У нас две золотые медали. Госпожа ША не поверила

На фото слева Игорь Жучков, справа Андрей Жучеков.

Из книги "Всплески ярости"..http://www.proza.ru/2012/12/15/64

Как будто вчера видел их на ковре, этих дьяволят, братьев Игоря и Андрея Жучковых, а уж 30 лет прошло. Быстро, решительно выходит на поединок старший — Игорь. До чего умен был, талантливо расправлялся со своими сверстниками, никакой рисовки, только страстный поединок, только победа. При неудаче мрачнел, я понимал, что этот будет готовиться к реваншу, во что бы то ни стало. «Сильны противники, а я что же?»,— стиснет зубы, желваки видны на худощавом лице, и чувствую, этот поднимется.
Шум в зале, аплодисменты. Это Андрей бежит радостный и улыбчивый, не терпится ему скорее схватиться. Хочет его добрая русская душа померяться силой, борьба — праздник для него. Победит соперника и быстро, опять же с радостной улыбкой, убегает. Не подвел старшего брата, не оплошал, тоже выиграл, прославил в схватке фамилию свою. Весь город любил смотреть на их страсть и живость в поединках. Какие разные и побеждали по-разному.
Всех наших озерских мальчишек и мужей объединяла страсть к единоборству, соперничеству. Интересно, отчего бы это? Когда раскатили,  разогнали мы нашу озерскую птицу-тройку, казалось, ей никогда не остановиться. Ан нет, затормозилась, продираться стала сквозь огромную массу жаждущих попользоваться ее энергией. Как юродивые, появились всякие благодетели. Вроде бы толкают тройку, хватаются за нее грязными руками, некоторые мертвой хваткой вцепились. Смотришь, сидит такой в ней уже, да в обнимку с его величеством алкоголем в кубке. Веселит алкоголь уже целую компанию. А тут и вовсе облепили вокруг, сталкивают ямщика с облучка. Где уж тут птице крылья-то не опустить, попробуй, разгони ее теперь.
1981 год. Ленинград. Всесоюзное первенство ЦС ФиС. Мы победили, трое наших в сборной: Игорь Жучков, Володя Долгих и Сергей Тимченко. Я вроде бы на коне, да не тут-то было.
— Готовьтесь к первенству ВЦСПС, старшим тренером назначен мастер КИ. А вы, мистер, или как там вас, мастер МИ, нет МУ (это я, значит — Примеч. авт.), не мешайте мистеру КИ. Знаем мы вас, братьев Мусатовых, вторым тренером будете, смотрите, ни-ни у меня.
— Хорошо, хорошо, я ради своих на всё готов, да и не только ради своих. И с мастером КИ интересно поработать, умный тренер.
Разместились во Дворце молодежи ВЛКСМ, всё в нем было, как в многозвездочном отеле, для элиты строили.
— А зимний сад был?
— И зимний сад.
— И рестораны?
— И рестораны, целых три, да баров не счесть. Не мешать, так не мешать, отдохну, пусть мастер КИ трудится. Сразу после первенства ВЦСПС главный старт, первенство Советского Союза. Вот куда мои глаза смотрели, только с прищуром.
Отдохнули, поработали, не высасывая из ребят все соки, мастер КИ тоже думал о Союзе, поэтому ребят не загонял. В Риге на первенстве ВЦСПС, как под лед провалились, проиграли.
Но наш-то Игорь, закусив удила, не отдыхал. Он работал в полную мощь таланта, стал серебряным призером. Скажу вам, братцы мои, он двужильный, это я здесь понял окончательно и его луч в темноте увидел.
Крик, шум:
— В чем дело? Докладывайте, мастер Ки, почему провалили? — госпожа ША из Москвы смотрит на мастера КИ.
— Всё по науке, пик формы будет к первенству СССР.
— Пук будет, а не пик. Что я начальству в ЦС ФиС скажу!? А вы чего смотрели? Я вас для чего оставила?
Воззрилась на меня бывшая мотогонщица, чувствую, сейчас матом хлестанет мою нежную душу.
Решил я пискнуть, поддержать мастера Ки:
— Да не волнуйтесь вы так, госпожа ША. У нас главный старт впереди, первенство СССР, вот где ударить надо.
Как-никак, пищать-то имел право, просили не мешать, не мешал, серебряный призер к тому же наш Игорь Жучков. Вроде как мы не лыком шиты, да и Тимченко с Долгих в восьмерке лучших.
