Т. Гумбатова Новый год - общегражданский праздник

   День Нового года - это не только простой факт, имеющий отношение к летоисчислению. Он имеет глубокий внутренний смысл, благодаря которому человечество в лице просвещенных народов признает за этим днем значение гражданского праздника. В непрерывной и бесконечной цепи постоянно меняющихся дней и ночей, в незнающем усталость «течении времени», человечество  вынужденно было  подразделить жизнь на периоды, столетия и годы. Это грани, доходя до которых, нужно оглянуться назад, оценить  пройденный путь и определится, как  идти дальше,  потому что время не ждет и жизнь  человеческая, следуя энергии данного ей движения, должна вечно двигаться вперед.
         Приход Нового года в той или иной форме отмечали все народы земного шара задолго до того, как возникли мировые религии. Празднование Нового года у древних народов обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и ожиданием  нового урожая. Согласно Закону Моисея  Новый год начинался  с месяца "авив" (т.е. колосьев), что соответствовало нашему марту и апрелю. Римляне  в течение долгого времени праздновали Новый год также  в начале марта. Но в 45 году до Рождества Христова,  Юлий Цезарь ввел  новый календарь (в настоящее время он называется юлианским) и  датой встречи Нового года стал первый день января. Месяц январь был назван в честь римского бога Януса (двуликого). Один лик Януса был якобы обращен назад к прошлому году,  другой – вперед к  новому. Во Франции до 755 года новолетие  считали с 25 декабря, затем - с 1 марта, а с 12 столетия- со дня Св. Пасхи . В 16 веке по указу короля Карла 1Х была установлена дата- 1 января.
      В Германии  эту же дату приняли  во второй половине 16 века. Тогда благодаря основателю лютеранского вероисповедания Мартину Лютеру, в качестве рождественского дерева стали  использовать ель. Согласно легенде он как-то шел зимой в ясную звездную ночь и был поражен волшебным зрелищем: над припорошенной снегом елкой сияла звезда, как будто опустившаяся на макушку дерева. Это и послужило созданию обычая ее наряжать. Вначале, в память прародителей рода человеческого Адама и Евы , ель   украшали  яблоками, которые олицетворяли познания добра и зла. В память об искуплении Спасителем грехов рода человеческого на елку стали вешать мучные изделия, символизирующие, употребляемый в образе причащения, хлеб. Вершину украшали “Вифлеемской звездой”. На ветках висели позолоченные орехи, выпечки из теста в виде фигурок животных  и  множество сахарных Ангелов. Все это  было опутано золотой сетью. В 1708 году, как жертвоприношение, на  елке стали зажигать свечи.
       Российский поэт, немец А. Блок писал : » Ты сама нарядишь елку в звезды золотые и привяжешь к ветке колкой яблоки большие, чтоб оттягивать большими яблоками ветви и притягивать под ними для орехов сетки».
       В России, со времени введения христианства, исполняя обычаи своих предков, также начинали летоисчисление или с марта, или со дня Св. Пасхи. В 1492 году Великий Князь Иоанн 111 утвердил считать начало, как церковного, так и гражданского   года, согласно греческому календарю с 1 сентября. В 1699 году, Петр Великий, возвратившийся из путешествия по Европе ввел два новогодних праздника: 1 сентября отпраздновал наступление 7028 года от сотворения мира по обычаю предков, а затем, 20 декабря, издал Указ о праздновании Нового, 1700 года от Рождества Христова 1 января. Митрополит Русской Православной церкви Отец Симеон в проповеди разъяснил народу необходимость таких перемен.
   Известно, что Петр Алексеевич благожелательно относился к немцам  и  к лютеранской церкви. Он сам иногда посещал в кирхе  лютеранские богослужения и  даже певал духовные песни. Многие члены царской семьи и русское боярство породнились с немецкими дворянскими родами.  Царь повелел   украсить дома сосновыми и еловыми ветвями . В знак веселья  все обязаны были поздравлять друг друга. На Красной площади были устроены огненные потехи,  а с 1 по 7 января  во  дворах  жгли костры, стреляли из пушек  и пускали ракеты.
      В средневековой Англии новый год начинался тоже в марте и только в 1751 году парламент перенес эту дату на 1 января 1752 года. Это вызвало возмущение англичанок, которые считали, что парламент не имеет права  сделать женщин  на  много дней старше.  Такой вот образец женской логики…
        Древний  Праздник Новруз (с персидского-«новый день») иногда считают мусульманским новым годом, но это не так. Он возник задолго до появления ислама и не имеет никакого отношения к Святой книге-Корану.  Новруз-байрам  означает начало весны и посевного периода и отмечается в день весеннего равноденствия  с 21  на 22 марта. Праздник имеет в своей основе солярный цикл, а не лунный, как у мусульман.
        Мусульманский календарь был создан халифом  Омаром ибн аль-Хаттаби, правящим после смерти пророка Мухаммеда. По преданиям  праведный халиф Омар обратился к соратниками с просьбой избрать точкой отсчета исламской истории какое-нибудь знаменательное событие из жизни молодой общины. Были предложения: день  рождения Мухаммеда (но точная дата не  была установлена) , исторические эпизоды его жизни и день кончины пророка. В итоге  был избран день исхода Пророка из Мекки в Медину- Хиджра, первый день первого месяца исламского года » мухаррама».
        Начало нового года по мусульманскому календарю не совпадает с григорианским календарем. Его отмечают, как день становления исламского государства  и   духовного возрождения, но особых мероприятий, посвященных этой  дате не производиться.
       На наш взгляд, каждый в праве выбирать любое время и традицию празднования Нового года. Главное, чтобы это был праздник Надежды , Любви и Веры ! Чтобы рядом были родные люди, а неприятности прошлого года не повторились в будущем.  Пусть  удача   и  везения станут  вашими спутниками  жизни! Можно присоединиться   к пожеланиям одного из рабов, который  за пожелание Юлию Цезарю пожить в новом году дольше, чем в старом, получил свободу.   Здоровья и долгих лет жизни! С Новым годом !


Рецензии