Записки ветеринара 9

Начало приема. Первый посетитель заходит один, без собаки, или кошки. Это значит, что питомец, скорее всего, температурит и поэтому остался дома.
 -Садитесь, рассказывайте, что случилось, - показываю я посетителю на стул возле моего стола.
 -Собака заболела, у нее чумка.
Та-а-к! Как же мне "нравится", когда люди, мало что понимающие в болезнях, а зачастую и вовсе далекие от темы, сходу ставят диагноз.
 -Нет, давайте, вы не будете ставить диагноз. Для начала, расскажите, что за симптомы у собаки. И еще, про ее породу и возраст.
 -Ну, она лежит, нос горячий и сухой. Глаза гноятся. И в носу гной. Она овчарка, четыре месяца.
Ну, да, похоже на чуму, но все же, надо поточнее выяснить.
 -Температура какая? - спрашиваю я.
 -Высокая.
 -А поточнее? В градусах.
 -Не знаю я, но у нее же нос горячий, значит высокая.
Вот! Одно из частых заблуждений. "Нос горячий - значит высокая температура" На самом деле - это миф, потому что нос у собаки является показателем не температуры тела, а  общего состояния организма. Нос бывает сухим и горячим не только во время болезни, а, например, во время сна (без всякой температуры). Все это я объясняю незадачливому владельцу. Он, кстати, не единственный такой. Мне довольно часто приходится это рассказывать хозяевам животных на консультациях.
 -Давайте, вы, все же, померите температуру градусником, как положено. Договорились? Мерить умеете?
По лицу владельца я вижу, что он наверняка не знает, что температуру у животных меряют градусником в заднем проходе. Объясняю и это.
 -А держать долго? - спрашивает он.
 -Как обычно, не менее пяти минут.
Это позже появятся в продаже всякие электронные термометры, которые будут намного удобнее, и держать их надо будет не так долго. А пока мы довольствуемся обычными, ртутными. Конечно, многим животным не нравится подобное вмешательство в их "личную жизнь"...но, что поделать, для лечения это необходимо.
 -Я, вообще-то ее уже начал лечить. Дал ей стакан водки.
 -Что?? Зачем? Это кто же вас надоумил? - ужасаюсь я.
Вот еще один миф. Это просто бич какой-то. Почему-то многие считают, что чуму собак надо лечить водкой. Конечно, мы тоже иногда используем народные методы лечения в своей практике. И водку тоже. Например, водка с медом по одной чайной ложке три раза в день быстро поставит на ноги простывшую собаку. А водка с солью поможет при расстройстве желудка. Но используют при этом мизерные дозы, да и при болезнях легкого характера. Но чума - это болезнь, что называется, особая. Ее возбудитель - вирус, поражающий нервную систему. И в этом случае лечение водкой равноценно убийству. Да еще целый стакан.
 -У вас есть дети? - Спрашиваю я у владельца.
 -Есть. А что? - в недоумении тот.
 -Тогда вы поймете. Представьте, что вы вашему заболевшему четырехлетнему малышу (попрошу обратить на возраст особое внимание) выпоили стакан... СТАКАН!!! водки.
Мужчина сначала задумчиво слушает меня, потом на лице его явственно проступает ужас.
 -Теперь поняли? - спрашиваю его я, - Так кто же вас, все-таки, надоумил?
 -Соседи. Они знают, как чумку лечить. Их собака от чумки умерла...
 -Так умерла же!!! - перебивая его, взрывается едким сарказмом Светлана, ведущая прием за соседним столом, - вы тоже такого результата хотели? 
 -Не стОит слушать всех подряд, кто думает, что разбирается в болезнях, - мягко говорю я, стараясь сгладить Светкин выпад, - Пойдите сейчас домой, смерьте температуру, потом позвоните мне. Если будет повышенная температура, я приду к вам домой, посмотрю на месте. Хорошо?
      Мужчина кивает, поднимается и уходит. Представляю, как он сейчас растерян. Все же мы его здОрово напугали.
 -Зря ты так его, - укоряю я Светлану.
 -Может быть, - отвечает она, - А только как их отучить проверять на своих животных все, что скажет какой-нибудь дядя с улицы?
 -Да, проблема, - соглашаюсь я, - неплохо было бы, если бы они сначала на себе проверяли.
      В это время ко мне уже зашел следующий посетитель. Молодой парень.
 -Здравствуйте, - садится он на стул, - Что мне делать? У меня вчера у собаки расстройство случилось. Я ее марганцем напоил, как мне собачники на площадке посоветовали, а сегодня она совсем слегла.
