Рождение Эдипа

    Через несколько месяцев после своего воцарения в Фивах Лаий (http://www.proza.ru/2010/11/15/294) посватался к дочери Менекия, которую звали Иокаста, и получил доброжелательный ответ. (Этот Менекий был очень видный, богатый и влиятельный в Фивах человек; весь город прислушивался к его мнению, и породниться с ним считалось большой честью). В положенный срок сыграли свадьбу. Царская чета поселилась в заново перестроенном дворце, где ничего не напоминало о прежних обитателях. Все шло очень хорошо до тех пор, пока Иокаста не сообщила мужу о том, что у них скоро родится ребенок. Тут в душе Лаия зашевелились опасения. И не мудрено! Как никак, он был проклят человеком пострадавшим по его вине, а все знают - такие проклятия имеют обыкновения сбываются!

     Стараясь рассеять дурные предчувствия Лаий обратился к знаменитому фиванскому прорицателю Тиресию и поведал ему о том, что произошло между ним и Пелопом. Бедный царь! Он от всей души надеялся, что Тиресий его успокоит. Но прорицатель только печально покачал головой. «Все это очень плохо, Лаий! – отвечал он. – Ты клялся непустячными вещами, и слова твои, конечно, были услышаны богинями судьбы! Мальчик, вверенный твоему попечению, погиб в твоем доме. Его отец считает тебя убийцей и проклинает чуть не каждый день! Все идет к тому, что тебя должно постигнуть возмездие.  И если ты спросишь, кто будет его орудием, я отвечу тебе без обиняков: нет сомнений, что твой будущий сын станет когда-нибудь причиной твоей смерти!»

     Несчастный Лаий! Он не помнил как распрощался с Тиресием.   А когда он шел домой, ему было так тяжело, словно на его плечи взвалили камень величиной с гору. Но эти первые минуты были ничто  по сравнению с ожидавшими его муками! Иокаста ничего не знала о страшном пророчестве и упивалась своим будущим материнством. Она радостно щебетала вокруг царя и сводила все разговоры к их будущему сыночку. Ее рабыни были заняты шитьем  кружевных распашонок, краснодеревщики трудились над изящной колыбелькой, а сама она вышивала детское покрывальце и весело напевала при этом.  У Лаия не хватило духу рассказать ей всю правду. Но он твердо решил погубить новорожденного. За день до того, как у Иокасты должен был родиться сын, во дворец тайком принесли мертвого младенца. Тот умер несколько часов назад и казался спящим. В ту минуту, когда у царицы начались роды, и все служанки забегали вокруг нее, Лаий призвал верного раба и приказал ему: «Едва ребенок появится на свет, принеси его ко мне». Раб исполнил, что ему велели. Как только новорожденный оказался в руках царя, он проткнул ему острой булавкой лодыжки и, крепок связав их, приказал бросить бедняжку в киферонских лесах на растерзание диким зверям. Вместо него в люльку положили мертвого младенца и объявили всем, что царский сын умер! Ах, как убивалась и плакала Иокаста, когда ей сообщили о смерти ее ребеночка! Лаий утешал ее как мог. Но в душе он был несказанно рад тому, что кошмар, в котором он жил последние месяцы, наконец закончился.

    Несчастный! Он воображал, что новым злодеянием смог исправить свой прежний проступок. На самом деле царь только сделал первый шаг навстречу своей неизбежной судьбе. Раб, которому было поручено умертвить ребенка, не посмел взять на себя такой грех. Добравшись до Киферона, он повстречал своего знакомого (тот был пастух коринфского царя Полиба) и  отдал ему новорожденного с условием, что он никому не расскажет, откуда его получил. Пастух поспешил к своему хозяину и поведал, что нашел в лесу брошенного младенца. Царь позвал свою жену Перибею, они вместе развернули сверток и увидели крошечного мальчика с распухшими ножками. Сердца их тотчас наполнились жалостью. «Надо же! - воскликнула царица. – Мы столько лет безуспешно молим богов даровать нам ребенка, а у кого-то поднялась рука искалечить свое дитя и бросить его в лесу на верную смерть!» - «А может, он не случайно попал к нам? – спросил муж. –  Не ответ ли этот на твои молитвы? Хочешь, мы возьмем его себе?» – «Да! Да! – отвечала Перибея. – Пусть он останется у нас! Я выхожу его и воспитаю как собственного сына!»  Так они и поступили. В память о его распухших ножках найденышу дали имя Эдип (что значит «Пухлоногий»). Его воспитали как царского сына, и он много лет прожил в Коринфе, даже не подозревая о том, что Полиб и Перибея были его ненастоящими родителями.

