55. В. Агошков. Тросна-Ефратово. Церковь с. Чернь3

55. В.Агошков. Тросна-Ефратово.


Церковь с.Чернь,

часть 3.

//Может быть, потому, что икона не подействовала на раскольников, и они по-прежнему не посещали храм? Город Лугань – прежняя столица Дмитровского уезда Орловской губернии, существовала недолго. Сейчас Лугань находится на территории Комаричского района Брянской области//.
 
Тогда икона вновь появилась на прежнем месте. Жители села принесли её к себе и поставили в часовню, а потом, в на-чале XVIIIв, построили «для нея храм». Около же места появления иконы в старину бывала ярмарка.
 
//Значит, иконы появлялись там, где было скопление народа! Как видим, попы-батюшки, если они действительно хотели привлечь на свою сторону как можно больше людей, тонко рассчитывали: чем больше кре-стьян – тем больше разговоров, чувств. Но христианство приживалось с трудом. И не следствием ли этого явилось то, что часть крестьян были отправлены в Саратовскую губернию?!//

В 1868г помещики Иван Петрович, Александр Петрович и их сестра Александра Петровна Бырдины разобрали старую церковь. На месте её теперь находится прежняя часовня, у ко-торой – могилы прежних священников Исаакия Федотова, Алек-сея Беллерофонтова, Дмитрия Мусатова и Иоанна Путилина.

Рядом Бырдины поставили новую деревянную церковь, которую они перевезли из села Рождественского-Черкасского тожь Кромского уезда, и обеспечили приход вкладом в 500 руб-лей в Орловском городском общественном банке. Храм в 1892 году был оштукатурен внутри, а в 1902г отремонтирован снару-жи. В нём помещены некоторые иконы из старой церкви, в том числе и явившаяся народу икона Большого или Старого Николая Угодника. Икона эта писана не менее 800 лет назад, но до сих пор сохраняется без всяких изменений и почитается даже рас-кольниками. //Этого и добивались служители церкви!//.

Пред нею ежегодно в день Вознесения Господне соверша-ется на зеленях общественное богомоление, в котором участ-вуют и старообрядцы. У церкви 550 рублей казённого жалова-нья. С 1882г в с.Черни существует земская школа.

//В 1992г школе исполнилось 110 лет, но никто об этом не вспом-нил. Обучается сейчас здесь всего несколько детей. Если в прошлом веке помещики «продавали» своих крестьян в Саратовскую губернию, и село всё же восстанавливалось количественно; то теперь политика «непер-спективных деревень» привела к тому, что остались в Черни почти одни старики. Имеются среди них и долгожители.

Так, 14 октября 1895г родилась в с.Чернь потомок Ревуноеых – На-талья Николаевна Реунова («в» исчезло по причине того, что в орловских говорах оно сливается со звуком «у». Сравни: девушка//деушка). К числу долгожителей относятся и другие представительницы Ломовецкой адми-нистрации: Агафья Егоровна Шёршнева (родилась 15 января 1890г), Ека-терина Дмитриевна Алишина (15 июля 1890г), Анна Фёдоровна Быкова (15 февраля 1896г), Пелагея Леонтьевна Плахова (родилась 15 января-1895г).

Что способствует долгой жизни? Одни говорят – вода, другие – возвышенное место, третьи – старообрядческий образ жизни. Заметим, что наши долгожительницы рождались в середине месяца!

Читатели, видимо, обратили внимание на то, что сейчас от Орла и Кром до села Черни дальше, чем соотвественно опубликованные в книге расстояния в 63 и 30 километров. Дело в том, что до 1917 года существо-вала другая дорога.//
*

(С) В.И. Агошков.


Рецензии