Планктон

«Работа — последнее прибежище тех, кто больше ничего не умеет»
Оскар Уайльд

Часть 1. Работа от слова рабство.

     В эту компанию я пришёл молодым специалистом после института.Закончил я юридический,опыта не имел и устроится единственным юристом в компанию было большой удачей, хоть и на маленькую зарплату.Я наконец-то РАБОТАЛ, да ещё и по специальности.А ведь в условиях перепроизводства юристов это было очень сложно.15 миллионов юристов на 143 миллиона населения,поверьте,это слишком много Почему-то мне это казалось очень важным, что вот я работаю как и все, получаю какие-то деньги, хожу пить в бар по пятницам с друзьями. Вот такая взрослая реальность.И засуньте глубоко в задницу свои мечты, уважаемые студенты.Рынок труда диктует свои условия, убивает амбиции и заставляет радоваться талантливых и не очень молодых людей,что их хотя бы куда-то взяли.Потому что, чтобы тебя взяли на нормальную работу,требуется опыт, а чтобы получить опыт, нужно устроится на работу.Вот такой заколдованный круг.Не об этом я мечтал 5 лет в институте.Там нам промывали мозги и  называли элитой. Смешно звучит.Мы изучали законодательство, к нам приезжали крупные чиновники и расхваливали нас, называя нас будущей сменой, людьми, которые будут руководить страной. Почему никто не сказал, что после окончания института, мы будем счастливы устроится  хоть в самую задрипанную контору "Рога и Копыта", перебирать бумажки и получать три копейки  в месяц? Почему никто не сказал, что мы никакая не элита, а такой же офисный планктон, как и миллионы "менеджеров", секретарш и бухгалтеров? Просто обслуживающий персонал.Вот поэтому на том этапе жизни я сказал себе "Это не то что я хотел.Но это лучше чем ничего". Дорогой читатель, я ошибался. Нельзя жить, утешая себя словами "лучше чем ничего", потому что это "лучше" хуже всего. Трата жизни на бесконечные звонки, отчеты и никому не нужные "договорчики - переговорчики". Зачем тратить жизнь на то, на что по сути тебе совершенно наплевать? А признайтесь честно, офисные служащие, Вам не наплевать, получит ли розничная сеть из Мордовии очередную партию плинтусов,или на то, когда Ваша фирма перечислит на счет арендодателя долг по аренде? Признайтесь, Вам же совершенно наплевать? Не наплевать собственнику Вашей компании, потому что это его детище, его фирма. Отличие прибыли от зарплаты в том, что прибыль имеет много нулей и течет в карман собственнику, хоть и является результатом совокупных трудов всех сотрудников. А  зарплата это кость, которую кидает добрый или не очень хозяин во двор собаке.И мы все, офисный и не офисный планктон всю жизнь грызём эти кости и радуемся, когда кость становится больше.И возможно, ближе к пенсии на этой кости появятся кусочки мяса. И вот на это тратят свою жизнь большинство взрослых людей, в которых выросли дети, полные надежд и мечтаний, которые хотели стать врачами, чтобы спасать жизни, не зная что на зарплату среднестатистического врача они с трудом спасут свою собственную жизнь, хотели стать пожарными, чтобы тушить пожары и ездить на волшебной красной машине, не зная что почему то для этого нужно год чистить картошку в армии, и потом неизвестно возьмут тебя или нет. Про ученых я вообще молчу.В нашей стране НИИ уже даже не умирают, они умерли и догнили почти до самых костей.
     Итак, я устроился на работу.Юрисконсультом фирмы ООО "Вставьте любое название" и очень этому радовался. Я с огромным интересом брался за любое задание, засиживался после окончания рабочего дня и был полон энтузиазма.Да.Моего энтузиазма хватило ровно на 2 месяца.И после этого мне как будто сняли розовые очки с глаз. И мне открылось серое пространство, называемое моей жизнью.Офисное рабство. Некомпетентность и отвратительный характер начальника- собственника предприятия.Если говорить честно, то просто тупого маразматичного мудака не слегка за 60, который лез со своими замечаниями совершенно во все отрасли начиная от бухгалтерии заканчивая отделом продаж.Что и говорить и в мою работу тоже. Над его идиотскими исправлениями в официальных документах компании смеялся весь офис.Было стыдно отправлять это контрагентам, чтобы не подумали, что этот бред написал я.Поэтому я приписывал к письму что "начальство внесло некоторые корректировки в изначальный проект документа". Начал замечать тупую, ни в чем не разбирающуюся молодую жену начальника, косяки которой мне приходилось постоянно разгребать и за них получать.Начал замечать серые и измученные лица по утрам в метро.Эти толпы несчастных людей, которые каждое утро вынуждены вставать, когда они не хотят, идти туда, куда они не хотят, чтобы делать то, что они не хотят.Да, больше всего на меня повлияли именно люди в метро.Долго всматриваясь в хмурые не выспавшиеся лица мужчин и женщин, я наконец-то начал понимать, что в этой системе что-то не так.
