О некоторых фильмах -2

О  НЕКОТОРЫХ  ФИЛЬМАХ  – 2
Еще несколько заметок о хороших фильмах


«ЛАБИРИНТ  ФАВНА»
Режиссер – Гильермо дель Торо, 2006 г.

   Если твоя мать связалась не с тем…
   Если твоя Родина-мать связалась не с тем…
   Двум героиням – девочке Офелии и девушке Мерседес остается только одно: спасать братьев.
   Офелия сражается за еще не родившегося братика в своем сказочном мире. Она пока ребенок и не знает, что такое фашизм, кто такие Гитлер и генерал Франко, но интуитивно чувствует, что совсем рядом за стеной, за нарисованной дверцей, обитает Вселенское Зло, которое непременно надо победить.
   Мерседес действует в реальном мире, ее брат – командир партизанского отряда. У нее те же сложные испытания, что и у девочки, те же задания-ключи-кинжалы, только настоящие. И Зло у нее за стеной тоже настоящее, во плоти и крови.
   Их борьба, казалось бы, безнадежна: как ребенку не одолеть взрослого головореза, так и маленькому партизанскому отряду не свергнуть режим тирана, но другого пути нет, ведь они сражаются за своих родных, за своих матерей, сестер и братьев!

«8 1/2»
Режиссер – Федерико Феллини, 1963 г.

   Главному герою 43 года. Он кинорежиссер. Как-то ночью у него случается сердечный приступ, и врачи отправляют его в санаторий подлечиться. Там, видя вокруг бесконечные толпы стариков и старушек, он с ужасом понимает, что молодость кончилась, и впереди у него лишь беспомощная старость и смерть. И нет от них спасения, как нет спасения от ядерного взрыва. Ему становится страшно. Что там впереди? Куда все уходят? Куда ушли его родители? Ну, мама-то, конечно, в рай, а папа?
   Не в силах больше смотреть на снующих вокруг стариков, похожих на живых мертвецов, он вызывает в воображении спасительный образ Клаудии – девушки-мечты, цветущей и прекрасной, как сама Любовь… Будет ли спасать его любовь там, в новой реальности, где все уже совсем по другому? Будут ли его спасать его женщины? С женой целоваться для него уже все равно, что целоваться с матерью, любовница все время болтает о своем муже, до нашего героя ей дела нет, а прекрасная Клаудиа – даже если встретится на его пути, то куда он ее приведет? Не в цветущий сад своей юности, а в мрачный склеп своей старости? «Прости, Клаудиа…».
   Герой мысленно прощается со своими женщинами. Он видит, что им еще тяжелей смириться с возрастом – они по привычке наряжаются в яркие одежды и перья, чтобы выглядеть привлекательней, но это их уже не красит.
   Что же нам всем остается? Там, за этим порогом, где наступает новая жизнь, где старые ценности уступают место новым, где то, что жена твой самый близкий и надежный друг гораздо важнее того, что к ней уже не тянет в постели. Что же нам остается?
   Остается взяться за руки и, поддерживая друг друга, закружиться, забыться в веселом хороводе, пока не потухнет свет и не останется каждый из нас наедине с темнотой…
   Герой вдруг понимает свое предназначение, понимает, чем может помочь людям! Для того и нужны люди искусства – музыканты, кинорежиссеры, клоуны, - чтобы создавать иллюзию счастья!   



«ОБЫКНОВЕННОЕ  ЧУДО»
Режиссер – Марк Захаров, 1978 г.

   Главный герой – Волшебник. Сказочник. Он сочиняет прекрасную сказку о любви и никак не может он придумать для своего произведения happy end.
   Разве у истории любви не может быть счастливого конца?
   Разве всегда мужчины после свадьбы «превращаются в медведей», начинают тоскливо бродить по дому, как по клетке, и с ними уже невозможно «поговорить по-человечески»?
   Не этого ли боятся его юные герои, мучаясь и не решаясь соединить судьбы?
   А он сам, разве не «медведь»?
   Писатель вдруг вспоминает о своей жене, которая рядом столько лет, и которая, похоже, давно стала для него лишь предметом домашней обстановки. Как редко он думал о ней все эти годы, отдавая все силы работе! Бедная! Как ей, должно быть, тяжело с ним!
   В нем просыпаются прежние чувства, и он видит, наконец, перспективы светлого будущего для своих героев! У истории про любовь все-таки может быть счастливый конец! Надо только всегда оставаться человеком.
   
---

А теперь несколько слов о сериале:

«ОТТЕПЕЛЬ»
Режиссер – Валерий Тодоровский, 2013 г.

    Главные герои сериала – «киношники»: сценарист, режиссер и оператор. Каждая из этих профессий важна, но кто из них ближе к искусству?
    У оператора задача, скорее, эстетическая: качественная съемка, эффектные ракурсы… Он профессионал и все делает мастерски. Вряд ли у него случится творческий кризис –  за судьбы героев фильма он не в ответе.
    Режиссер – интерпретатор. Он оживляет чужой сюжет, пропуская чью-то драму через себя, через свое сердце. И, как у художника, у него случаются кризисы: он прыгает в вагон и едет, куда глаза глядят…
    А сценарист прыгает не в вагон, а из окна… Потому, что он творец, вершитель судеб, он между Богом и Дьяволом, и с таким грузом тяжело жить на свете (если он, конечно, настоящее искусство создает). Ему все время нужна чья-нибудь поддержка, хотя бы одно слово одобрения. Оператору этого не понять…

   Сценаристам в кино так мало достается славы.
   Это в театре Чехов, Островский, Шекспир…
   А тех, кто пишет для кино, публика часто и не знает.


Рецензии