Проверь себя...

Порядок самоиспытания


I.

В деле благоустроения душевного самое первое, -- это: "познай себя", -- или, что то же, самоиспытание.

Как оно устрояется? Вернейшее к тому средство -- сопоставить свою жизнь с требованиями закона Божия и при свете его осмотреть свою внутреннюю храмину. Для сего возьми начертание заповедей Божиих ветхо и ново-заветных и заповедей церковных, и, уединясь, разбирай по ним дела твои.

II.

А) При этом, приступая к 10 заповедям закона Божия, каждую заповедь, каждый грех старайся разобрать подробно.

Так читаешь первую заповедь: Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози иныи разве Мене. И размышляй: иных богов ты не знаешь, кроме Бога истинного; но действительно ли ты и не любишь никого и ничего столько, как Бога, никого более Бога не чтишь и не слушаешь, относишься к Богу с полным доверием, не роптал никогда на Бога и пр.?

Вторая заповедь не велит поклоняться идолам. Ты не кланяешься идолам. Но не служишь ли ты более мамоне, чем Богу? Своему чреву, своему самолюбию, своей гордости, любостяжанию, объедению, пьянству, сильным мира сего до забвения Бога и т.д.?

Третья заповедь гласит: не приемли имени Господа Бога твоего всуе, т. е. напрасно. А ты не употребляешь ли имя Божие то и дело в шуточных разговорах и вообще безо всякого благоговения? Не осеняешь ли себя крестным знамением безо всякой мысли о распятом за нас Господе, кое как и иногда шутя? Не молишься ли Богу одними устами -- холодно, рассеянно, а не сердцем и всею душею?

Четвертая заповедь повелевает чтить праздничные дни. Их как ты проводишь? Не имеешь привычки работать по праздникам, -- хорошее дело. Но в праздники мало того, что не надо работать, а и проводить их в святости следует, в Богомыслии, в чтении слова Божия и духовных книг, в молитве, в творении милостыни, в посещениях больных и облегчении их участи и т.п. Наблюдаешь ли ты за этим?

Пятая заповедь: чти отца твоего и матерь твою... Здесь всю твою семейную жизнь подними: с родителями, братьями, детьми, прислугой как ты обращался и обращаешься? Затем к общественной и церковной жизни перейди: насколько ты исправен в отбывании государственных повинностей, начальству благопокорен, духовным отцам предан, в отношении к крестным отцу и матери и крестникам своим исполняешь ли свои обязанности? Широка есть заповедь сия.

Шестую заповедь: не убий, ты готов пройти не задумавшись. "Не виновен я против нее", говоришь ты себе. Да, ты не убил никого. Но разве только делом можно убить человека? Бывает и слово клеветы, осуждения, ненависти и презрения хуже ножа. Можно сделаться убийцей другого и таким образом: человек истаивает в нужде, мучится, рвется изо всех сил, и больной даже идет на работу; ты бы мог помочь ему, но не помог, а он от натуги помер. Кто его убийца? По закону совести ты виновен в его смерти. Ты должен был если не сам, то людьми помочь ему -- и он жил бы еще. Итак, если ты не оказал сострадания несчастному, не утешил печальных, не помог ближнему, не наставил на путь истины и добра заблуждающихся, не отвратил от соблазна, а может быть и сам погубил чью-либо душу грехом соблазна, то ты без сомнения, к великому несчастию, виновен и против VI заповеди закона Божия, запрещающей убийство.

Седьмая заповедь запрещает вообще всякую плотскую нечистоту. Сюда же относятся: разные игры и шутки нескромные, песни непристойные, чтение душевредное, страсть к нарядам и театральным зрелищам, и пр.

Восьмая заповедь: не укради. Ты не вор: это так. Но и всякий обман, подлог, утайка -- тоже воровство. Знаешь ли ты это? Скажу более: к разряду воров должны быть отчислены и все, кто так или иначе живет на чужой счет, нищие по ремеслу, тунеядцы, люди промышляющие разной легкой наживой, немилосердные, ростовщики, скупцы всех родов и видов, расточительные домохозяева, разоряющие чрез то свои семьи и т.д.

А против девятой заповеди и тем более кто из нас не безответен? Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна, говорит Господь. А из нас кто не сказал ни разу лишнего слова про другого? А двоедушие? сплетни? пересуды? Кто чист от этих пороков?

И против десятой заповеди кто из нас чист? Кто чужд зависти? Кто чужд нечистых, сребролюбивых, корыстолюбивых и прелюбодейных помышлений и желаний?

Б) Но положим, вы и воздерживались от грехов, запрещенных десятью заповедями закона ветхозаветного.

А исполняете ли вы евангельские заповеди? Заботитесь ли украсить себя евангельскими добродетелями?

