Краеведы Уфы на новый год!

(Влад)Во время новогодних праздников и в  плане истории Уфы, вероятно, надо вспоминать что-то новогоднее.
Могут ли вообще реально быть подобные воспоминания?
=====================================================
Безусловно, таких воспоминаний очень много, так как у нас с отцом квартира была превращена в музей. То там что то краеведческое поисходило постоянно, в том числе и в новогоднее время .Мы постоянно наряжались Дедом Морозом, а кто-нибудь из моих крестников - Снегурочкой. Чаще всего роль Снегурочки играла Юля Широкова.Неоднократно, когда ехать надо было далеко, роль Снегурочки играл Володька Аверьянов. При том так играл, что даже собственные одноклассницы, встретившись с ним, однажды не поняли, что это он.
Потом мы ходили по друзьям, а друзей и недругов в микрорайоне Глумиллино, где мы жили 12 лет назад начиная с 1982 года, у нас было великое множество.

Влад.Ну про подобные новогодние мероприятия в Вашем музее писалось и говорилось очень много. А были ли случаи, когда Вам приходилось в Новый год бывать не в своём квартирном музее, а в каком-нибудь другом?

Да, мы проводили новый год в селе Турбаслы, где председателем был Рафиль, к сожалению забыл его отчество.
(Влад)А больше всего какой Новый год не дома Вам запомнился?
Ну, вероятнее всего тот,т на который мы впервые встретились в музее с его первой директрисой Эльмирой Давыдовной Терегуловой.
По ряду причин мы несколько лет не виделись и не узнали друг друга.
А внизу висело хорошо  выполненное художником родословное древо Степановых -зориных и князьёв Мухарских.
Не помню уж, с кем я вошёл тогда в музей, который еще толком был и не достроен, но, остановившись перед огромным панно, сказал: вот моя родословная. Сверху тут же выскочила двоюродная  сестра отца Эльмира Давыдовна, совершенно седая, волосы у неё были зачёсаны назад и завязаны лентой. С тихой фразой, мол, нет это моя родословная. Я был не менее упрям и сказал: нет, моя.
Мы толком не видели друг друга, я стоял боком. А она в проходе двери. Наконец, она возмущённо стала сползать по перилам.
Мы сердито уставились друг на друга. Наконец её осенила догадка и она сказала:
-А  Сащин сын.Тогда проходите ко мне Новый год встречать.
Я-то понял, с кем имею дело. Гораздо позже, когда увидел её молодую на фотографии с родной сестрой моего деда княгиней Александрой Михайловной Мухарской и когда поднимался - думал, кто это меня на новый год заманивает.
Влад. Ну это можно понять, если вы давно не  виделись.
А как потом складывались отношения?
(ответ) На удивление тепло и по-деловому. Я работал худруком СКИО имени Аксакова с 1986 по 1993 год. А она начинала работать  в должности первого директора музея имени С.Т. Аксакова. Всё время разыскивала экспонаты, связанные с Аксаковыми, я ей чем мог помогал.
Влад. А как же Вы могли помогать, ведь СКиО имени Луначарского теперь это сад кльтуры и отдыха имени Аксакова отвечало за проведение главной в республике Елки на Советской площади у старого совета министров?
Это гигантская нагрузка и ответственность, туда правительство приезжало.
  Откуда бралось время и  экспонаты?
Ответ. Да, действительно, мне даже самому с вышки приходилось наряжать главную в республике елку высотой  метров в 30._Хотя у меня допуска к высотным работам не было, но я сам руководил и определял кого допустить, кого нет. И с директором Летнего театра Алексеем Васильевичем Григорьевым вдвоём мы всю эту ёлку украшали и даже гирлянды и электропроводку проводили .
Хлопот хватало. Но кладезем экспонатов был знаменитый Летний театр музыкальной коммедии. Когда прогоняли актёрскую группу купца Видинеева, актёры надеялись, что влась большевиков скоро кончится и прятали под полы разные старинные вещи, среди них были и настоящие шашки, и ружья, и афиши, в том числе о постановках на мотивы произведений С.Т.Аксакова.
Мои помощники много находили и относили к Терегуловой. К счастью, она всё при её уходе оставила в том музее.
Потом директором музея стал Леонид Леонидович Давыдов. И только потом пришёл Чванов, мы ему отдали люстру Летнего театра с оригинальными канделябрами. А он её отдал протопопу Мохову в уфимско-богородский храм в инорсе. Если я не ошибаюсь, дело так и было.
Дворянский аксаковский дом возрождали люди дворянских фамилий и теперь там в охране работает один человек из древнего княжеского рода, который не выпячивается.
Влад. А хорошо ли это, когда два писателя - директор музея Чванов и Аксаков
виртуально мешают творчеству друг друга в одном музее, нет ли тут попытки превзойти Аксакова?
Ответ. Это дело изотериков. Я с момента ухода Эльмиры Давыдовны крайне редко посещаю данный музей. Там всё стало другоё. Душа музея стала казённой с момента ухода Эльмиры Давыдовны - так сказала как-то основатель шаляпинского общества Галина Ивановна Бельская.
Влад. Ну вот  теперешний директор музея Чванов всячески  печатает свои произведения, издаёт книги. Почему этим же не занималась Эльмира Давыдовна?
Ответ. Она была воспитана не чиновницей, главным в её жизни было служение обществу. А ещё её мать предостерегала от того, что бы не впасть в гордыню.
Гордыню она счилала высшим грехом и очень боялась, что её в этом обвинят.
Влад. Ну хоть хорошо прошёл тот Новый год?
Тот новый год прошёл замечательно. Правда я никак не вспомню точно, какой это был год. В музей тогда пришли многие знатоки Уфы - Бельская, Альников, ненадолго заехал Скачилов, из нашего сада культуры и отдыха Григорьев пришёл.
Влад. А сохранилось ли что-то из записей Эльмиры Давыдовны?
-В этом я сильно сомневаюсь. Она умерда в 2007, квартира её досталась, как я знаю, дочери которая со слов Эльмиры Давыдовны была далековата от истории и от музейнго дела.
Может быть что-то она успела передать старшему брату Энверу Давыдовичу, он живёт то в Москве, то у детей в Канаде в Торонто.
Он как-то приезжал ко мне в 2009 или в 2010 году летом, но на данную тему мы с ним не разговаривали. У меня в тот  момент было двухсторннее воспаление лёгких. Я ему отдал много из родового архива, в Уфе это никому не нужно. Помню в тот новый год, когда музей только востанавливали на столе у нас мало что и было. Но радость от того, что собралось рядом столько хороших людей заменила любые явства. И  весь последующий год у меня был очень удачным.