— А,— взвилась госпожа ША из Москвы,— вот вы, мистер МИ, или как вас там, мастер МУ (это она меня так ласково) и станете с этой, проигравшей командой готовиться к первенству СССР. Вот вам молодой помощник, он за питание и размещение будет отвечать. Я посмотрю, как вы отчитаетесь перед руководством ЦС за выступление и здесь, и на первенстве СССР.
А мне что? Взглянул я на Игоря, на Володю Долгих, богатырей Тимченко, Цветнова, на молодых красивых ребят. Да с ними хоть в огонь, хоть в воду. И Госпоже ША вяло так:
— Ладно уж, чего шуметь-то, я согласен, — сказал, будто к смерти приготовился.
— Вот и хорошо, работайте! — прорычала госпожа ША.
И вот, гостиница «Интурист» в Питере, питание классное, молодой тренер старается вовсю, тренируемся со сборной ВЦСПС в шикарном зале на Каменном острове. Здесь Игорь Жучков и король, и вроде не король еще, работает опять же больше всех. Он тогда уже был абсолютно самостоятелен, ровня любому опытному тренеру. Что тут скажешь, идеальная машина. Такого спортсмена только вовремя останавливать надо, заводить не требуется.
Он как бы подчеркивал основной постулат моей системы подготовки, опробованный  с Валерием Двойниковым: работать на высочайшем осознанном порыве к олимпийской цели, нагружаться до предела. Но честно руководствоваться самочувствием, чтобы не сорвать сердце. Такие спортсмены чаще всего продолжают трудиться еще и тогда, когда все уже заканчивают.
Я счастлив был секундировать Игорю на первенстве СССР. Он — не мой, но из нашей озерской птицы-тройки. Выходили на татами с достоинством, поскольку за нами тень серебряного призера Олимпийских игр Двойникова просматривалась, да и Комаров с Чураковым так напугали на первенствах Союза всех удушающими приемами, что хвост у нас горел как у жар-птицы.
Выходит на татами Игорь, с виду мал, но только кто из противников взглянет на его желваки, тревожно становиться, как-то неуютно. А пока думает противник, что это за сила такая в нем, Игорь уже ворвался в суверенное пространство. Не успевали защищаться от нашего парня противники, бежали от его напора. Но не всегда успевали уносить ноги, сбивал он их цепкими руками за эти ноги. А кто рисковал броситься на него в отчаянной атаке, летел через спину, как в темном лесу, наткнувшись на пенек. Одним словом, только первый номер сборной СССР устоял перед ним, но всё-таки был признан вторым. Судьи понимали: не простая это команда «Труд-2».
В абсолютном весе стал чемпионом тяжеловес из нашей же команды, богатырь из Обнинска В. Цветнов. Еще один подарок госпоже ША. Жаль, госпожа ША не присутствовала на первенстве СССР, приехала, пошумела и с мыслью, что оплошаем, исчезла. Поэтому победа, особенно Игоря, мне требовалась, как воздух. Он и ребят за собой вел, он и тренера выручил в трудную минуту, перед начальством московским защитил. Две золотые медали из семи завоевала наша команда, спасибо и мастеру КИ - Льву Ароновичу Капнику из Свердловска-5.
Что главное: Игорь встал на ноги прочно.
Два моих ученика, Тимченко и Долгих, вошли в сильнейшую восьмерку.
В Москву я заезжать не стал, хотя две золотые медали для маленького общества Минатома — это сверхдостижение. Позвонил по телефону:
— У нас две золотые медали из семи разыгрываемых.
— Быть того не может! — госпожа ША не поверила.
Конкурентам своим в Озерске привез чемпиона молодежного первенства СССР. Правда, вместо благодарности получили мы с братом Колей огромные проблемы, но об этом в другой раз.


Рецензии
22 февраля, после продолжительной болезни на 85 году жизни ушёл Владимир Сергеевич Мусатов.

Константин Семынин   02.03.2023 18:48     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.