Герои Шекспира

Почему герои Шекспира, даже самые положительные, хамят любимым, душат жен, режут прохожих и, в лучшем случае,  сходят с ума или пьют яд?

Вопреки распространенному убеждению, что Шекспир одарил своих героев непостижимыми для простого ума противоречиями, Гамлет, Отелло, Ромео с Джульеттой, Лир – это,  всего на всего, герои Ренессанса. 

Но это,  действительно, герои и, действительно, Ренессанса.

Как герои эпохи, обожествляющей человека, они превосходят своими качествами, даже героев античности - их нравы все-таки смягчены опытом, культурой и метафизикой христианской Эры.  (Не смотря на такие достойные прецеденты, как инквизиция и бывший пират на папском престоле).

Вспомним, как Гамлет отвечает на упреки друзей детства. Или как разговаривает Ромео с аптекарем.

Эти качеством Шекспир наделяет даже своих злодеев. Точнее, людей, больных злодейством.

Каждый из них – Человек с большой буквы. Этим, кстати, они близки к героям советской эпохи – атеистам-коммунистам с тысячелетней генной памятью народных, христианских идеалов.

Тут есть еще один нюанс, который сегодня не моден, но его нельзя не отметить. Шекспир был бисексуален, и эта краска, действительно, добавила некой мистики в характеры шекспировских героев.

Христианский дух всеобщей любви проник в них таким вот контрабандным путем, и, безусловно,  усилил контрастность характера.

Эти идеальные, в общем-то, герои имеют только один недостаток: Богом и мерилом вещей для них является человек.

Это, конечно, лучше, чем ««Капитал» в башке», но тоже не айс.

Все, что дальше происходит с идеальным человеком Ренессанса,  диктуется предложенными  обстоятельствами. Будь то интриги датского двора, отроческая любовь, вопреки воле родителей, наговор на жену, предательство дочерей-принцесс и т.д.


Рецензии