53. В. Агошков. Тросна-Ефратово. Церковь с. Чернь1

53. В.Агошков. Тросна-Ефратово.

ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ ЧЕРНЬ

часть 1.

Село ЧЕРНЬ находится в 63-х верстах от г.Орла и 30 – от Кром
//здесь и далее приводятся сведения из выпущенной в Орле, в 1905г, книги «Историческое описание церквей, приходов и монастырей в Орловской Епархии»//.

Получило своё название от реки Чернь и стоит в полутора верстах от её истока. Ведомости сообщали, что от окружавших село больших лесов остались жалкие остатки, и только в пяти километрах от Черни начинаются дубовые рощи. Почвы – суглинистые, удобные для обработки.

Приход образует только данное село. Население его соста-вили приглашённые в конце XVIIв князьями Волхонскими //может быть, Волконскими?-В.А.// и Трубецкими выходцы из Малороссии (Хохловы, Дегтярёвы, Кочергины), села Рева Курской губернии (Ревуновы), и потомки старинной разбойничьей шайки Кудеяра, имевшей свое становище в соседнем лесу Чермошных. Теперь крестьяне называются «худоярами» – люди буйные, привержен-ные пьянству и нечистые на руку...

//Конечно, читатель должен верить серьёзным Орловским епархи-альным ведомостям, но не может сдержать улыбку, читая о бывших жи-телях Черни не очень-то лестные определения. Но давайте критически подойдём к написанному.

Вряд ли «Волхонские и Трубецкие» будут «при-глашать» крестьян из Малороссии, т.е. Украины, если они «подвержены всем порокам». А если были «плохими» потомки Кудеяра, то причём здесь остальные жители, которых также прозвали «худоярами». Зарази-лись?!

 А разве в других населённых пунктах нет людей буйных, пьяниц и нечистых на руку! Думаем, что всё дело в том, что местное население доставляло много хлопот церковным служителям, не принимая христиан-ство, о чём красноречиво говорят далее сами ведомости.
 
Заметим, что, кроме Епархиальных ведомостей, в то же время со-ставлялись и Статистические отчёты по Кромскому уезду, куда входили и земли тросняского края. Они создавались представителями передового Земства, среди которых был и писатель-демократ Иван Петрович Бело-конский – друг писателя Короленко.

По своему народному духу Статотчёты заметно отличаются от Епархиальных ведомостей, написанных в кон-сервативном ключе, с позиций помещиков и буржуазии, с осуждением не только тёмных сторон крестьян. Безусловно, были и среди попов сочувст-вующие крестьянам люди, но в целом царская власть, при всей её либе-ральности, всё же была пронизана высокомерным отношением к низам.
 
Уроженец села Старые Турьи Троснянского района Алексей Ивано-вич Абакумов рассказывал, что известный помещик Фон-Зонн, много сде-лавший по окультуриванию своего троснянского поместья, всё же не стес-нялся бить кнутом идущих по дороге крестьян, якобы не уступающих его тарантасу дорогу. Причём на конце кнута была привязана гайка, чтобы удар получался больнее. Об этом А.И. Абакумову рассказывал отец, про-живший более 90 лет.

Так что революция 1917 года была встречена ни-зами с большим восторгом. Другое дело, что она не нужна была свобод-ным людям, тем же однодворцам, купцам, «кулакам-мироедам».

см. далее.

(С) В.И. Агошков.


Рецензии