Путевая иконка


Ранний звонок прервал сон:
– Привет! Проснулась? Вот и отлично. У нас одно свободное место есть. Поехали с нами!
– А-а, Рита, – узнала я голос соседки. – Куда это, с вами?
– В Валдай. Хочешь поехать?
– Конечно! – обрадовалась я.
– Тогда быстрей! Мы с Ромкой ждём тебя возле подъезда.
Сборы были недолгими. Наспех умывшись, причесавшись и одевшись, я собрала сумку и поспешила к выходу. 
Соседка, стоя под окнами дома с сыном, уже волновалась: поминутно бросала взгляды то на дверь, то на неподалёку стоящий автобус.
– Здравствуйте, тётя Валя! – первым увидев меня, заулыбался Рома, рослый симпатичный мальчишка с мечтательными, голубыми глазами.
– Бегом! Уже все собрались! Вон наш автобус и учительница ещё одна со мной, – показала соседка на ПАЗик, возле которого стояла средних лет женщина и, торопя нас, махала рукой.
С нашим появлением в автобусе сделалось шумно.
– Здравствуйте, Маргарита Викторовна!
– Ромашка! Идём на заднее сиденье, отсюда лучше видно.
– Лучше к нам!
– Ром, мы тебе место держим.
– Мама, я пойду на заднее сиденье, – попросился Рома.
– Хорошо. А мы тут, спереди, – показала мне Рита на свободное сиденье за кабинкой водителя. – Садись к окошку!
Уступив мне лучшее место и устроившись рядом, она объяснила своей напарнице, которая всё это время с любопытством глядела на меня: – Это моя соседка, Валя, помнишь, я говорила о ней, она едет вместо Анечки.
– А-а-а, понятно, а то смотрю: вроде не наша ученица, – приветливо улыбнулась учительница и кивнула водителю: – Все в сборе. Поехали!
Как только автобус тронулся, в салоне сделалось ещё шумней: мальчишки наперебой что-то рассказывали, а девчонки хохотали.
– Ребята, потише! Вы же мешаете водителю! – повысила голос напарница Маргариты.
– Да ладно тебе, Марина Сергеевна, пускай детишки радуются, поездка стоит того, – заступилась за школьников Рита и спросила меня: – А ты была когда-нибудь в Валдае?
– Нет, но давно хотела побывать. История Валдайского монастыря связана с городом, в котором я родилась.
– Как это? Ты ведь белоруска! – удивилась соседка.
– Да, белоруска, из Орши. И в моём городе есть древний Кутеинский монастырь. Я и сама этого не знала, но недавно прочитала, что во времена гонения христиан кутеинские монахи бежали в Валдайский монастырь, взяв с собой на новое место и своё имущество – типографию. До этого на Руси был только печатный двор в Москве, а с приходом Кутеинских монахов в Валдае заработала первая провинциальная типография. Так что, можно сказать, мои земляки были в числе первых российских книгопечатников.
– Ты из Орши? – примкнула к нашему разговору Марина Сергеевна. – Я слышала, что у вас в одном из монастырей хранится чудотворная Оршанская икона Божьей Матери. Всё собираюсь съездить.
– Валдайская «Иверская Матушка» не хуже, – с ревностью заметила моя соседка. – И вообще любая икона чудотворная, если к ней с верой подходишь.
– Никто и не спорит, – согласилась я. – Икон много, а Богородица одна.
Всю дорогу мы по очереди рассказывали о разных иконах и явленных ими чудесах. За разговорами не заметили, как автобус свернул с трассы. Замолчали, когда распахнулось нам навстречу сверкающее Святое озеро с могучим белоснежным пятиглавым собором на берегу, подобного которому нет в целом мире.
Водитель сбросил газ, и ПАЗик, благополучно домчав нас до назначенного места, фыркнув, замер. Пассажиры дружно  устремились к выходу.
Пока девчонки, смеясь и переговариваясь, повязывались платочками, я подбежала к озеру, которое подступало почти к самым стенам монастыря, и, зачерпнув пригоршню воды, сделала несколько глотков.
– Что ты делаешь! – испугалась подоспевшая Рита. – Разве можно пить из водоёма?
– Взгляни, какая она прозрачная, как льдинка! – улыбнулась я. – Такую воду не пить, а целовать надо!
Соседка, следуя моему примеру, зачерпнула воду и омыла лицо.
– Пошли, а то отстанем, – заторопила она меня, и мы побежали догонять группу.
Экскурсовод уже ждала у входа в монастырь. Она проводила нас в музей знаменитых валдайских колокольчиков, где хранились экспонаты от самого маленького, размером с напёрсток, бубенца и до могучего, весом в две тысячи пудов, колокола, говорящего толсто, басом.
После посещения музея и прогулки по территории монастыря мы отправились в храм Успения Божьей Матери. К этому времени служба закончилась, и люди стали потихоньку расходиться. Школьники, накупив свечей, выстроились в очередь, чтобы поклониться христианской святыне. Девчонки, ещё недавно беспечно хохотавшие над шутками одноклассников, притихли. Мальчишки посерьёзнели, как-то сразу повзрослели. С сердечным трепетом они склоняли головы и опускались на колени перед образом Благословенной в женах, спасшей весь мир от греховного потопа. 
Пока ребята подходили к богато изукрашенной чудотворной иконе, я любовалась великолепным шестиярусным резным иконостасом и живописью собора. Сердце замирало: воистину этот храм – земное небо!
К «Иверской Матушке» я подошла последней. Поклонившись до земли,подняла взгляд на икону... и мне стало не по себе: живые очи Богородицы смотрели прямо в душу...
Так я и стояла, не в силах отойти от иконы, пока не услышала за спиной Ритин голос:
– Чего застряла? Наши все ушли в автобус.
– Сейчас иду. Только записку подам.
Я заказала полугодовое поминовение усопших и купила в иконной лавке приглянувшийся глиняный сосуд для святой воды: совершенно очаровательный, ручной работы с изображением Валдайских храмов и подступающего к ним озера – любо в руки взять такой, а тем более святой водицы испить из его узкого горлышка.
– Ну что опять задумалась? – тронула меня за локоть Рита.
– Выбираю, что купить на оставшуюся мелочь.
– Купите путевую иконку, как раз хватит, – посоветовала служка.
– Что за путевая? – спросила я.
Женщина достала из витрины маленький, с пол-ладошки, образок и положила передо мной:
– Он в дороге помогает.
– Да? Нам как раз ехать!
Я рассчиталась за покупку и поблагодарила внимательную женщину.
– Ангела вам Хранителя, – улыбнулась она.

