересечение естественно-научных интересов, философских взглядов и религиозных идей. Влияние русских космистов на религиозно-философскую мысль огромно. И в наши дни обращение к религиозным идеям русского космизма является не новым, но по-прежнему достойным внимания, так как религиозные мотивы, присутствующие в данной философии, целенаправленно скрывались в советское время – эпоху технократической и материалистической доминанты.
Современный исследователь Моисеев определяет русский космизм как «особый духовно-теоретический феномен, возникший в России в конце ХIХ – начале ХХ вв. Будучи целостным социокультурным явлением, космизм ориентирован на синтетическое видение реальности, восприятие человека в качестве органичной части космического единства, способного реализовать свою активную природу в деле творческого изменения мироздания» .
Г.П. Ковалева выделяет несколько направлений в русском космизме :
1. Естественнонаучный космизм (К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, А.А. Богданов и др.).
2. Религиозно-философский космизм (А.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Н.Ф. Федоров и др.).
3. Художественно-поэтический космизм (В.Ф. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин,  Н.А. Морозов и др.).
4. Эзотерический космизм (Н.К. и Е.И. Рерихи и др.).
5. Ноосферный космизм (А.Н. Дмитриев, А.Г. Шипов, А.Е. Акимов, Н.Н. Моисеев, А.П. Казначеев, А.Д. Урсул, А.Д. Московченко и др.).
Православную оценку трудов основателей русского космизма следует дать именно потому, что их творчество повлияло на многих отечественных мыслителей, и это влияние нельзя назвать православным, как замечает прот. Г. Флоровский в «Путях русского богословия».
Генетически русский космизм связан с православной культурой, научно-технической революцией XIX-XX веков, влиянием западной философии. Всесторонний интерес же к нему возникает в конце XX века после эпохи принудительного марксистско-ленинского мировоззрения. Однако мы не встретили в этих работах общей православной оценки, что обеспечивает данной работе некоторую степень научной новизны и актуальности.
В нашей работе мы дадим оценку не всем элементам их творчества, которые во многом несут естественнонаучную нагрузку, но их религиозным взглядам, потому как подобное соизмеряется подобным.
 В связи с темой нашего исследования православную оценку следует дать не всем упомянутым выше русским космистам, а лишь  тем, которые позиционировали свое православие, но их идеи далеко отходили от христианского видения мира.
Объект исследования: Русский космизм.
Предмет исследования: Религиозно-философские идеи русского космизма.
Цель: Представить опыт православного анализа религиозных идей русского космизма как направления философской мысли.
Задачи:
1. Дать определение и краткий очерк развития движение космистов.
2. Обозначить пункты, в которых взгляды космистов могут быть обозначены как религиозные, обосновать возможность сопоставления с православным учением.
3. По выделенным критериям провести православный  анализ именно религиозных элементов их учения.
Проработанность темы исследования в научной литературе.
Теоретическая и методологическая основа исследования: Обобщение, сравнение, анализ.
Научная новизна исследования.
Масштабность и многообразие подходов, прорабатывающихся в рамках современных исследователей, повлекли за собой как разнообразие подходов к его изучению, так и неоднозначность оценок. К сожалению, православная оценка русского космизма – это мало изученный подход в данной философии. В общедоступном пользовании нет материалов, достаточно освещающих указанную проблематику. Известны лишь некоторые аналитические работы, касающиеся отдельных представителей русского космизма и  их трудов, это:  краткая статья В.В. Казютинского «Феномен русского космизма»; в качестве приложения под заглавием «Учение Н.Ф. Федорова в оценках религиозных философов и богослов» в книге С.Г. Семеновой «Тайны Царствия Небесного (Вселенная духа)» и некоторые пассажи в работе О.Д. Куракиной «Софийная эстетика русского космизма».
Данная работа представляет опыт православного анализа русского космизма, как мало изученного аспекта  русской философской мысли. 
Апробация: Данная работа ранее нигде не представлялась.
Структура выпускной квалификационной работы.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы. 
Первая глава посвящена общим понятиям в философии русского космизма: определению, краткой его  предыстории, основным направлениям и наиболее ярким представителям.
Вторая глава посвящена выявлению религиозных элементов в работах основных представителей русского космизма, а также представлены работы русских религиозных философ, в которых отражены идеи космизма.
Третья глава посвящена анализу религиозных идей, присутствующих в учении русских космистов.
Заключение сдержит основные выводы, сделанные по существу проведенного исследования.
Практическая значимость.
Результаты дипломной работы представляют интерес с точки зрения проблем, возникших при столкновении с учением русского космизма, как религиозного явления.
Материалы дипломной работы могут быть использованы в качестве ориентиров для более глубокого исследования русского космизма, оцениваемого с православной точки зрения.
 
 ЛИТЕРАТУРА:
  1. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., Наука, 1990. С.43.

  2. Бердяев Н.А. Там же.

  3. Моисеев Н.Н. Универсум, информация, общество. – М., 2001. С. – 16.

  4. Ковалева Г.П. История русской философии. Учебное пособие. Для студентов вузов. - Кемерово, 2006.


Рецензии