Стараетесь ли воспитать в себе чувство смирения, сознание собственного недостоинства?
Скорбите ли слезно о своих грехах и слабостях?
В обращении с ближними всегда ли были и стараетесь быть кроткими?
Жаждете ли святости и высшей праведности?
К нуждам своих ближних внимательны ли? Считаете ли себя обязанными нуждающимся помогать, печальных утешать, больных посещать, неразумных вразумлять и вообще быть ко всем милосердыми?
О чистоте сердца прилагаете ли старание? Не питаете ли в сердце зависти, ненависти и дурных пожеланий?
Об умиротворении враждующих стараетесь ли?
Готовы ли за правду претерпеть хотя бы легкие скорби?
И настолько ли вы любите Господа Иисуса, чтобы за Него даже на смерть быть готовым идти?
До всех этих вопросов можете вы дойти, братие, читая изречения Господни о блаженствах, или, что то же, евангельские заповеди. Полезно, скажу, и вообще с указанною целью читать св. Евангелие и особенно Нагорную беседу Спасителя, изложенную в Евангелии от Матфея с 5 гл. и до 8-й.

В) Теперь посмотри на церковные заповеди, которых, как и евангельских, девять, и спроси себя -- исполняешь ли ты их так, как того желает от тебя св. церковь, твоя любвеобильная мать, неустанно пекущаяся о твоем вечном спасении?

Молишься ли ты Богу утром и вечером с сокрушением и умилением сердца, без холодности, без равнодушия, без рассеяния, но как бы стоя лицом к лицу пред престолом Божиим? Ходишь ли ты для молитвы в воскресные и праздничные дни в храм Божий -- место особенного благодатного присутствия Божия?
Постишься ли по уставу церкви? Соединяешь ли пост телесный с духовным, т.е. с обузданием страстей, с воздержанием от дурных привычек?
Уважаешь ли пастырей церкви, как слуг Христовых? Просишь ли их советов относительно направления твоей жизни на путь спасения?
Часто ли приступаешь к св. таинствам покаяния и причащения? С достойным ли приготовлением приступаешь к этим спасительным средствам? Полагаешь ли начало исправления жизни после этих таинств?
Не читал ли сочинений, враждебных слову Божию и учению церкви? Не был ли в дружеских сношениях с еретиками по вопросам религиозным?
Молишься ли за царя -- отца отечества нашего, за гражданское начальство и воинство? Молишься ли за всех православных христиан как живых, так и умерших?
Принимаешь ли сердечное участие в молитвах церкви, назначаемых по случаю голода, повальных болезной, губительных войн и др. общественных бедствий?
Не согрешил ли мыслью, словом или делом против 8-й заповеди церковной, запрещающей удерживать, утаивать или похищать что-либо, принадлежащее церкви?
Не посещал ли нескромных увеселительных обществ, которые пробуждают нецеломудренные мысли и чувства? Особенно же не был ли в этих увеселительных местах накануне воскресных и праздничных дней, каковые (кануны) должно освящать молитвою и делами благотворения?


III.

Так, други мои, надо рассмотреть каждому из нас жизнь свою, чтобы выразуметь: что ты? насколько здоров или болен душою? Дело понятное, что вдруг сделать такого самоисследования нельзя, а нужно поприглядеться и приглядеться к своему внутреннему человеку. Оттого св. церковью и назначено готовящимся к исповеди по крайней мере неделю употреблять на подготовку себя к этому. Мы же помним ли и наблюдаем ли это? Что же удивительного, если дело душевного благоустроения так трудно дастся нам? (Из "Ежедневных поучений" свящ. Гр. Дьяченко, т. III, изд. 1897 г.).


Рецензии
Сказано: «Всевышний не в рукотворных храмах живёт" (Деяние 7.48). Потому
Господь говорит: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр.3.20). Но верующие Его не слышат, к себе не впускают, с Ним не вечеряют, а идут туда, где Бог не живёт.
Вот потому Господь говорит: "Когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах, храмах и на углах улиц, останавливаясь молиться... Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Ев. от Матфея 6.6-8). А ещё Иисус говорит: "Разрушьте храм сей, рукотворный, и Я в три дня воздвигну другой, не рукотворный" (Ев. от Иоанна 2.19). Кто разрушит в своём сознании храм рукотворный, у того в душе Господь сотворит храм не рукотворный.
На иных извращенных вами заповедях останавливаться не стану.

Анатолий Карапыш   24.12.2013 14:43     Заявить о нарушении
"На иных извращенных вами заповедях останавливаться не стану." Вы, Анатолий, уж очень просвещённый в Библии, потому надо было бы поподробнее указать, что извращено в "Ежедневных поучениях" свящ. Гр. Дьяченко, т. III, изд. 1897 г.)?

Валентина Лаврентьева   24.12.2013 17:43   Заявить о нарушении
О таком извращенце, я даже не слышал, слава Богу!

Анатолий Карапыш   24.12.2013 18:46   Заявить о нарушении
А себя, интересно, за кого почитаете?

Валентина Лаврентьева   24.12.2013 21:52   Заявить о нарушении
А меня - нет. Потому нет и оснований для самопочитания.

Анатолий Карапыш   24.12.2013 22:38   Заявить о нарушении