Вячеслав Осия - самый гибкий борец в СССР

Из книги "Всплески ярости".
На Всемирном фестивале  молодежи  и студентов в Москве мы, гимнасты элитного, дважды орденоносного Института физической  культуры им. П. Ф. Лесгафта, своими показательными выступлениями на высотных снарядах  завоевали большую популярность у своих сверстников из мноих стран мира. В один из дней у фонтана перед Большим  театром я попал в кольцо иностранных студентов. Меня узнали по фирменному костюму ленинградской делегации. Студенты из Франции, Германии, весело смеясь, восклицали:  «Спортсман, Ленинград,  профессор, гимнастика показывать!». Я понял, что требовалось подтвердить свою репутацию, а заодно и репутацию  элитного вуза страны.
Здесь же на асфальте я выполнил стойку на кистях- курбет, фляк назад, комбинация вызвала бурю восторгов и рукопожатий. Показав свою визитную карточку, получаешь признание.
В дальнейшем, уже при  воспитании учеников, у нас прививалась традиция: у каждого должна быть своя визитная карточка.
Сейчас речь пойдет  о замечательном ученике Вячеславе Осии. Повторите, пожалуйста, его заявку, то есть «визитку». Вячеслав в основной стойке, ступни ног на ширине плеч, между ступней монета. Он, прогибаясь назад, достает монету ртом. Эту заявку могли повторить только артисты цирка или гимнастки высочайшего класса.
Изумительная гибкость и эластичность Вячеслава явились основой его восприимчивости ко всему хорошему и доброму, способности к пониманию  сложных физических движений.
На мой взгляд, выполнение сложных по координации физических движений способствует  развитию умственных способностей.  Вячеслав  был умным, мыслящим борцом
Он непременно добился бы выдающихся результатов в классической борьбе, однако так сложилось, что мы пожертвовали не только классикой, но и более близкой мне вольной борьбой и все силы и способности бросили в национальный вид борьбы самбо.
Вячеслава невозможно было положить на лопатки. Изумительная гибкость позволяла ему уходить из самых безнадежных положений.  Вспоминаю встречу  на Всесоюзном турнире в Башкирии еще неопытного Вячеслава с фаворитом в его весе. Мастер спорта легко ставит Вячеслава в критическое положение на мосту. Казалось бы, остается прижать его лопатками к ковру, но увы, его тело, змеевидным кольцом, вздыбившись вверх, выкручивается из сильных рук противника. Не менее десяти раз Вячеслав оказывался на мосту в опасном положении, проиграл 33 балла, однако раз за разом уходил от чистого поражения. Смеемся сейчас, вспоминая такие схватки. Вот где теряли мы свои прекрасные волосы, когда крутились, словно волчки, на голове на борцовских коврах.  «Да уж лучше волосы терять на коврах,  чем жизнь от алкоголя или наркотиков», - скажет сейчас Вячеслав.
- Ну как тебе Осия?- спрашивают сильнейшего борца нашего общества по самбо, тренера таллинских мастеров Юрия Саакяна после схватки с Вячеславом.
- Ну, ребята, ничего подобного я не ожидал. Сошлись  в   центре ковра. Я  руки протянул, а  передо мной никого нет, как будто неведомый дух дернул меня за плечи, а снизу волной подняло меня вверх, и я уже лечу мордой в ковер. Слава Богу замостил и лопатками не коснулся ковра, а то бы проиграл чисто за 2 секунды.   Вскочил - и к нему. Ну, думаю, я тебе покажу, а его опять нет. Он уже успел меня засуплесить(выполнить бросок через грудь прогнувшись), и я опять лечу мордой в ковер. 4 балла проиграл за  20 секунд, ну когда со мной такое было.-
- Слава, ну как же ты проиграл? - спрашиваем.
- Разве мог я подумать, что он при выполнении болевого приема ломанёт мне палец.  Вот я и вскрикнул от боли. Судья тут же остановил схватку и засчитал мне поражение.
Опытен и хитер был мастер спорта Юрий Саакян. Спортивная борьба самбо очень близко соприкасается с боевым самбо, и мы, тренеры, конечно, знаем и то, и другое. И порой в критической ситуации даже не замечаешь то, как переходишь эту грань. Здесь начеку должен быть арбитр.
Про Вячеслава, его возможности хорошо сказал Николай Мусатов: «Если он не знает, кто противостоит ему на ковре, может победить любого». Что бы это значило? Не смогли мы тренеры ожесточить его мягкий впечатлительный характер.  И если перед ним был титулованный соперник, слишком «уважительно» к нему относился Вячеслав.
Зато мальчишкам в школе нравился  такой добрый учитель физкультуры. Его не просто слушают, его любят, ему подражают, с ним вступают в схватку сразу всем классом, а он с улыбкой, словно Одиссей, противостоит им.  Если бы я был режиссером и снимал фильм  странствия Одиссея, на роль главного героя я пригласил бы Вячеслава Осию. В  Он был божественно красив и гармоничен,  этот сын абхазского народа.


Рецензии
22 февраля 2023 года ушёл из жизни основатель школы борьбы самбо и дзюдо города Озёрска Челябинской области Владимир Сергеевич Мусатов. Светлая память Педагогу и Тренеру.

Константин Семынин   08.03.2023 17:24     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.