Рецензия на Книги крови Клайва Баркера

Мысль о боли мучит нас
не меньше самой боли
Сенека

Клайв Баркер – личность дикая, но симпотишная. Актер, режиссер, сценарист, театрал, художник, писатель – да в мире столько искусств нет, сколькими занимается Клайв Баркер! И что самое важное, все его творчество – это сплошной поток хоррора и мрака.

Дебютировал будущий мастер ужаса, как величал его Стивен Кинг, серией рассказов под общим названием «Книги крови», которые состояли из шести томов, в каждом по 5-6 рассказов: всего их 30 штук, довольно объемных и тянущими едва ли не на маленькие повести.

Персонажи произведений – ты да я да мы с тобой. Иными словами, обычные люди нашей обычной эпохи, сталкивающиеся со всевозможными кошмарами  и ужасами, например, с восставшими против хозяев-людей кистями рук, актерами-зомби, ожившей простыней и, конечно, маньяком, насилующим на своем пути всё и всех, в том числе неодушевленные предметы. Там стены, фрукты…

Лейтмотив сборника – боль и жестокость. Кто-то скажет, что это не ново, и наше развращенное общество подобным уже не удивишь, но… «Книги крови» – это полное сумасшествие, это адское безумие, это настольная книга любого садиста и объект мечтаний спятившего мазохиста. Боль, секс, болезненный секс – это «Книги крови». Вывороченная наизнанку плоть, свежие куски человеческого мяса – это «Книги крови».

«Американский психопат» Брета Истона просто Библия по сравнению с творением Клайва Баркера. В «Психопате» жестокость можно выдать за художественный прием, за картину нынешнего социума, тогда как у Баркера жестокость не имеет никакого смысла, никакой подоплеки или иносказания, напротив, это есть настоящее, истинное зло – неоправданное и изощренное.

Изощренность – вот что еще отличается творчество Клайва Баркера. «Книги крови» – настоящее буйство больной фантазии. Разнообразию изображенных пыток и убийств могла бы позавидовать сама Инквизиция.

Однако не все так «радужно». Вышеописанные дифирамбы относятся только к первому и второму тому, остальные – крайне слабы и откровенно скучны.

Дело в том, что у Баркера нет поэтичности Эдгара По, нет метафор Лавкрафта, нет психологизма Стивена Кинга; его язык довольно беден и скуден, и хотя нарисованные автором картины очень детальны, они вскорости приедаются, а испытываемый читателем шок сходит на нет и заменяется тоской.

Все потому, что Клайв Баркер не столько писатель, сколько сумасшедший фотограф, который на своих снимках в фотошопе делает кровь ярче, а муки на лицах выразительнее. Он художник, он рисует, а не пишет (хотя художники тоже пишут… но, в общем, вы поняли).

Как уже говорилось выше, читать следует первые два тома «Книг крови», остальные – для тех, кто хочет глубже проникнуть в свихнувшийся мир писателя. Если же у вас нет времени или желания читать даже эту часть, но все равно хочется ознакомиться с творчеством Баркера, то советую обратить внимание на следующие рассказы:

«Полночный поезд с мясом», «Блюз свиной крови», «Ее последняя воля» и «В горах, в городах».

В заключение хотелось бы сказать, что после «Книг крови» вы не будете бояться призраков или демонов. Вы будете бояться собственного тела, собственной плоти, потому что в ней, в этой бренной оболочке, находится источник самого страшного человеческого зла – боль.


Рецензии