Петр Адуев

                Петр Адуев

           размышления о характере героя романа Гончарова «Обыкновенная история»

Очень хороший телеспектакль с Михаилом Козаковым и Олегом Табаковым я смотрела еще в школьные годы. Тогда мне казалось, что персонажи забавны, племянник Александр откровенно карикатурен, дядя Петр Иваныч над ним издевается – и вообще это скорее комедия, чем трагедия. Дядя понравился мне куда больше, племянник вызывал только смех.

Тогда мне не пришло в голову задать себе простой вопрос: а как реагировала бы я на все это, если бы герои были другого пола? Был ли бы так смешон Александр, будь он барышней по имени Шурочка? И казалась ли бы естественной суховатая манера поведения «старшего товарища», если бы это была некая дама? А вместе с тем – это один из важнейших, как кажется мне теперь, ключей к пониманию психологической сути романа.

Петр Адуев – это очень «мужской» персонаж. Больше всего на свете боящийся показаться слабым, сентиментальным слюнтяем, про которого можно сказать: да это баба, а не мужик… И этот страх – краеугольный камень для понимания всего, что говорит и делает персонаж.  Его не страшат упреки в жестокости, бессердечии, цинизме, черствости. Но упрек в «дамской чувствительности» непереносим. Как должен жить «настоящий мужчина» в представлении Адуева? Заниматься делом, не сорить деньгами, не позволять ни одной женщине затуманить его разум… иначе это «не мужик», а барышня.

Все это не приходит в голову его добросердечной разумной супруге. У ее мужа есть своя «слабость» и – она именно такая, страх показаться не по-мужски уязвимым, ранимым… Таких, по его мнению, никто не уважает. И женщины в первую очередь. Вот очень важный момент в романе:

«- Сила любви! – повторил Петр Иваныч. – Все равно, если б ты сказал – сила слабости.
- Это не по тебе, Петр Иваныч, - заметила Лизавета Александровна, - ты не хочешь верить существованию такой любви и в других…
- А ты? Неужели ты веришь? – спросил Петр Иваныч, подходя к ней. – Да нет, ты шутишь! Он еще ребенок и не знает ни себя, ни других, а тебе было бы стыдно! Неужели ты могла бы уважать мужчину, если б он полюбил так?.. Так ли любят?..»

Этими репликами он сказал о себе все. Если б жена поняла и задумалась! Он пытается наставить на «путь истинный» племянника, выявить в нем мужские черты – заставить подчинить эмоции разумной цели, не жить чувствами. Это мужчине, по его мнению, не пристало. К сентиментальной девушке он отнесся бы снисходительней. У него свои стереотипы.

Александр – натура не сильная ни физически, ни морально. Он психологически «типичная женщина», пылкая, капризная. Он искренен во всех своих «порывах души», которые могут показаться экзальтированными, если не читать романов той эпохи, – юноша, изнеженный барин, просто перенял романтические штампы из литературы той поры, которая была в моде: сентиментальные охи и вздохи при луне, мрачная патетика, псевдоромантическое позерство.

Его речь в юности безнадежно отравлена преувеличенным пафосом. Надо понимать, что юноша этот лишен особых дарований, он зауряден по своей сути,  так же, как Ленский у Пушкина. Тот писал плохие стихи, этот – прозу. Ленский – карикатура откровенная, об Александре в юности можно сказать то же самое.  Так что оплакивать крушение его иллюзий и перемену в характере я бы не стала. Для него превратиться в делового человека – не худший из финалов, другие варианты итога для этого героя были бы печальнее. Спиться, к примеру. Или застрелиться.

Адуев потому и рад в конце, что племянник все-таки каким-то образом преуспел и не опустился, не просит у него денег… Он понимает, отдает себе отчет в том, что возможны куда более пессимистические варианты сценария. И гордится – все-таки «стал мужчиной»! То есть, не хнычет, не ноет, а «дело делает». Он изначально был настроен не на идеальную ситуацию, а лучшую из возможных. Идеалисты и максималисты с их не реалистичной оценкой человеческой натуры, возможно, этого не поймут.

Если бы речь шла не о мужчине, то этот «культ дела» мог показаться бы преувеличенным в романе, но Адуев в этом смысле – представитель своего пола.

