Город Гандиа- резиденция герцогов Борджиа

Город Гандиа - резиденция герцогов Борджиа

Впервые я совершенно случайно оказался в небольшом испанском городке Гандиа, который в течение четырех веков был резиденцией известной династии Борджиа , давших истории двух Римских Пап, в том числе одного, причисленного к лику святых, и двадцати кардиналов Римской католической церкви.

Я поздно вечером ехал на автобусе из Валенсии на юго-запад в Дению, которая находится в 100 км или немного более часа езды по платному скоростному шоссе прекрасного качества с двумя отдельными полосами движения в каждую сторону.
Но последний вечерний рейс моего автобуса был по старому бесплатному шоссе, проходящему по всем поселкам, следующим сплошную один за другим по все побережье Коста Бланка с горами и пышной растительностью.

Было темно и моря уже не видно, частые остановки, на которых не было желающих ехать в другие места, так как все испанцы сидели по домам и смотрели по ТВ футбольный матч  с участием Барселоны.
Этот матч на полую мощность также транслировали по радио в самом автобусе при постоянных выкриках комментатора и шумных возгласах пассажиров – испанцы выигрывали и все были счастливы.
Водитель автобуса совершенно неразборчиво объявлял автобусные остановки в этой эйфории  всенародного ликования и я начал опасаться проехать Дению, тем более, что по времени я был где-то близко к концу моей поездки.

Наконец, автобус остановился в темноте на небольшой слабо освещенной площади автовокзала, похожего на Дению, и под крики радио водитель произнес что-то неразборчивое, похожее на Гггаедениа, что я воспринял, как Дения с учетом  разницы произношения на используемых в Испании семи местных диалектах, отличие которых зачастую больше, чем между русским и украинским.
Я выскочил из автобуса, вытащил свой чемодан из полки у днища автобуса, оттащил его в сторону и огляделся.
Площадь была очень похожа на автобусный терминал в Дении, но на ней были устроены небольшие платформы в виде поребриков для автобусов, и пара домов была закрыта строительными лесами.
Я не был в Дении почти полгода и решил, что автобусный терминал начали реконструировать.

В Дении я обычно не брал такси для поездки от автовокзала к своему дому, до которого было менее получаса пешком, а катить чемодан на роликах было не тяжело.
От автовокзала радиально расходились несколько улиц и я всегда ориентировался в нужном мне направлении – девяносто градусов слева от вида на вершину горы Монтго, которая была высотой более 750 м,  и хорошо видна в направлении на юг со всех улиц города.
Но было поздно и темно, моего ориентира – горы Монтно нигде не было видно.
Я прошел на угол улицы и площади и остановился. Прохожих не было, такси на площади тоже, мой автобус уехал дальше по своему маршруту на Бенидорм и далее на Аликанте.

Наконец на углу ултцы появилась пожилая женщина с собачкой на поводке.
В Испании более половины жителей имеют собак, чаще всего небольшого размера типа болонки, таксы или фокстерьера, и всегда гуляют со своими любимцами, тем более для последнего туалета перед сном.
Испанцы вообще очень любят сидеть в уличных кафе за столиками, пить по утрам кофе с круассонами или вечером алкогольные напитки, а собаки при этом лежат под столом и ждут продолжения прогулки.
Иногда все столики такого уличного кафе во второй половине дня бывают почти полностью заняты и все посетители сидят и медленно цедят одно и тоже – пиво, джин-тоник или махито.
Это значит, что в данный день недели хозяин регулярно торгует этими напитками совершенно без наценки, привлекая клиентов низкими ценами.
Такой прием достаточно часто используется для оживления торговли в условиях спада экономики в Европе и привычки испанцев к шумным уличным застольям
В этом случае для собак уже нет места под столом у ног нескольких посетителей и их привязывают у стен домов к водосточным трубам, где они обычно лежат у стен, наблюдая за своими хозяевами.

