Как я встретился с Танги

   
    В СТОЙБИЩЕ БЫЛО ДВА ТОПОРА
    Как  быстро летят годы после пятидесяти!! Прошла война, началась и на Соколином острове мирная жизнь, но мирная –это большое преувеличение. Власть на острове была временно отдана военной администрации, . И однажды в редакцию газеты где автор этой саги работал после демобилизации из  армии вошел щуплый, с густой иссиня-черной шевелюрой сквозь которую щедро просматривалась седина, северянин. ЯВНО смущаясь,протянул мне листок.
  --Я тут Заметку принес.- проговорил он.-лыжные гонки были однако у нас ..
   Я прочел заметку и спросил:.
    -А почему не указан победитель гонки?
    -Зачем, однако, не стоит писать о нем.  я первым был.
    -Ладно, напечатаем  заметку. Как твоя фамилия?
    -Танги Володя..
  Я ОТОРОПЕЛ.Да,  странности, оказывается, бывают не только в жизни,но и в литературе. Один из моих главных героев еще не напечатанного романа носил такую фамилию,и вдруг сей герой или его двойник, вляется по мою душу. . Чтобы не спугнеть удачу, я попросил гостя рассказать о себе. Однако Володя опередил меня : « «А нельзя ли однако, денежку  получить за эту заметку сегодня? Есть больно хочется?…
     Время было обеденное, и я пригласил Танги в ближайшую корейскую столовку, заказал аж  четыре порции  острой лапши
 С тех пор без договоров и обещаний мы потянулись друг к другу., часто беседовали о жизни северян. Я,ПОМНИТСЯ, ПРИЗНАЛСЯ,ЧТО ПРЕЖДЕ НЕ ВИДЯ  Танги писал о его приключениях, которые,оказывается были на самом деле, чему Владимир сильно удивился и стал теребить волосы, не глядя в мою сторону. Неожиданно  дл себя, я спросил: «!Были ли в его семье шаманы?». Танги еще больше удивилмя и чуточку отодвинулся отстола. Позже я узнал, что он родился в шаманской семье, вопреки воле материт и бабушки, отказался продолжить родовое дело и порой предки приходят к нему и  выговаривают заклинания, которые будоражат, но советы ушедших в Верхний мир родичей всегда идут ему на пользу.
    Мне самому пару раз доводилось видеть камлание шаманов, только веры в их силу я долго не мог поверить, а тут…человек из рода больших шаманов.
 Будучи спецкором газеты, много писал о коренных народах острова, что не нравилось руководству газеты и местной власти. И на этом мы с Танги сблизились, частенько говорили о бедах коренного населения, которое находилось в полном загоне., с особым интересом бесдовали о литературе. Владимир рассказывал тылгурашки образно, выдавая такие детали,от которых  у меня, молодого литератора, холодная волна прокатывалась по позвоночнику. . И однажды я посоветовал Владимиру  попробовать сочинить легенду- тылгур из жизни нивхов. . 
   -«У нас, шибко худо,  нет письменности. Однако есть, сказания, сказки,, .  И внезапно Владимир достал из бокового кармана тетрадь.-А хочешь я  одну вещицу тебе прочитаю?
    -Давай, послушаю...
    -Только уговор: не смеяться и меня, однако, не высмеивать.
    . «В дни ледохода в стойбище было два топора. Старейшина рода  скудоволосый и седой Касказил велел сынам готовить шесты.-Владимир замолчал,  посмотрел на меня.. Оказалось он мне едва ли не первому читал свою рукопись.
    -Дальше, дальше! Как это у тебя « в стойбище было лва топора». Сильно!
     -Ожидался рунный ход кеты, время поджимало
   солнце еще должно было провялить древесину., съесть смолу.»
    -Любопытно. Это что рассказ?
    -Роман -хочу  сочинить,-признался Владимир, -в голове сидит, саднит, а как на бумагу кладу,злые силы высмевают, мол, мол, помни наш закон: что упало –уже не твое,что бумаге рассказать не можешь,отдай духам»Я легче медведя-шатуна запвалю, чем рассказыватьбумаге тылгуры.
    -Дорогой друг! Литература –тайное дело, им злые духи мешать не в силах.
    -У нас был богатырь по имени Мыргы, злые кинры от него в тайгу убегали, он, наверное,сочинял бы так быстро, как летают чайки.
    Мы привычно зашли в корейскую столовую, я заказал по порции корейской лапши, очень длинной и очень острой. Мы ели и пили. Разве мог я тогда предположить, что передо мной скромно сидел первый писатель нивхского народа, бывший фронтовик, которого из армии уволили по приказу самого товарища Сталина.И в мыслях моих не было соображения, что уплетает острую корейскую лапшу будущая мировая знаменитость а роман  его «Женитьба Кевонгов, главку из которого я тогда услышал , войдет в сокровищницу мировой литературыПомнится, о Танги   Константин Федин так напишет в газете: «На Дальнеем Востоке родился новый Ромен Роллан»…Только все это будет позже, намного позже.
    С тех пор, как я сблизился с выдумаанным мною героем, встретился и подружился с ним, все переплелось в моем сознаниии –роман о жизни нивхов, айнов, поляков, русских и японцев на острове Сахалине и нивх Владимир Танги – настоящий, живой,  герой тогда еще не существовавшего романа. Чудеса!И с той памятной встречи художественная проза моя приобрела   потекла по невиданному в литературе руслу, когда  перекочевала из вымысла и домысла в документальную повесть из жизхни малых да и  больших народов.ЧЬИ СУДЬБЫ ТЕСНО ПЕРЕПЛЕЛИСЬ МЕЖДУ СОБОЙ.и ВС ОНИ, ОБРАЗНО ГОВОРЯ, КРЕПКО ВЗЯЛИСЬ ЗА РУКИ,  ПОВЕЛИ АВТОРА  ПО ИНЫМ ТАИНСТВЕННЫМ ПУТЯМ, ПО ТРОПКАМ-СВОРОТКАМ, ПЕРЕСЕКАЯ ТАЙГУ И МОРЯ-ОКЕАНЫ,, свершая, казалось бы, невозможное, противоестественное , ,Далее в саге не будет ни одного придуманного факта .  да и только! То ли я волшебным образом вызвал Танги из небытия,толи он –потомок шаманского рода,незримо вел меня и мою рукопись, не могу сказать точно, но так случилось.Надеюсь мой умный читатель сам во всем разберется


Рецензии