Записки ветеринара 8

     Я сижу в уютном кресле, а передо мной навиливает своим пушистым хвостом очень симпатичная палевая афганка. Она уже давно со мной знакома, не раз бывала у меня на приеме, поэтому очень рада моему сегодняшнему визиту. Но сегодня я пришла не одна. Со мной пришла Наталья. Она тоже наш собаковод. Но еще, она стоматолог от Бога, очень талантливый. А у сегодняшней нашей пациентки проблемы именно стоматологические.
    Я уже как-то говорила, что в нашем городе всего три вет. участка, где работают три вет.врача. Это на весь город. Причем, специалисты они, в основном, по крупному рогатому скоту. Так поставлено у нас обучение в вет.ВУЗах, что на болезни "непродуктивных" животных" (как называют наших домашних любимцев) отводится очень мало часов.* Поэтому и знаний о них, для полноценного лечения, у наших ветеринаров кот наплакал. В клубе собаководства мы предпочитаем, там, где требуется консультация узкого специалиста, обращаться к человеческим врачам. Благо, среди них много собаководов, которые прекрасно понимают нас и с удовольствием помогают.
     Вот и сегодня такой случай. У афганки, к которой мы пришли, проблемы с зубами. Хозяйка уже приготовилась к осмотру и ждет только нашей "отмашки".
 -Давай, Дина, показывай, что там у вас случилось, - говорю я.
Дина усаживает собаку и открывает ей пасть. Про афганов говорят, что у них довольно своенравный характер. С ними трудно договориться. И сегодняшняя наша больная не исключение. Но Дина сумела найти с питомицей общий язык, та слушается ее безоговорочно.
     Мы с Наташей осматриваем ротовую полость. Предпоследний нижний зуб слева, самый крупный моляр** явно нездоров. Десна вокруг него отекшая и покрасневшая. Наталья прощупывает зуб зондом. Под самой десной, оказывается, огромное дупло. Когда зонд углубляется в него, собака стонет и дергается - ей больно.
 -Периодонтит, - резюмирует Наталья, - Удалять надо.
Самый крупный зуб. Будет непросто его удалить. Но с Натальей это не страшно. Пока хозяйка готовит стол, мы готовимся к операции. Собаке уже дали наркоз, и она засыпает.
 -Как мог случится периодонтит? - недоумеваю я, - Хозяйка у нее правильная, правильно кормит, ничего лишнего, типа сахара, не дает, даже застудить собаку не могла, она очень внимательная.
 -Бывает, говорит Наталья, - Тут могла сыграть роль, например, наследственная предрасположенность.
 -Может быть, - соглашаюсь я.
Ей виднее, она, все же, стоматолог.
     Все готово. Собака на столе. Я слежу за наркозом и фиксирую челюсти. В пасти у афганки колдует Наталья.
 -Ну, ты подумай! - вдруг восклицает Наталья, - Ты только посмотри! - и подает мне салфетку.
Я заглядываю в нее и вижу зубную коронку***. Без корня.
 Что, отломилась? - спрашиваю у Натальи.
 -Нет, - говорит та, - представляешь, корень вообще отгнил, коронка просто "снялась". Сейчас буду корень выколупывать, - и снова берется за инструмент.
Я, по опыту прошлой нашей общей с Натальей работы, зная, что Наташа сейчас будет работать долотом, захватываю покрепче челюсти. Собака, хоть и под наркозом, но на стук долота может дернуться, а это чревато дополнительными травмами в ротовой полости. Неизвестно куда может воткнуться, сорвавшийся от толчка, инструмент. Наталья сосредоточенно "долбит". Потом начинает доставать осколки гнилого корня.
 -Кажется все, - говорит она, - сейчас сделаю ревизию лунки и работа сделана. Это еще хорошо, что резать не пришлось, кость скоблить. Тут только в лунке воспаление, дальше не пошло еще. Вовремя успели. Теперь быстро заживет.
Я не вижу, что делает Наташа в зубе, но уже знаю, ревизия - это тщательная проверка, чтобы в лунке не осталось ни одного, даже самого мельчайшего осколочка гнилого зуба, который может вызвать новое воспаление. Операция окончена, но Наталья еще внимательно осматривает остальные зубы. Слава Богу, больных больше нет. Мы снимаем собаку со стола. Хозяйке даются наставления по послеоперационному уходу за ротовой полостью, и мы с Натальей уходим.
      Когда мы уже идем по двору, Наташа вдруг говорит с мечтательным видом:
 -Хочу такую же вазу.
 -Какую, такую же? - удивляюсь я, оглядываясь вокруг. Везде идут люди, но ни у кого я не вижу никакой вазы.
 -Да нет, - видя, как я верчу головой, говорит Наталья, - Как у Дины.
 -А какая у ней ваза? - снова удивляюсь я.
 -Ты что, не видела? В "стенке", за стеклом, такая красивая ваза, - теперь ее черед удивляться, - ты что, правда, не видела?
 -Нет, - теряюсь я. И ловлю себя на том, что и самой "стенки" не видела. О чем немедленно и сообщаю Наталье:
 -А какая у них "стенка"?
 -Ну, ты даешь! - восторгается та, - Как так можно?
 -Не знаю, - жму плечами я.
Я, и правда, не знаю. Единственное, что я запомнила там, и очень подробно, это ход операции и зуб, как он выглядел до и после. Все. На этом мои воспоминания заканчиваются.
 -Понимаешь, говорю я, - Я всегда так. Когда работаю, ничего не вижу вокруг, кроме рабочего поля.
Наталья качает головой:
 -Странная ты...
 -Может быть, - говорю я, а сама думаю, что мне нет никакого дела до того, что у хозяев стоИт в доме, или что на них надето. Меня интересуют во время работы только мои четвероногие пациенты, их здоровье и их проблемы. Больше ничего. Совсем ничего. Главное, чтоб они были здоровы.
 

* Речь идет о 90-х годах прошлого столетия.
**Моляр - коренной зуб
***Коронка - верхняя, наддесенная часть зуба.


Рецензии
Мария, ты так по-настоящему пишешь, что я все очень живо представляю. Как-будто рядом с тобой была. Спасибо тебе за твои жизненные рассказы. Мне очень интересно их читать.

Людмила Константинова   04.01.2014 23:14     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Люси за такие слова! Это мне очень дОрого! Спасибо!!!!!

Мария Шаш   05.01.2014 00:35   Заявить о нарушении