Но , проходя по улицам городка, надо быть достаточно внимательным и постоянно смотреть себе под ноги на тротуар, где всегда может быть кучка дерьма, оставленного этими любимцами жителей.
Испания – это вам не Германия, где владельцы собак обычно гуляют , имея с собой совочек и небольшой кулечек.
Когда любимец присаживается для совершения большой нужды и его из любви и уважения нельзя тревожить, то немецкий хозяин терпеливо ждет, смотря из вежливости по сторонам, а потом совочком укладывает кучку дерьма в свой кулечек и относит в ближайшую урну для мусора.
В Испании так делать не принято, совочков я никогда не видел, хотя имеются объявления администрации о штрафе 400 евро за оставление на тротуаре первой же кучи собачьего дерьма и 800 евро при повторном нарушении это строгого правила.
Но это, как в России, которая также характеризуется наличием строгих законов и необязательностью их выполнения.
Реально такие нарушения общественного порядка никем не штрафуются.
У полиции есть другие более важные дела – штрафовать автовладельцев за парковку машины в неположенном месте или на больший срок, чем оплачено через автомат, и собственный проезд на обед или сиесту при лихом проезде по улицам на большой скорости под рев сирен для распугивания транспорта и редких прохожих, желающих пройти по переходу.

После этих ,так сказать лирических отступлений, вернемся к женщине с собакой, появившейся в темноте на углу улицы и площади недалеко от меня.
Я ее спросил по английски, в  каком направлении отсюда находится гора Монтго.
В Испании, как и в России, в школе преподают иностранный язык.
Обычно школьники изучают родной язык, как русский в России, но также испанский в соседней провинции и английский.
Необходимость изучения английского возникла еще со времен  общения команд испанских галеонов с англо язычными пиратами, бравшими на абордаж испанские суда для  перегрузки золота и серебра из каравелл в английские трюмы.
Еще до абордажа пираты требовали передать им эти металлы добровольно, но так как испанцы не знали английского языка и не могли выполнить эти требования, то пираты убивали сопротивляющихся, а остальным предоставляли свободу и возможность присоединиться к их веселой компании.
Несмотря на изучение в школах английского, в Испанни очень мало кто даже из официантов в кафе может что то понять по английски.

Но мой вопрос о Монтго эта ночная женщина все же поняла и посмотрела на меня, как на идиота или сумашедшего, но я был счемоданом и вероятно произвел на нее впечатление поддатого туриста или путешественника, так что все же ответила, сказав, что до Монтго километров тридцать.
На это я выразил крайнее удивление.
Тогда она продолжила и сказала, что гора Монтго находится в Дении, а мы с ней сейчас находимся в Гандиа, в 30 км от Дении.
Тут я понял, что вышел из автобуса в другом месте на много раньше, чем требовалось. 
Ехать до Дении прямо до дома пришлось на такси за 60 евро.

Второй раз в Ганди я уже был по делам , но очень короткое время и только заехал на такси с автостанции в нотариальную контору и обратно, но успел сделать заключение, что это не маленький городок, как я мог думать ранее.
На следующий день мне требовалось еще раз посетить нотариальную контору и я решил провести в Ганди весь день, а до этого посмотреть в интернете имеющуюся информацию о городе.

Оказалось, что в Гандии около 80 тыс. жителей – в полтора раза больше, чем в Дении. В городе не много иностранных туристов, так как летом там в основном отдыхают сами испанцы из центра страны. Исходя из этого Гандия связана с Мадридом отдельной веткой железной дороги с сообщением прямым скоростным экспрессом. Как я позже увидел, железная дорога подведена к городу под землей в виде метро, вероятно, чтобы не портить этого старинного города видом и шумом современной цивилизации. К железнодорожному вокзалу и платформам поездов надо спускаться по эскалатору, вход в который вполне разумно расположен на территории автобусного терминала.
В городе имеется музей в замке, который ранее в течение четырех веков принадлежал династии Борджиа, двое из которых в средневековье были Римскими Папами.
Море находится примерно в 10 км от города и на побережье имеются гостиницы и развитая инфраструктура.

Я приехал в Гандию утром и несколько часов бродил по улицам этого прекрасного города.