     Когда я понял, что эта система жизни работа-дом-работа не для меня,что всё это несерьёзно, не нужно и не важно, частичка меня, которую я забыл ещё с института, возродилась. Я снова начал мечтать, моя фантазия снова стала яркой. Мне начали сниться прекрасные яркие сны о далеких берегах, о далеких временах, о событиях и людях, которых я никогда не знал.Я  начал оживать.У  меня возникло ощущения,что я проснулся.Сразу вспомнился фильм Матрица, когда избранный Нео проснулся в реальном мире. Но в моем случае было наоборот.Из ужасного мира серых будних и серых людей, я проснулся в прекрасном реальном мире. В мире где красота заката важнее вовремя написанного  отчета, где прочитанная книга интересней прочитанного договора.Я снова с упоением начал читать, слушать музыку, интересоваться тем что происходит в мире.Я понял что важно, а что нет.
     Естественно, это не могло не повлиять на происходящее на работе.Ведь не смотря на то, что всем наплевать на компанию, кроме её собственника, планктон не имеет право это показывать. Страшный корпоративный грех, странно что не карающийся расстрелом.Конечно же, я ничего не показывал специально, но это стало чувствоваться.Стало выплескиваться через край, светится в глазах. Я перестал боятся звонков начальства, не отвечал на рабочие звонки в выходные, уходил ровно в 18.00. Это нарушение всех заповедей планктона, которые блюдутся намного более ревностно, чем пресловутый Трудовой Кодекс Российской Федерации, на который мало кому не плевать.Кто вспоминает Трудовой Кодекс, когда работников штрафуют, или вводят идиотский дресс-код, или уменьшают время обеда, когда не оплачивают переработки? Нарушение закона называют "Политикой компании". Планктон молчит. Начальство радуется.
     Круг должностных обязанностей был очень широк. Кроме обычной работы юриста по договорам, претензиям, искам и т.д, мне приходилось встречать гостей компании, назначать встречи, выполнять личные дела (например оформить личные документы начальника, его жены или детей), заниматься вопросами,касающимися наших интернет сайтов и интернет обслуживания, вопросов связанных с финансовыми потоками ( привет бухгалтерии),и даже оформлением уголка потребителя для наших магазинов. За это никто не доплачивал, поэтому перерабатывать я не собирался.Ровно в 18.00 уже на плечах куртка, а сигарета привычно ждёт за ухом.
     Начальники во все времена ненавидели подчиненных, которые не делали вид, что им не все равно. Так и у меня.Изначально негативное отношение начальника,  господина Старичевского (фамилия изменена), превратилось в почти хамское.Притом, качество работы только улучшалось, так как между неопытным выпускником, который не знал как работает ксерокс и сотрудником, отработавшим почти год в компании, на котором было завязано огромное число контактов и производственных процессов, была большая разница.Получалась странная ситуация, чем лучше - тем хуже.Чем больше ты делаешь, тем больше от тебя требуют.Спокойствие выводило Старичевского из себя.Отсутствие страха в глазах приводило его в ярость.Аргументированное парирование замечаний сделало меня в его глазах врагом.Уволить он меня не мог.Так как 1. Не было формального повода. 2. Я слишком много знал о черных и серых схемах. 3. Я часто невзначай вспоминал Трудовой Кодекс и Государственную Инспекцию Труда города Москвы. Не имея возможности уволить, господин Старичевский решил изводить меня постоянными замечаниями,придирками и хамством.Какое-то время я воспринимал это совершенно спокойно,ведь,как я говорил до этого, мне стало совершенно наплевать на ценности современного общества потребления.Но оказалось, что равнодушие к рабочей системе офисного планктона - это первый этап. Вторым этапом стала ненависть. А олицетворением рабства планктона - начальник и его компания. Эту войну начал не я.Ну что ж, война, так война. 

Часть 2. Война.

