Живая философия бытия. Практика. Ч. 3

Что лежит в основе  живой философии?
Практический здравый смысл. Или трезвомыслие.
Оговоримся сразу, что и к здравому смыслу надо относиться здраво. Такой вот каламбур. Другими словами, здравый смысл - не панацея от жизненных невзгод, не абсолют защиты. И вообще никаких ста процентов  благоприятного исхода. Просто ничего реально иного в нашей жизни нет. Как говорится, за неимением лучшего....
Вот каково наше самое обычное житейское желание? Избежать неприятностей.
Как эта программа-минимум трансформируется в нашем, склонном к внутренней болтовне, сознании? Слово за слово, мысль за мыслью, новые речевые конструкции, в которых потерялось исходное желание и все! Ловушка захлопнулась. Попались мы в тенета собственного сознания. Преобразовалось сие в стремление к тотальному контролю над ситуацией.
 Разными путями.
Через суеверия и обереги.
Через молитвы к вышестоящим сущностям.
Через насилие, индивидуальное или коллективное, вплоть до государственного.
Через общественные этические нормы.
Что объединяет все эти приемы завуалированного контроля над жизнью?
Это желание иметь в качестве фундаментальной основы нечто внешнее, которому придается характер непререкаемости, исходя из личного выбора. Выбрать один раз, утвердиться и жить дальше, как бы под защитой, особо не напрягаясь.
Повесил на шею оберег.
Поставил за плечом ангела-хранителя.
Помолился.
Создал  закон.
Подчинился "крыше".
Принял морально-этический кодекс.
 Но ведь реальной жизни никакого дела до этих наших заморочек нет. Хотим избежать неприятностей? Так и будем их избегать. Прямым действием. Не затуманивать сознание синонимическими конструкциями, наподобие вышеперечисленных, а дело делать.
По данным статистики, каждый год нового тысячелетия по всему миру в автомобильных авариях погибает около миллиона триста тысяч человек. Примерно в сто раз большее количество людей получает различные травмы, от летальных отдаленно до психологических. И ситуация принципиально улучшиться не может, потому как парк автомобилей ежегодно пополняется на сто миллионов потенциальных убийц. Количество переходит в качество? Несомненно. В качественное многообразие аварий. Но отнюдь не качество вождения.
Как обычному человеку защититься от этой авто гидры, порожденной беспредельным человеческим эгоизмом?
Стоит только выйти из дома, как начинается борьба за выживание. И начинать  ее лучше всего с удобной безопасной обуви. Сколько раз я была свидетелем просто диких ситуаций, причиной которых было нелепое желание человека надеть обувь, исходя из чего угодно, только не соображений удобства и техники безопасности. Каждый год гололед собирает свою жатву из элементарно легкомысленных людей. И данные статистики упрямо твердят одно: люди не учатся. Количество "авосьников" не уменьшается.
Но вернемся к нашему пешеходу.
Надо перейти через дорогу. Правовое поле "зебры" дает мнимую защиту. Потому как на дорогах все больше автомобилей, и все чаще за рулем оказываются неадекватные водители, чья жажда скорости, порожденная безумием скоростных возможностей авто, вызывает у них маниакальное стремление сбивать людей, мешающих этой жажде реализовываться без помех. И тот факт, что ты юридически прав, переходя дорогу в установленном месте, лишается жизненного смысла, когда ты - сбит.
Правила важны и необходимы, кто бы спорил? Но они работают, только когда ВСЕ участники дорожного движения их выполняют. Достаточно одного нарушителя, чтобы последствия оказались ужасны.
 Что остается пешеходам в этой ситуации?
Действовать исходя из здравого смысла и быть осмотрительными.
Опять статистика. Все чаще людей сбивают на остановках. Как избежать этой опасности? Побеспокоиться о себе. Реально. Найти безопасное место. За столбом, к примеру.  Простите, но никто свыше о нас не думает, чтобы мы там себе не нафантазировали по данному поводу.
 Разум есть? Есть. Вот и следует пользоваться им, не напрягая высшие силы - если уж так хочется верить в них - заботой о собственной безопасности.
Наивность, легковерие приятны. В других. Но для самого человека чреваты. А отдаленно и для других. Потому как все это, к сожалению, есть синонимы глупости. А жизнь более всего "любит" наказывать именно за глупость. Особенно самонадеянную, умноженную на технические возможности.
Вообще говоря, как бы мы не насмехались над статистикой, не стоит все же с водой выплескивать ребенка. Статистика улавливает тенденцию опасных последствий различных человеческих действий.
Неосмотрительно отмахиваться от данных выводов и жить в психологическом заблуждении "авосьников", надеясь, что пронесет. Не пронесет.
Все всегда происходит со "Мной". Всегда страдает "Я" и только "Я". Нет грешников и нет праведников. Всегда есть только страдающее человеческое сознание. По разным причинам и далеко не всегда осознанно. И часто заставляющее страдать других.
И потому риторический вопрос: почему это случилось со мной? чаще всего имеет  обыденный - не сакральный - ответ: был неосмотрителен. Считал, что жизнь играет в поддавки или подчиняется нашим уловкам скрытого шулерства, потому как все наши амулеты, обереги, молитвы есть по своей сути попытки обмануть жизнь. А надо относиться к ней с уважением: играть в шахматную партию, в которой у жизни всегда "белые" и ходы просчитывать. Хотя бы на  пару вперед.
Впрочем, думаю, слово "понимание" более точно передает суть взаимодействий с жизнью. Понимание основ жизни - не дань любознательности.  Вот к примеру, на чем основана жизнь человеческая, или народная?  На традициях. Тоже, кстати,  внешний способ контроля. Традиции вещь хорошая, когда они разуму в помощь. И ужасная, когда они - вместо разума.
Какие тенденции, основанные на традициях, наблюдаются в нашем государстве? Тенденции праздновать известным всем способом. Возможно в прошлом, когда человеческая еда была скромной, праздником было побаловать себя гастрономическими излишествами. А потом всякими шумовыми действиями сообщить окружающим о своем соблюдении традиций и степени своего благополучия. Прямо пропорционально. Традиция осталась, но смысл потерялся. И потому все чаще итог празднования печален.
 Человек характеризуется, как благополучный, если его образ жизни соответствует этим традициям. При этом собственное его поведение, как и отношение к окружающим, значения не имеют. Хамство нувориша всегда оправданно - мальчик резвится. Но вежливость малоимущего ставится в вину последнему - ишь выпендривается, считает себя выше других. Получается такое перевертывание, черное объявлено белым. Другими словами, смысла в такой внешне благополучной жизни нет. Только его имитация. Хотя и в этом можно найти некий простор для развития мысли. Например, почему именно традиционно благополучные семьи все чаще поставляют преступников, как граждански незрелых личностей?
 Традиция уважать разум и нравственные достоинства человека так и не развилась. Разумеется, говорится об этом много. Но на уровне обычной жизни: бог - это богатый. Тем паче, в церкви тем больше бога, чем она богаче. И более никак.
 Другой аспект разумной жизни - это создание запаса прочности. Здоровья, знаний, умений. Багаж, который не тянет, и который отнимать нет смысла, ибо им напрямую не воспользуешься. Золотые руки и мастерство - это результат нашего усердия и честного отношения к работе. Имея несколько специальностей, ты уже в чем-то защищен. Всегда найдется человек, который не умеет, не хочет, или не может сделать для себя то, что умеешь ты. Но одно немаловажное обстоятельство: реальной жизни нет дела до наших профессиональных умений, и количество труда, которое мы затратили, не гарантирует награды или спасения сверх баланса, либо в других обстоятельствах.
Надо  сказать, что с этим связано одно из величайших заблуждений жизни: думать, что наш нравственный облик или степень трудолюбия защитят от бед. Не защитят. С любым человеком может случиться что угодно. Независимо ни от чего.
Стечение обстоятельств может быть невероятным настолько, что весь наш опыт предыдущей жизни окажется мало эффективным или вообще бесполезным.   Относиться к этому надо спокойно. Гарантов у нашей жизни нет.
 Но приоритеты определить можно. Мы можем выбрать внешние виды защиты от житейских неприятностей - по преимуществу, разумеется. Из тех, что перечислены выше и снимающих с нас ответственность.  Либо внутренние. Основанные на нашем разуме: коллективном - как итоге труда предшествующих поколений - и индивидуальном одновременно. Ничто не является абсолютным. И за выбор всегда придется платить. Главное, чтобы плата нас устраивала.