Высмеивание дурных сторон романтизма – черта эпохи в культуре разных стран. И молодежи, зараженной вирусом псевдоромантических представлений о жизни, почерпнутых исключительно из сентиментальных романов. У такого рода «романтиков» лучше красивая и эффектная смерть героя во имя возлюбленной (о которой он в реальности, возможно, забыл бы и помнить через пару лет, а то и месяцев), чем «приземленная» жизнь в труде.

Все предсказания дяди относительно племянника сбываются именно потому, что на самом деле Александр зауряден и предсказуем. Влюбиться по-настоящему такой, как он, может только в непостоянную капризную вертушку Надиньку, искренняя и преданная бесхитростная привязанность ему быстро наскучит, как это и происходит с ним дважды, – с Софьей и Юлией. Бесхарактерность толкает его к более сильному существу, роль лидера – не для него, он ведомый. Не стесняющийся своих самых «сопливых», с точки зрения дяди, проявлений. Как типичная женщина! Смысл жизни которой – в Чувствах.

Адуев познал нужду, это отразилось на его характере. Еще один из страхов этого героя – боязнь возвращения бедности. Этот страх так силен, что вытеснил из его сознания все прочие – он убежден, убедил сам себя, что все, помимо разорения, потери доходов, ерунда. И тот, кто хоть раз в жизни с этим столкнулся, это поймет:

«- Денег, денег! О, если б мое несчастье было только в безденежьи, я бы благословил свою судьбу!
- Не говори этого, - серьезно заметил Петр Иваныч, - ты молод – проклянешь, а не благословишь судьбу! Я, бывало, не раз проклинал – я!»

Адуев все время говорит о деньгах – это не проявление скупости, а тайный подспудный страх, выходящий наружу… Да, есть в его характере некоторый «перекос», но он психологически объясним.

Речь дяди естественна, он не играет роль, даже когда признается, что может хитрить… Пафос ему органически чужд. Я, дожив до возраста Адуева (около сорока лет), стала видеть в нем не абстрактного персонажа, а абсолютно естественные возрастные изменения. Опять же – естественные для определенного типа людей. Не для всех.

Адуев любит порисоваться, может быть, это у него – подсознательное. Как все мужчины – рисуется он умом, своей способностью прогнозировать ситуации, предвидеть и менять будущее. Рисоваться способностью чувствовать ему в голову не приходит, хотя, возможно именно этим он добился бы одобрения жены.
 
С точки зрения разума и чувства супругу он выбрал себе идеально, в ней есть все. За исключением способности понять его самого. Она видит в нем «крайность», но он – отнюдь не человек крайностей. Да, есть у него два глобальных страха – обнаружить свою слабость и оказаться в нужде. Но и только. Лизавета Александровна показана в романе как некий идеал, но она «слишком женщина». И этим все сказано.


Рецензии
По-моему, в Петре Адуеве действительно есть некая крайность, и эта крайность - стремление к полному контролю над проявлением чувств, гипертрофированная боязнь их внешних проявлений. Такие люди всегда были и сейчас есть, о них говорят "любит по-своему". Это когда любовь у человека выражается исключительно делом: содержать, нести ответственность, не бросить в болезни и т. д. Но ждать от них порывов, внешних проявлений чувств - дело неблагодарное. И окружающим может казаться, что "он жену не любит". Какой-то женщине рядом с таким будет даже комфортно, потому что это постоянство и покой. А другая будет задыхаться, несмотря на то, что рядом человек, по сути преданный и любящий. Ту и другую можно понять.

Я думаю, у Гончарова где-то не сходятся концы с концами - не в этом именно произведении, а в его жизненной философии в целом... Он не всегда в итоге выдает на бумагу именно то, что он сознательно хотел сказать.

Галина Богословская   26.12.2013 13:20     Заявить о нарушении
Возможно. В 19 веке больше склонны были обязательно отыскивать ответы на вопросы, сейчас спокойнее относятся к тому, что ответов на заданные им же самим вопросы автор не дает и не дает рецептов, как правильно или не правильно жить.

Наталия Май   26.12.2013 18:03   Заявить о нарушении