Дунькиной радости мне на все и сдачи не надо

Пушистая ёлка, блеск мишуры и аромат мандаринов. Волшебная ночь, когда можно не притворяться перед самим собой, очень захотеть - постараться забыть о проблемах. Чего лукавить – мы ждём чуда!

До Нового года два дня, а пока - забег по магазинам. Подарки, «закусь-выкусь» - шопинг! И зачем мы взяли не корзинку, а тележку? – Красноречивый взор мужа говорит сам за себя. И, правда, за-чем?
Зачем, например, вторая банка консервированного горошка? Наверное, в ней горошины зеленее -  снисходительно смотрит на меня муж, возвращая банку на место. Да,  – соглашаюсь я, - перебрали. 

А через минуту всё повторяется.  Веселье не даёт поссориться. Мы шутим. Когда доходим до максимума, отшучиваемся.
«Может мантуликов?» «А Дунькиной радости не желаете?» «Лупцовки вам, барышня!»   «Точно, на ужин». Странные и понятные только ему и мне фразы. Народ смотрит на наше игривое настроение  с удивлением, кто-то с пониманием.

Не заиграться бы…  Да и муж в толпе затерялся. Задачка! Нам - собраться в кучу в этом людском океане, мне -  ещё раз не сорваться на всякие мантулики. Без присмотра-то!

Так и есть - тележкой налетаю на мальчонку…  Ему не до меня. - Он кого-то ищет глазами. Во взгляде – грусть и очень взрослая рассудительность.  И в ту же минуту – печаль на лице сменилась на тихую, светлую радость. Я  обернулась - навстречу шла женщина. Мама – догадалась я.

- Подожди, давай  ещё раз посчитаем.

Смерив взглядом содержимое своей тележки – сколько там? кидала в неё - без разбора, не считая - я снова спросила - за-чем? Окружаем себя красивыми вещами. Перестаём различать будни и праздники.

- Как не считай, пятидесяти рублей всё равно не хватает. Решай, что уберём.  Женщина потянулась за …

И без того почти пустая корзинка, самый простой набор продуктов.
 
– Нет, - твёрдо остановил её сын. -  И выложил из корзинки...

Мать с сыном прошли к кассам, а я как будто приросла к месту. Люди пихались локтями, передвигали мешающую всем тележку. Мне же это нисколько не мешало. Было абсолютно всё равно, что они говорили и делали.- Даже хотелось, чтобы меня толкали, шли через меня. Время словно остановилось.

...Тележка так и осталась посреди магазина. А я, заметив, наконец-то, мужа, увлекла его к выходу.

- Что с тобой? – забеспокоился муж.

- Дунькиной радости хочу.  И домой.
 
В машине я закрываю глаза. И молчу.
Всегда мечтала - только счастье и радость. Знаю, так не бывает, но  до сих пор верю в …

- Во что? – переспросил супруг, а я и не удивилась  - порой молчание освобождает от пустословия и суеты. И тогда слышишь без слов.

Веселая музыка, звучащая из динамиков, не давала забыть – «Праздник к нам приходит, радость в дом…» Меня  снова «потянуло» в супермаркет. 
«Белая скатерть. Большой круглый стол, – горячо убеждал паренёк мать, убирая из корзинки то, о чём, наверняка, мечтал весь год. - Успеется, а праздник должен…»

Всё верно - должен быть праздником.

Накануне больших событий в нашем доме всегда подавалась лупцовка. Дословно переводится, как «обработка задницы отцовским ремнем». Да, да! – Лупцовка. Не спрашивайте, что  означает  в кулинарном варианте и откуда появилось это блюдо. Просто сварите картошку в мундире. Крупно порежьте солёные огурцы, сверху – горстка  хрустящей капустки…  Репчатый лук и деревенское подсолнечное масло. Ум отъешь!

Как я могла забыть?! – Традиции, которым нельзя изменять.

- А хочешь,  расскажу про Дунькину радость? –  наконец, заговорила я вслух. - Дядя Петя, младший брат бабушки, он приезжал и привозил с собой праздник.
 
– Ну, что, девчонка, пойдём кутить! Надевал пиджак с боевыми наградами,  брал мою ладошку в свою большую целую  руку, вторая – осталась на войне… 

 Я снова притихла, а муж и не торопил. Молчать равняется слушать.

– Вот… Приходили в магазин, дядя клал на прилавок рубль и заказывал:  «Дунькиной  радости, на все! Кутить, так кутить!»

Простые карамельки-подушечки. Попав на фронт  мальчишкой, дядя Петя мечтал о них больше всего на свете. «Военная тайна», - говорил он, отсыпая из пакета в мою ладошку «сколько вместится». Конфетки таяли, рука становилась липкой. Мне и в голову не могло прийти, съесть хотя бы одну «радость». Не поверишь,  я так ни разу их и не попробовала, а  слаще конфет в моей жизни и нет. 

Я вдруг «нащупала» в кармане куртки тот самый рубль.

Дунькиной радости мне, на все. И сдачи – не надо.


Рецензии
Дунькина радость грела детство. Сейчас их нет. А та радость жива до сих моих седых лет. Спасибо за весточку из детства.
Очень хорошо написано. Тонко, мягко, глубоко.
Удач и хороших дней,

Роза Исеева   03.02.2017 06:44     Заявить о нарушении
Согласен. Очень тёплое словосочетание - ДУНЬКИНА РАДОСТЬ. Греет душу. И рассказ хороший.

Рияд Рязанов   10.12.2017 08:24   Заявить о нарушении
Да, Рияд, рассказ хороший. Мой отклик вроде совершенно не обидный, однако остался без ответа.

Роза Исеева   10.12.2017 08:39   Заявить о нарушении
Это бывает. Причины бывают всякие. Я при сейчас к Вам.

Рияд Рязанов   10.12.2017 08:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.