     Как вывести из себя паталогически жадного начальника? Попросите  прибавку.Когда я это сделал, последовал ответ, что уважаемому руководителю нужно это обдумать. А оказалось до смешного банально. Старичевский просто искал повод,чтобы отказать. Через пару дней он меня вызвал к себе:

- Я недоволен твоей работой.Ещё месяц назад я просил поменять интернет провайдера офиса , ты этого не сделал.О какой прибавке может быть речь?Мне и даром не нужен такой работник, не говоря уже о зарплате и прибавке.

- У меня нет времени заниматься интернетом.Это работа IT-шника. Я передал ему ваше задание. К сожалению, у него сейчас много работы.Когда Алексей освободится, всё сделает.- Спокойствие выводит из себя лучше всего.- Если у Вас нет нареканий по обязанностям, прописанным в моей должностной инструкции, могу ли я быть свободен?

- Я просил ТЕБЯ это сделать.Я не буду  повышать тебе зарплату, ты не выполняешь моих поручений.В следующий раз будет штраф.- По идее угрожающий тон должен был меня напугать.

- Вас понял.Я ознакомлюсь с сайтом трудовой инспекции. Может быть найду, что-то по поводу штрафов. - Развернулся и вышел.Старичевский ничего не ответил, но я физически ощущал его ненависть.Эта волна приятно окатила теплом мою спину.

     После этого придирки пошли постоянно.То отсутствовала запятая в договоре,то он переписывал, подготовленный мной документ меняя местами слова и абзацы, не изменяя смысла, и долго орал, что делает за меня мою работу.Я старался максимально сократить контакты с начальником, решая все вопросы через коммерческого директора, очень приятной и свойской женщины лет 45. Все согласования, получение подписей и прочая бумажная волокита ускорялась в десятки раз, когда я работал с ней.Полностью прекратить общаться со Старичевским не получалось.Его письма на электронную почту в хамском стиле веселили весь офис - читал я их вслух.Вызывая к себе, шеф давал нелепые задания, отвлекающие  от основной работы - договоров, претензий и исков.Задания были нарочито не связанные с моей работой: организовать установку системы безопасности(камеры, турникеты и прочее) на территории наших складов, или найти фирму, которая занимается бронированием гостиниц и авиа и ж/д билетов , для командировочных.Во-первых он знал, что я ревностно отношусь к юридической специальности, и очень не люблю выполнять что-то, не связанное с моей основной профессией. Во-вторых, специально отвлекал, чтобы я не успевал делать основную работу. Странно. Довольно смешное поведение для взрослого человека, учитывая, что НАЧАЛЬНИК специально отвлекает сотрудника собственной компании, ухудшая тем самым продуктивность работы. Но видимо, старческий маразм, смешавшись с личной неприязнью даёт интересные результаты.Работать становилось всё "интереснее". С целью заставить уволиться по собственному желанию, на меня скидывали всё больше и больше работы.Большой частью эта работа была секретарская. Назначения встреч, поиск исполнителей различных бредовых замыслов Старичевского ( к примеру установка некой антенны, чтобы ловить интернет чуть ли не из космоса), организация работы курьеров, поиск рабочих на склад. Не забудьте, что на мне также было оформление новых сотрудников в штат. Доплачивать за это никто не собирался.