Рецензии
" Все всегда происходит со "Мной". Всегда страдает "Я" и только "Я".
И потому риторический вопрос: почему это случилось со мной? чаще всего имеет обыденный ответ: был неосмотрителен. Считал, что жизнь играет в поддавки. А надо было относиться к ней с уважением: играть в шахматную партию и ходы просчитывать. Хотя бы пару ходов.
Впрочем, думаю, слово "понимание" более точно передает суть взаимодействий с жизнью. Понимание основ жизни - не дань любознательности. Вот к примеру, на чем основана жизнь человеческая, или народная? На традициях. Тоже, кстати, внешний способ контроля. Традиции вещь хорошая, когда они разуму в помощь. И ужасная, когда они - вместо разума.
Какие тенденции, основанные на традициях, наблюдаются в нашем государстве? Тенденции праздновать известным всем способом. Возможно в прошлом, когда человеческая еда была скромной, праздником было побаловать себя гастрономическими излишествами. А потом всякими шумовыми действиями сообщить окружающим о своем соблюдении традиций и степени своего благополучия. Прямо пропорционально. Традиция осталась, но смысл потерялся. И потому все чаще итог празднования печален.
Человек характеризуется, как благополучный, если его образ жизни соответствует этим традициям. При этом собственное его поведение, как и отношение к окружающим, значения не имеют. Хамство нувориша всегда оправданно - мальчик резвится. Но вежливость малоимущего ставится в вину последнему - ишь выпендривается, считает себя выше других. Получается такое перевертывание, черное объявлено белым. Другими словами, смысла в такой внешне благополучной жизни нет. Только его имитация. Хотя и в этом можно найти некий простор для развития мысли. Например, почему именно традиционно благополучные семьи все чаще поставляют преступников, как граждански незрелых личностей? ..."

Сложнейшие вопросы ПРАКТИК*...и только Человек мыслящий и глубоко верующий в себя и себе подобных, может быть человеком... Это путь - от себя к себе и обратно в лоно, увы, не материнское, а Природы... Это если коротко. Благ всем нам.

Валентин Стронин   21.01.2014 19:15     Заявить о нарушении
Прошу прощения, что не ответила сразу, так неловко получилось.
Спасибо за отклик, Валентин.

Анна Гриневская   27.03.2014 09:42   Заявить о нарушении