Дополнительные вопросы.
1.Чем же были знамениты князья Мухарские и Терегуловы до революции?
Ответ. О том имеются сведения в книге, изданной татарским двроянским собранием, которое базируется в ДДН.
Я могу  вспомнить только то, что расказывала мама: Мухарского за генеральское звание сослали и  велели ему в гулаге собак кормить, варить для них корм.
Однажды каким-то чудом ему удалось побывать в УФе и они встретились.

А про мужа Эльмиры Давыдовны Кафиля Калимулловича я ничего не знаю толком.
Больше рассказывали про её отца. Я тогда был не велик и мало что запоминал. Помню только, что он был князем и генералом, влюбился в сестру моего деда.
Говорили даже, что они венчаличь в храме. Но другие родные это опровергали. Где правда, где ложь понять теперь невозможно.

А знали ли вы мать Эльмиры Давыдовны?
Александру Михайловну я знал  хорошо. У неё была шкура медведя, хорошо выделанная, я эту шкуру в детстве надевал и пугал в таком виде  дворовых ребятишек.У неё часто гостила другая сестра  деда, Правоторова  Ираида Михайловна, кода она приезжала, мы всегда вдвоём ехали к Мударской, эта бабушка была старенькой и боялась ходить одна. Она к нам часто наезжала из Самары. Теперь и адрес её детей потерял. Знаю, что дочь её звали Фаиной и что у неё был сын намного старше меня - он во время войны уже в детский сад ходил.

1Влад. Я слышал, что в доме матери Терегуловой был какой-то странный пол, который рабочие отказались менять, почему?

2. Как вышло, что некоторые ваши знакомые оказались раньше знакомы с Терегуловой, чем с Вашей семьёй и почему их знакомство произошло в селе Кальтовка в годы войны?
3. Эльмира Давыдовна входила в двроянское татарское собрание, где собираются мурзы.

Нет, потому что она в мечеть не ходила.

4. Знаете ли вы что-то об отце Эльмиры Давыдовны, генерале?
5. А в каком доме росла и родилась мать Эльмиры Давыдовны?
Ответ. Ул. Уфимская, ныне дом по ул. Чернышевского, 49.
6. Влад. Что сейчас с этит домом он цел?
7. А я слышал, что в том же доме жил в детстве брат Э.Д Терегуловой заслуженный художник РБ А.В. Храмов. Сын его, если не ошибаюсь автор знаменитого романа "Инок".
8. Были ли у Эльмиры Давыдовны братья и сёстры?
9. Как часто бывала Эльмира Давыдовна на  проводимых вами новогодних гуляньях на Советской площади и как Вы эти гулянья готовили?
10 Изучением какой темы последний раз занималась Э.Д.Терегулова?
Я помню, как она расказывала, как Аксаковы попали в плен к Салавату Юлаеву, не помню, кто конкретно. Эти данные она брала в каком-то московском архиве.
Не хотелось бы пересказывать её лекцию. Я боюсь, что что-то не так запомнил.
Времени прошло много.
Она имела список кого тогда конкретно колесовали.

10. Хотели бы Вы снова отпраздновать Новый год в каком нибудь музее?


Рецензии