     Последней каплей стала следующая ситуация.Перед тем как о ней рассказать, нужно обрисовать некоторые черты характера Старичевского.Он очень ревностно относился к своему времени.Было очень сложно заставить начальника сделать то, что выбивалось из его графика мешания остальным жить. Например съездить к нотариусу по делам фирмы, так как нужно было например заверение доверенности. Притом Старичевский мог 20 минут разглагольствовать о том, что у него совершенно нет времени, а потом лезть туда,куда его не звали.Второй чертой характера была патологическая жадность. Нет, я молчу об отказе от прибавки.Я говорю о действительно патологической жадности.Генеральный директор, собственник предприятия с оборотом в несколько сот миллионов рублей в год, мог час спорить о цене подряда на разработку какого-нибудь дизайн проекта, чтобы уменьшить его на тысячу рублей. Отдыхал он исключительно в Египте, исключительно в трехзвездочных отелях.И экономил бензин, это важное замечание.Вы поймете далее.Так вот.Ситуация произошла следующая. 17.56. Конец рабочего дня.Звонок от начальника. Задание: срочно подготовить заявление на загранпаспорт, он завтра перед работой поедет его сдавать. Как я говорил, уходил я ровно в 18.00.Но в этот раз решил сделать исключение и не качать права, так как, чем быстрее Старичевский сделал бы этот паспорт, тем быстрее уехал бы куда-нибудь подальше.А именно в любимый Египет на 2 недели. Две недели свободы от него и его тупой жены.Представьте мою радость.Просидел я до 19.00. Пока нашёл заявление нужного образца, пока заполнил.Передал документы его жене,которая постоянно задерживалась допоздна на работе (видимо, тоже старалась по-меньше проводить времени с мужем) и со спокойной душой ушёл домой.Но к сожалению переутомление дало о себе знать. На следующий день начальник вызвал меня к себе:
- Почему я должен тратить своё личное время из-за твоих идиотских ошибок? Я не хочу этим заниматься, у меня маленький сын, и вместо того чтобы заниматься его воспитанием, я должен ездить по 20 раз в различные дармоедские органы и тратить бензин не на что.Всё, моё терпение лопнуло, я тебя штрафую на 5 тысяч.Иди готовь приказ.
     В мыслях проскользнуло, что почему тогда, старый козел, вместо воспитания маленького сына,ты занимаешься всякой бессмысленной работой сидя постоянно в офисе, хотя у тебя есть возможность ходить на работу раз в неделю.Вслух я только спросил: - А собственно,что случилось?
-А то случилось- начал снова брызгать слюной Старичевский.- У тебя ошибка в номере моего паспорта.УФМС не приняли заявление.Иди пиши приказ на штраф.
-ОК.- ни один мускул не дрогнул на моем лице.Когда приказ был готов и  на нем стояла печать и подпись, я  отсканировал его и отправил в Инспекцию Труда, т.к. штраф был не законен.Это не успокоило меня, только подхлестнуло ненависть к начальнику, являющемуся квинтэссенцией прогнившей системы офисного планктонного рабства, ко всей этой системе, основанной на главном законе подчинения "Я начальник -ты дурак". И тогда я начал бороться, потому что сил терпеть больше не было.Единственное, что остается загадкой, это то что при всем негативе, от меня не скрывали всех серых и черных схем компании.Я знал о всех офшорах, левых банковских счетах, аффилированных лицах , серых фирм, на которые были записаны работающие на складе гастарбайтеры.В общем знал обо всем, что происходит в этой конторе. Видимо,не скрывали, чтобы не тормозить работу ,да и начальник не рассчитывал на какие-то активные действия, привыкнув чувствовать себя верховным властителем в своей фирме. И зря.Со следующего дня я полностью отдался мести.