2
Автобус уже нетерпеливо фыркал, когда мы, запыхавшись, влетели в него.
– Мам, ну где вы ходите? Мы уже полчаса ждём вас, – проворчал Рома.
– Извините, ребята, – виновато улыбнулась Рита. – Задержались в церковной лавке. Валя дорожную иконку покупала.
Мы уселись на свои места, и автобус тронулся. Я в последний раз взглянула на Успенский собор. Как-то беспокойно стало на душе, тоскливо. Так бывает, когда расстаешься с дорогим тебе человеком.
Долго любовалась в окно, пока Святое озеро не скрылось за деревьями, и автобус не выскочил на трассу. Некоторое время смотрела на проплывающие мимо окон деревеньки, а потом повернулась к Рите и увидела, что она уже спит. Спали и остальные пассажиры: усталость и жара сморили всех, кроме меня и Ромы. Увидев, что я смотрю на него, он улыбнулся, но в следующее мгновение лицо его напряглось, побелело, а сам он весь подался вперёд. Я не успела ничего понять, как вдруг наш автобус, резко вильнув, съехал с дороги и остановился. Водитель, до этого на редкость спокойный и молчаливый, выскочил из автобуса и трясущимися руками полез в карман за сигаретами.
Пассажиры проснулись и с недоумением глядели друг на друга.
– Что случилось? – спросила меня Рита.
Я пожала плечами.
Подошёл Рома.
– Тётя Валя, можно взглянуть на вашу иконку? – с плохо скрываемым волнением спросил он.
– Пожалуйста, – достав из кармана, протянула я образок.
Рома взял его и поднёс к губам.
Я непонимающе глядела на него.
– Посмотрите вон туда, – показал он.
Все пассажиры повернулись к окну и увидели позади автобуса опрокинутую фуру. Наш водитель и успевший выбраться к этому времени из кабины молодой водитель автофургона разговаривали на повышенных тонах, причём видно было, что дальнобойщик оправдывается, крестясь и стуча кулаком в грудь.
 – Ромашка, что произошло? – обеспокоилась Маргарита.
– Мама, это было так страшно... Сижу, смотрю на дорогу и вижу: летит на всей скорости встречная фура и вдруг резко поворачивает прямо на нас. Мы стопроцентно должны были столкнуться лоб в лоб! Но тут случилось что-то невероятное! Перед фурой словно возникла невидимая стена и она, упёршись в преграду, остановилась. Мы промчались, едва не зацепив её, а махина снова поехала и рухнула на обочину. 
Все напряжённо молчали.
– Можно на иконку взглянуть? – робко попросила одна из девчонок.
– И мне... Я тоже хочу... Ой, такая маленькая... – переговаривались подружки, передавая образок из рук в руки.   
– Тётя Валя, вы видели, сколько золотых колец было на Иверской иконе Божьей Матери? – спросил Рома, возвращая мне иконку. – Я насчитал восемь нитей и на каждой по сотне колец. Спросил о них у служки, и она объяснила, что это благодарность за Божью милость. Считайте, что на вашей иконке двадцать золотых колечек, от всех нас, кто ехал в этом автобусе...
В это время кто-то из ребят открыл люк, и ворвавшийся в автобус ветерок взъерошил Ромкину шевелюру. Он откинул чуб со лба и так счастливо улыбнулся, словно сама Богородица погладила его по светлой головушке.

                23.12.13


Рецензии
Не по нашим заслугам, а по Его милости...

Юрий Пономарев 2   25.12.2013 20:27     Заявить о нарушении
Само собой. Спасибо, что нашёл для сестры несколько минут. Как пушка? Стреляет?)) А то у меня вчера чуть разрыв сердца не был. Как стрельнул кто-то под окном в два часа ночи - сердце затёпалось как у зайца. Подумала: ты)))).

Валентина Карпицкая   26.12.2013 22:22   Заявить о нарушении
Не, эт не я, юнцы-баловники шалят теперь))

Юрий Пономарев 2   27.12.2013 01:25   Заявить о нарушении