54. В. Агошков. Тросна-Ефратово. Церковь с. Чернь2

54. В.Агошков. Тросна-Ефратово тожь.

Церковь с.Чернь,

часть 2

Обязательным условием Епархиальных ведомостей было упоми-нание на своих страницах «разбойников». В Орловщине таким плохим человеком был Кудеяр // Худеяр, делавший «худые» дела. Советская власть, кстати, была на стороне Кудеяра, «радовалась», когда «разбойни-ки» лишали жизней «кровопийцев народа» – помещиков и дворян. Бога-тые, в свою очередь, не «дружили» с крестьянами, с мещанами…

Мы полагаем, что общение священнослужителей с «разбойниками» нужно было для того, чтобы показать всесилие христианства, коль даже «разбойники» шли в храмы, искупали свою вину. Поэтому церковные ле-тописцы, порой, нарочито преувеличивали степень вины тех же «разбой-ников» и их «защитников» из числа народа, чтобы более ярче оттенить заслуги церкви в деле перевоспитания людей.

К тому же к такому выводу летописцев обязывала и история: пер-вым, кто признал Иисуса Христа, был «разбойник». Одним словом, чита-тели должны критически относиться ко всему, что сообщали Орловские Епархиальные Ведомости, всевозможные церковные книги и записи.
И не все наши выводы нужно тоже принимать на веру…//

*В первой четверти XIXв из с.Чернь, с места, ныне назы-ваемого Саратовкою, были переведены или проданы помещи-ками в Саратовскую губернюю часть крестьян, вследствие чего количество душ мужского пола (1809г) с 707 сократилось до 500. В настоящее время (начало XXв) в Черни числится душ мужского пола – 763 и женского – 835, из коих 273 мужчины и 266 женщин – раскольники-беспоповцы федосьевского согла-сия, имеющие собственные молельню и кладбище.

Крестьяне, кроме работ на собственной земле, ходят на заработки на Кав-каз, Украину и Закаспийский край. К сожалению, отхожий про-мысел развращает молодёжь и вместе с раскольниками ослаб-ляет преданность населения православной церкви.

//Вот почему и «худояры»! Отметим, что крестьяне ходили в Закас-пийский край. Не говорит ли это о том, что они были завезены, скорее всего, в Чернь именно из Саратова (поэтому Саратовка!). Наличие боль-шого числа раскольников заставляло церковь искать неординарные под-ходы к людям, чтобы привлечь их на свою сторону.

 И поэтому повело «идеологическую обработку» населения. Объявив остальным, что чернцы – «пьяницы и нечисты на руку», церковники решили направить их на путь истинный. А это можно было сделать только с помощью церкви. Шла борьба не только за души и сердца людей, но и за их кошельки.

Отметим и то, что в селе Чернь было сильно нарушено соотноше-ние мужчин и женщин – на 70 человек. Зачем помещики продавали муж-чин в Саратовскую губернию: для охраны границ?! Или для того, чтобы ослабить «раскольников-беспоповцев федосьевского согласия»?! И как продавали: с семьями или отдельно?!

Нужно только представить, сколько пролито крестьянами слёз при расставании со своими родственниками – сыновьями! Крепостное право в России – это большое зло. Его хотел от-менить царь Александр I, но помещики и дворяне не дали это сделать. За ссвобождение крестьянства Александр II поплатился своей головой…//

Деревянный храм в Черни во имя Николая Чудотворца упоминается ещё в ведомости 1734 года, и он был построен вскоре после возникновения самого села. Поводом для его строительства стало явление иконы означенного святителя у ко-лодца, в Асеевой лощине, «ныне» принадлежащей помещику Алфёрову. Затем, непонятно почему, явленную икону перенесли в город Лугань, теперь не существующий, а по другим сведени-ям, в Успенский храм села Плоское Дмитровского уезда.


см. далее

(С) В.И. Агошков.


Рецензии