Три могилы К. С. Малевича

Три могилы К.С. Малевича

    Почти сто лет минуло с того дня, когда Казимир Малевич, стоя перед только что начатой картиной в своей мастерской, вдруг, словно пораженный громом, кинулся закрашивать изображение черным цветом... Так появился «Черный квадрат» — новая икона от искусства ХХ века. Теперь философия художника, описанная им в десятках статей, — часть мировой истории, а сам Малевич — легенда и один из самых дорогих художников мира. Но... наследие всемирно известного революционера в плачевном состоянии — в России не только нет музея мастера, даже на его могилу невозможно попасть.

Казимир Северинович Малевич умер в Ленинграде В 1935 году, а из своих похорон устроил настоящее шоу», - говорит Александр Фёдорович Панкин, член Союза архитекторов России, живописец. По программе «Малевич и визуальное мышление» осуществил несколько выставочных проектов.

   Похороны К.С. Малевича
Итак, Малевича, как он и завещал, кладут в супрематистский гроб - в форме латинского креста (был крещен католиком), украшенный супрематистскими символами. Покойный в яркой одежде и цветных ботинках, с раскинутыми руками. На капоте грузовика, который везет саркофаг, красуется изображение черного квадрата. Большая толпа провожает гроб к открытой платформе вокзала, откуда тело мастера везут в Москву в отдельном вагоне — его выделил какой-то железнодорожный начальник, поклонник супрематиста. Художника кремируют, урну с прахом везут в Немчиновку.

Сначала Малевич выбрал место в Барвихе, на крутом берегу Москвы-реки, но потом понял, что это невозможно: понравившееся ему место находилось в санитарной зоне Рублевского водозабора. Потому выбрал другое место, под старым дубом близ Немчиновки. Малевич с женой и друзьями часто ходили гулять в Барвиху и обычно делали привал посредине маршрута - под тем старым дубом. И часами там говорили об искусстве...

   Первая могила.
21 мая урну с прахом мастера опускают в неглубокую зацементированную яму, заливают несколькими ведрами строительного раствора и засыпают землей. На поверхности устанавливают деревянный куб, сделанный его учеником Николаем Суетиным, — на одной из его сторон изображен черный квадрат. А на дубе прибивают доску со словами: «Здесь погребен прах великого художника К.С.Малевича (1878–1935)».
Однако супрематистскому надгробию был уготован недолгий век.

— С 1937 года на могилу никто не ходил. К лету 1941 года местные мальчишки из Ромашкова нашли урну, но деревянного куба уже не было, — рассказывает Матвеев - живой свидетель произошедшего: дети пробили плиту, нашли алебастровую урну, достали из нее жестяную банку с прахом и... все вытряхнули. Поскольку золотых зубов в ней не оказалось, они кинули все в яму и зарыли. Потом приходили туда и снова отрывали - хвастались находкой перед друзьями. На месте этой могилы строится шестиэтажный жилой комплекс в виде квадрата, а само захоронение укатано асфальтом.

    Вторая могила.
В 1944 году в Немчиновку из Ленинграда приезжает дочь Казимира и Софьи - Уна (художник назвал её так в честь основанного им в Витебске общества «Уновис», что значит «Утвердители нового искусства», а крестил в православной церкви именем Анна). На месте могилы отца она находит только корневище. Уна берёт немного земли с места погребения отца и закапывает ее в могилу матери - Софьи Рафалович. Позже, в 1980-х, она вместе с племянницей Рафалович Галиной Жарковой установит на погосте при Никольской церкви в Ромашкове символическую плиту.

Без Матвеева семейное захоронение у стен недавно реконструированного храма нам не отыскать. На черном мраморе могильного камня значатся четыре имени, в том числе Софья Малевич и сам Казимир Малевич. Кстати, год смерти на могиле указан неверно: 1934-й. Похожая путаница случилась и с его датой рождения: всегда считалось, что он родился в Киеве в 1878 году. Однако исследователи выяснили, что родился он годом позже.

    Третья могила
 Есть ещё одна могила художника, точнее, памятный знак. Его установила в 1988 году группа энтузиастов во главе с учеником мастера Константином Рождественским - тот был на похоронах и запомнил место. Помог воплотить идею в жизнь академик Дмитрий Лихачев. Поле, где когда-то стоял дуб, в 1958–1960 годах использовали под сельскохозяйственные нужды: пахали, удобряли, собирали урожай. А на опушке был пустырь, к нему вела дорога, и туда можно было подогнать машину с монументом. Лучше что-то, чем ничего. Так на опушке леса появился каменный белый куб, похожий на тот, что сделал Суетин в 1935 году. Только в центре памятного знака, спроектированного Владимиром Андреенковым, был не черный, а красный квадрат (ведь Малевич сделал серию — черный, красный и белый квадраты).

Этот памятный знак находится  в самом центре частного элитного поселка «Малевич» - на маленьком клочке муниципальной земли. Аскетичный белый куб с красным квадратом совершенно не вписывается в местную обстановку. Точнее, обстановка не соответствует супрематистскому символу. Однако мало кто способен оценить этот эстетический диссонанс, ведь памятный знак доступен лишь избранным. Просто так в поселок не попасть — на въезде шлагбаум и пост охраны

Послесловие:
 МК.RU, выяснял и выяснил, почему в Подмосковье на истинном месте погребения великого художника строят жилой дом. А место захоронения К.С. Малевича закатали под асфальт. Муниципальные органы, практически, никогда не согласовывают свою деятельность с органами искусства, им бы барыши, да сразу. 


Рецензии
А где фотографии Трех Могил К.С.Малевича...!!!

Виктор Хажилов   08.08.2015 12:00     Заявить о нарушении
Не знаю какое фото выбрать)))

Нина Степановна Маслова1   08.08.2015 15:04   Заявить о нарушении
Все Три покажите в Миниатюрах...!!!

Виктор Хажилов   08.08.2015 23:32   Заявить о нарушении
Позднее скомпоную.
Счастья вам, Виктор!

Нина Степановна Маслова1   09.08.2015 06:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.