Осень в городе

Рояль

Прекрасная музыка в фортепианном изложении. Она прекрасна всякая: весёлая и грустная, медленная и быстрая, Бетховена и Чайковского, Гайдна и Шостаковича…
Рояль – это сказочное существо. Существо всемогущее, всеобъемлющее – как сама жизнь. Оно – то доброе и ласковое, то злое и бурное, то торжественное и величавое… и по воле хорошего пианиста рояль творит чудеса, и его струны всегда звучат в унисон с замыслом автора…
Моя душа – тот же рояль. Только по его клавишам ударяют подчас люди – горемузыканты. Они ударяют бесталанно, равнодушно, безжалостно, потребительски, совсем не беспокоясь о том, что чинить его, настраивать его тонкие струны на этом свете нет никакой возможности…

Осень в городе

Дорогой друг! Нравится ли тебе этот тихий скромный городок? Вот – Комсомольский проспект. Вот – Дворец Свердлова. Приходилось ли тебе рано утром бывать здесь в ясное тихое и свежее осеннее утро? Прекрасно смотрится Дворец на фоне голубого ясного неба с редкими  белоснежными облаками, которые придают ему дополнительно неповторимо-величавую архитектурную прелесть.

Лужи в это время на асфальте блестят чуть подтаявшим льдом, изредка проходят глухо громыхающие трамваи. Фонтаны напротив Дворца, некогда весело шумевшие, теперь не работают и стоят тихо, выпятив сухие, непривычно глубокие чаши. Кругом царит безмолвная тишина, только слышно как падают большие зелёные листья с деревьев – возникнет чуть заметный порыв ветра – и идёт зелёный снег.

Упадёт лист на землю, а успокоится не сразу – ещё несколько мгновений прошуршит недовольно по асфальту. Идёт дворник и заметает их в газон, а там их уже –   видимо-невидимо. Дунь ветер посильней – и будет дворнику ещё больше работы. Если будешь здесь, дорогой друг, в такую же пору, то обязательно вспомнишь, как в детстве бродил ты где-то по осеннему саду, ворошил опавшие листья ногами, падал в них, хохоча, собирал их в кучу и снова разбрасывал. И захочется тебе опять, как в детстве, вот прямо здесь сделать то же самое, но… «По газонам не ходить!» – напомнит тебе осторожно о порядке, и о твоём – почти уже – преклонном возрасте.

Как много разных и, казалось бы, неуместных картин вяжутся здесь одна с другою в такое естественное и прекрасное переплетение: и высокий строгий Дворец с театральными афишами, и спящий фонтан с одинокими, некогда разноцветными, а теперь поседевшими от инея, скамейками, и ясное небо, и блестящий ледок, и лист зелёный, один-единственный на стыдливо обнажённом дереве.
Если не был ты здесь, друг мой, то обязательно побывай! Только здесь, только в этом городе увидишь ты такую задумчивую, спокойную, томно-ласковую уральскую осень…

*  *  *
Вот такие романтические и лирические строки я прочитал в архиве, доставшегося мне «по наследству», от одного моего старого приятеля. Эти строки им были написаны более 40 лет назад. Прочитал и подумал,… а что, если и впрямь мне побывать на этом месте спустя столько лет! – При очередной командировке. Не обязательно осенью, можно и летом. Не забыть только взять с собой фотокамеру.

И вот я тут – на Комсомольском проспекте, у величественного Дворца. Но что я вижу?! – сразу бросается в глаза – Дворец «стоит» не на фоне «голубого ясного неба», а на фоне какого-то громадного, уродливого здания, похожего на  большой чёрный ЛЕДОКОЛ! Я тщетно искал ракурс для фотосъёмки, чтобы Дворец выглядел бы хоть как-то отдельно от безвкусицы современного архитектурного «модернизма». Приемлемый ракурс для съёмки я так и не нашёл. Признаюсь – у меня пропало настроение, но я всё-таки сфотографировать это безобразие…
В связи с этим на память пришёл случай с «Чемоданом» на Красной площади, который долго власти «не замечали» – потом, вдруг, «заметили» и быстренько убрали…. Вот так: На Красной площади «ЧЕМОДАН», на Комсомольском проспекте (ну, около него) – «ЛЕДОКОЛ»… Разница только в том, что «Ледокол», увы, никогда не уберут…
Но – смотрю дальше. «Фонтаны… некогда весело шумевшие»… – теперь, почему-то, тоже «не шумят». – То ли ремонт, то ли экономия, то ли "закатали в асфальт". И людей гуляющих совсем мало. Делать было нечего, и я ушёл…
И про сам город в целом я теперь не могу сказать, что он:  «тихий скромный городок». Это совсем не тот город, в котором мы, будучи ещё студентами, могли «без страха и упрёка» гулять по нему ночи напрлёт. Люди были доброжелательны, бандитов не было совсем, на дверях домов не было кодовых замков – они просто были не нужны!

        А теперь – в последние годы…. Как-то, прогуливаясь по городу, я набрёл на громадное здание, которое  ранее никогда не видел – его попросту не было – здание, похожее на тот «ледокол», весь светящийся от  стекла, стали и алюминия, – «Супермаркет». Зашёл в фойе, наугад нажал кнопку многоместного лифта, и очутился в просторном торговом зале. Кругом всё хромировано и позолочено. И все удобства. Туалеты и душевые. Игровые автоматы и банкоматы.

Цены товаров... – раньше столько стоил вертолёт! Покупателей я не заметил – были только, как и я, «экскурсанты» – человек пять. Холеные, скучающие продавцы, извините, – менеджеры, радостно обступили меня  угоднической толпой: «Что Вы желаете купить, господин? Вам помочь?». Естественно, я ретировался – с моими деньгами я бы не смог купить даже одну лопасть винта от «этого вертолёта». Возникла издевательская мысль: магазин построили, видимо, специально для Абрамовича, и ему подобных покупателей.
 *  *  *
О каком городе здесь идёт речь? А какая разница? Теперь в каждом городе есть свои «чемоданы», «ледоколы» и подобные супермаркеты. Города теперь напоминают собой разукрашенных клоунов – ни вкуса, ни стиля.
Да, правильно говорят: «Мы теперь живём в другой стране». Только… – в лучшей ли?..

23 декабря 2013 г.


Рецензии