 -А какой марганец вы поили? - холодея от догадки, спрашиваю я.
 -Ну, какой, обыкновенный, в аптеке купил.
 -Раствор делали?
 -Ну, да.
 -Какого цвета раствор?
 -Ну, какого... - мнется хозяин, - А какого надо?
 -Вот лучше бы вы это сначала, прежде, чем делать, у меня спросили, - уже не сомневаюсь я в ответе, - черный раствор?
 -Ну, да...
Все! Ну, что же это за день-то такой сегодня? И тут меня прорывает. Да так, что я больше не в состоянии собой управлять.
 -А сами вы пробовали когда-нибудь выпить концентрированную марганцовку? - ядовито интересуюсь я.
 -Не-ет, - пугается моего вида хозяин. Представляю, что он сейчас читает на моем лице.
 -А почему? - несет меня, - Может тогда и собаку свою не успели бы убить! - это я, конечно, зря так, но сейчас я не в состоянии что-либо с собой сделать, потому что мне становится невыносимо больно внутри, наверное, так же больно, как больно сейчас его бедной собаке.
 -Как убить? - не понимает парень.
 -Очень просто! - уже кричу я, - вы же сожгли ей все внутри, понимаете, сожгли! Весь желудочно-кишечный тракт! И это было вчера! Сутки прошли! И, если вчера еще можно было что-то сделать, хотя и это вряд ли, то сегодня это уже поздно! ПОЗДНО!!! Понимаете?
Меня трясет. Я чувствую, как сзади меня крепко берут за плечи. Это Светка:
 -Маш, пойди... иди, покури. Я сама тут...
И правда, я в таком состоянии, что совершенно ничего не могу. Мне плохо. И оттого, что я не смогу ничем помочь этой несчастной собаке, и оттого, что я не сумела сдержать себя и буквально наорала на этого парня.
      Я ухожу в подсобку, где никого нет. Сижу там и ругаю себя: ну почему я всегда взрываюсь в подобных случаях? Почему не могу сдерживаться? Ну, чем, кроме собственной бестолковости, виноваты эти люди? Они же не врачи, они не виноваты. Не виноваты? Нет! Они виноваты! Почему я, когда у меня прорывает кран на кухне, не берусь его чинить, а вызываю слесаря? Почему? Да потому что я в этом ничего не понимаю. Я НЕ УМЕЮ ЧИНИТЬ КРАНЫ! Вот правильно двести лет тому назад сказал Крылов:  "Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник." А тут, ведь, не сапоги. Тут жизнь. Жизнь на кону!
     А я? Я каждый раз пропускаю через себя ту боль, которую испытывают их несчастные питомцы. Я всегда чувствую их боль, как свою. Наверное, иначе я не смогла бы их лечить.
     В подсобку заглядывает Светлана.
 -Ну, как ты? - она заходит внутрь, - Все нормально. Я его отправила. Надо же было, в один прием сразу две бестолочи. Хоть бы по одному на прием, что ли, разбавить, а то слишком большая концентрация получается, - это она уже шутит.
Я понимаю, это она для меня, она старается облегчить мое состояние. Она прекрасно знает, каково мне сейчас. По себе знает. И мне, правда, становится немного легче. Светлана умело уводит разговор в другое русло, отвлекая меня.
     Через десять минут прием продолжается. Я уже почти пришла в себя. Светка - молодец, она умеет помочь в таких ситуациях. И, хоть я знаю, что это не последний такой случай и мне придется еще не раз пережить ту смертельную боль, но я смиряюсь с этим. Потому что лечить - это моя жизнь, моя любовь, моя судьба.


Рецензии
Я бы не смогла работать ветеринаром. Слишком жалостливая. Не хватило бы моего сердца.

Людмила Константинова   05.01.2014 00:10     Заявить о нарушении
Самое смешное, Люсенька, что я ведь и делаю это (лечу) от жалости. Я боль своих пациентов чувствую, как свою. И мне их так жалко, что я стараюсь скорее их от нее избавить. И очень переживаю, прямо переболеваю, когда ничем не могу помочь...(((

Мария Шаш   05.01.2014 00:34   Заявить о нарушении
Ой, Маш, я это понимаю конечно. Но я не смогла бы выдерживать такое... Потому и восхищаюсь тобой. Ты, удивительная женщина!!!!

Людмила Константинова   06.01.2014 21:41   Заявить о нарушении
Да, куда там!))) Самая обыкновенная. Мож и хуже, чем многие, просто так я устроена, наверное. У каждого человека свои качества. И я тоже многого не умею. А есть вещи, которые даже и научиться толком не смогу - не дано.))

Мария Шаш   10.01.2014 16:48   Заявить о нарушении