Часть 3. Месть.

     Осуществлять план я начал со следующего дня. Решил работать сразу по нескольким направлениям.У нас не было штатного механика и медсестры. То есть по закону наши машины с товаром не могут выезжать в рейс, если их не проверит механик, а водителей не проверит медсестра.Заявление в ГИБДД было направлено в тот же день.Вместе с заявлениями в налоговую - на проверку странных финансовых потоков, в миграционную службу - работа гастарбайтеров, в Трудовую инспекцию - работа неоформленных сотрудников. Все заявления дублировались и были направлены в Прокуратуру.И наконец, гвоздем программы было длинное, на 4 листа, заявление в Управление по борьбе с экономическими преступлениями, сокращенно УБЭП. Если мой начальник считал меня плохим юристом, что ж.Специальность у меня была уголовная, систему правоохранительных органов я знал прекрасно, подследственность тоже. Все заявления были направлены именно туда, куда следует.Да и систему я знал изнутри, проходил практику и имел очень дружеские отношения с сотрудниками прокуратуры и следственных органов.Еще одно удивительное совпадение, прокуратура, в которой я проходил практику занималась тем районом, где была зарегистрирована эта компания.Придя с большой коробкой конфет к девочке, которая была моим руководителем, я обрисовал ситуацию, за несколькими кружками чая.Посидели мы не очень долго, но она обещала помочь. Тем более, под конец года- план работы превыше всего.
     Через две недели с разницей в 15 минут на факс пришло 4 уведомления о проведении внеплановых проверок нашей фирмы разными государственными органами.Началась кутерьма, все бегали к начальнику, совещались и нервничали.Я думаю примерно так выглядел изнутри Рейхстаг сорок пятого года.Еще через 15 минут мне позвонила моя знакомая из Прокуратуры, назовем её Оксана.Она сказала, что у меня ровно полчаса на то, чтобы выметаться из офиса.К нам едет маски-шоу из УБЭПа и будет очень весело.
     Окрыленный такой мощной поддержкой, я расслабленно откинулся на кресле.Месть моя почти свершилось, наконец-то Старичевский ответит за все.В голове крутились приятные мысли о победе маленького человека над системой.Я чувствовал себя неким Че Геварой мира ксероксов и отчетов.Человеком, который победил если не систему,то её часть.И все таки, не всегда работает первая заповедь планктонного рабства "я начальник, ты дурак". Нужно бороться, или уходить.Но тогда всё повторится.Мои приятные размышления прервал звонок внутренней связи. - Да-да? - моё хорошее настроение сложно было скрыть. - Ко мне в кабинет- сказал начальник гробовым голосом и бросил трубку.У меня было ещё 25 минут, поэтому я решил развлечься напоследок и зашел к шефу.
- Звали?
     Вид у него был ещё более взбешенный чем обычно.Лицо осунулось и под глазами появились тени. В какой-то момент его стало жалко, правда до той секунды, когда он открыл рот.- Я тебе поручаю решение вопроса с этими проверками.Если не справишься, уволю.Мне надоело тебе просто так платить деньги.Сложившаяся ситуация полностью твой косяк как юриста. Почему ты не предупредил, по поводу нарушений?В общем это твой последний шанс.
- Н-не-а.Это не мой косяк, это ВАШ косяк, уважаемый Генеральный директор. От начала и до конца. Количество нарушений перешло все границы.Ваше стремление экономить на всём и непорядочность вас и погубили.Когда в чем то нарушались ваши права,вы брызгали слюной, требуя справедливости по закону.При этом совершенно плевали на закон, когда нужно было провернуть очередное черное дельце.Вот теперь справедливость по закону пришла по вашу душу.Вы позор российской экономики.Мой последний совет как юриста- сотрудничать со следствием.- закончив свою речь, я бросил свой магнитный пропуск Старичевскому в лицо, метко угодив по носу, развернулся и вышел, хлопнув дверью.Одновременно бывший начальник захлопнул наконец челюсть (явно вставную- прим. автора).
     Я посмотрел на часы.До приезда справедливости оставалось ровно 5 минут.Вернувшись в кабинет,я сел за компьютер. Он был уже заблокирован.- Оперативно, подумал я.- ну теперь в темпе, главное не привлечь внимание.
-Куда это ты собрался?- спросила жена шефа, когда я уже открывал дверь на лестницу.Она ещё не была в курсе, так как только приехала с какой-то встречи. - Да я быстро покурю, вернусь. - Давай быстро. Я проскользнул мимо неё и вышел на улицу.Отойдя метров на 10-15 для лучшего обзора близящегося спектакля, я закурил.1 минута...
     15.30 по Москве.Рядом с коттеджем, который арендовала наша фирма притормозил автобус и черный форд фокус.Из фокуса вышли трое в штатском и встали рядом со входом, тихо переговариваясь и поглядывая на часы.Наконец, один из них,блондин небольшого роста, в темно-синем пальто подошёл к автобусу и стукнул три раза кулаком по борту.Моё сердце забилось в предвкушении. Через секунду двери автобуса распахнулись и из него высыпали бойцы в масках.Дула автоматов поблескивали на слабом зимнем солнце.
     Из офиса послышался женский визг и крики о том,что всем нужно соблюдать спокойствие.Но моё спокойствие улетучилось, грудь распирала радость.Я выкинул бычок и сразу закурил следующую.Я очень хотел оказаться там внутри, чтобы полюбоваться на лицо Старичевского.И мое желание исполнилось. Через 5 минут его вывели двое бойцов, заломив за спину руки.А за ним вели громко матерившуюся женушку,придерживая под локоть.Когда я встретился с ним взглядом, я улыбнулся и помахал рукой.Бывший шеф яростно дернулся, за что получил хорошую встряску от конвоя.Их с женой посадили в автобус.Двое из приехавших на фокусе, которые скорее  всего были следователями, остались в офисе.Один вернулся в машину и отъехал. Автобус поехал за ним. Я затушил сигарету и направился домой. На душе было хорошо,как никогда.

P.S. 18 марта 2013 года Старичевский Е.С. был осужден на 6 лет лишения свободы за мошенничество и за неуплату налогов.Воробьева Т.И., его жена, отделалась 3 годами условно.

    


Рецензии