    В то время как в Коринфе царило радостное оживление, в Фивах оплакивали умершего царевича. Все ведь были уверены, что хоронят сына Иокасты! К этой беде вскоре прибавилась новая. Неподалеку от Фив располагался еще один большой город – минийский Орхомен, царем которого во времена Лаия был правнук Афаманта (http://www.proza.ru/2013/12/20/1485) Климен. И вот случилось так, что этот царь приехал в Фивы, чтобы присутствовать на празднике  в честь Посейдона. Несколько человек из фиванцев поссорились с ним из-за какого-то пустяка. Слово за слово дело дошло до рукоприкладства, и Климен получил смертельную рану. Престол перешел к его старшему сыну Эргину, который тотчас выступил против фиванцев, разгромил их армию  и наложил на побежденных ежегодную дань в размере ста голов скота. И хотя плата была невелика, фиванцы считали ее позорной. Тогда в первый раз Фивы оказались под властью чужеземцев.

Блистательная Эллада  http://www.proza.ru/2013/04/08/322


Рецензии
Ну почему все эти цари (и не только в Элладе)стоит им услышать о гибели от рук собственного ребенка действуют так шаблонно?! Хватают новорожденного кроху и пытаются уничтожить? Неужели ни одного не нашлось мужественного человека готового принять судьбу? Она как известно и под лавкой найдет!
А прорицатель Тиресий это тот, который пророчествовал Одиссею в Аиде? Спасибо!

Валентина Пескова   04.01.2022 15:45     Заявить о нарушении
Как же можно изо дня в день смотреть на существо, которое станет причиной твоей гибели? Наверно, это не легко. А Тиресий - да! тот самый.

Константин Рыжов   04.01.2022 20:11   Заявить о нарушении
Пространно о Тиресии:
В период развала хеттской империи ее архивные документы сообщают, что дружины «мужа из Ахейи» Аттарисияса, действуя в союзе с неким Муксасом (оба имени - в хеттской транскрипции), совершают нападение на Кипр, где тогда правили ставленники хеттов, наносят им поражение и становятся с тех пор хозяевами «острова Афродиты». Заметим, что тогда же, египтяне отразили натиск «квш» и «трш» в дельте Нила. Подумав, историки связали воинственного ахейца Аттарисия с весьма оригинальным персонажем мифов и Фиванского цикла слепцом и ясновидцем Тиресием (Тиресиас в древнегреческой транскрипции). Тиресий, как известно, «засветился» и в «Одиссее»: его тень в царстве мертвых называет странствующему герою условия, при соблюдении которых тот сможет добраться до Итаки.
«Ну и что?» - спросите вы. А то: в эпических песнях Троянского цикла герой-прорицатель с собачьим именем Мопс приходится Тиресию внуком (видимо, это тот самый Муксас, который помогал Аттарисию на Кипре). Герои Мопс, Амфилох и Тевкр из Троянского цикла, не желая сидеть под осажденной Троей, покидают ахейский лагерь и уходят в южном направлении, завершив свое движение нападением на Египет. Заметьте: Тевкр – сводный брат Аякса, но по материнской линии - троянец! Еще раз вспомним, что в 1186 году на Египет Рамсеса III откуда-то с севера нападают данаи, пеласги, тевкры и кто-то еще. В легендах Троянского цикла о поражении греков в Египте ничего не говорится, кроме краткой констатации этого факта в "Одиссее". Правда, в стране пирамид мы дважды (до и после войны) находим Менелая: в первый раз якобы «по делу», а во второй – из-за неблагоприятных ветров. Мернептах же и Рамсес похваляются пленением многих «экуэш» и «денйен». Видимо, высоким греческим вождям пришлось долгие годы томиться в Египте в ожидании выкупа.
Вернемся к прототипам отбитых египтянами вождей исторических данайцев, ахеян и тевкров. Тевкр Аякс, по легенде, вместе с Мопсом оккупирует Кипр, где основывает город Саламин (он родился и вырос на острове Саламин в Сароническом заливе напротив Афин). Мопс и Амфилох, согласно древнегреческому эпосу, покидают остров, появляются в Киликии (юго-восточное побережье Малой Азии), где Мопс закрепляется вполне капитально. Амфилох не доволен тем, что всё совместно захваченное достается одному Мопсу. Герои решают дело поединком, в котором убивают друг друга…
Теперь представьте: в прошлом веке археологи раскопали в юго-западной Турции, на территории античной Киликии, текст, написанный по-хеттски и продублированный для верности на финикийском языке. Надпись датируется 9-м веком до н.э. и составлена от имени правителя «данунийцев», относящего себя к «дому Муксаса» (в хеттском варианте)/ «дому Мопша» (в финикийской версии)! Что же получается? А получается то, что Мопс, Тиресий и, видимо, Тевкр Аякс – исторические лица, причем первый – данаец (это подтверждают его потомки и, косвенно, египтяне), а второй – ахеец (по крайней мере, «мужем из Ахейи» он кажется хеттам).

Алексей Аксельрод   04.01.2022 21:08   Заявить о нарушении
Благодарю.

Валентина Пескова   04.01.2022 21:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.