Город расположен на высоком берегу реки, которая течет к морю.
Вдоль обрывистого берега реки находятся наиболее старые здания города, в том числе резиденция Борджиа. Через реку имеется широкий пешеходный мост, с которого открывается прекрасный вид на историческую старую часть города и виллы на другом берегу реки.
Через весь город к мосту ведет совершенно великолепный бульвар « Германия» с очень широкой  пешеходной частью, выложенной изумительной цветной керамической плиткой с узорами.
По обе стороны пешеходной части высажены роскошные пальмы
Движение транспорта ограничено и происходит только за пределами пешеходной части бульвара.
Название бульвара, вероятно, отражает помощь Германии генералу Франко в гражданской войне середины тридцатых голов прошлого века.

Практически весь центр города является пешеходной зоной, покрыт плиткой с достаточно широкими улицами с оригинальными фонарями типа Малой Садовой в Петербурге.
Здания чаще всего 6-9 этажные достаточно приятной классической архитектуры начала и середины 19-го века наподобие Елисейских полей в центре Париж.
Первые этажи в основном заняты магазинами и кафе.
В исторической части города также сплошные пешеходные зоны, узкие средневековые улицы, несколько средневековых церквей Святой Анны, Клары и Марии, куда ходил молиться сам будущий Римский папа. Эти церкви действуют и сейчас Там же находится замок Борджиа в виде прямоугольника со сторонами 100 на 50 метров и высотой около 10 м в виде сплошной каменной стены с окнами только вглубь застройки.

Море находится примерно в 10 км от города.
Берег застроен 9-12- этажными зданиями классической архитектуры, которая не раздражает взгляд жителя Петербурга в отличии от высоток Бенидорма.
Застройка образует прямую линию вдоль берега моря и отделена от пляжа очень широкой набережной для променада. Между зданиями и набережной сооружена широкая дорога с раздельными полосами движения, что очень напоминает набережную в Тель-Авиве.
Очень длинный песчаный пляж шириной порядка сто метров вдоль прямой линии моря, обращенный точно на юг. Более шикарного пляжа я не видел даже в Австралии на берегу Тихого океана.

Теперь о замке Борджиа и этом семействе.

Вкратце это следующая история.
Дворец Дюкал, построенный в виде замка в городе Гандия, был куплен семьей  Борджия у католика короля Арагона Фердинанда в 1485 году.
Покупателем дворца был Римский папа Александр VI из рода Борджиа.
Владельцы замка получали звание Герцога Гандиа и дворец оставался во владении семьи Борджиа до смерти одиннадцатого Герцога Гандиа в середине семнадцатого века, так как после него не осталось прямых наследников.
После этого замком владели различные собственники, а затем в течение почти столетия законных владельцев не было, и в 1890 году замок был приобретен Орденом Иезуитов и остается резиденцией Ордена до сих пор.
Там действует школа Ордена.
В замке в 1510 году родился Францис Борджиа, четвертый Герцог Гандиа и третий генерал всего Ордена Иезуитов, который умер в 1572 году, а в 1670 году он был канонизирован в Риме , то есть причислен Католической церковью к лику святых.

В настоящее время дворец реставрируется снаружи, а внутри реставрация закончена.
Вход в замок был один через арку, закрытую массивными металлическими воротами.
На первом этаже дворца имеются пять больших залов, где хранилось оружие, доспехи и находилась охрана замка и служебные помещения.
На главном этаже вдоль всех стен внутри идет крытая галерея, по которой можно было гулять, не выходя из дворца, и любоваться садом внутри мощных стен.
На террасу выходят окна из помещений главного этажа.
Всего имеется семнадцать помещений различного размера, в том числе два молельных зала, несколько приемных, парадных и обеденных зала, кабинет Герцога.
Полы во всех помещениях покрыты цветной керамической плиткой производства 15-го века, образующей декоративные узоры.
На стенах размещены копии картин средневековых художников, изображающих Герцогов, Римских пап и св. Франсиса Борджиа.
Интерьера практически не сохранилось.
Только в одной комнате площадью порядка 15 кв.м неизвестного назначения имеется полутораспальная довольно короткая кровать для человека небольшого роста, накрытая темным покрывалом. Внутри этой комнате имеется дверь, вероятно, в туалет, которую не удалось открыть.

Подробности о семье Борджиа были заимствованы из интернета и представляют большой интерес.

Странное и в то же время изумительное семейство Борджиа. Одиннадцать кардиналов Римско-католической церкви. Три папы римских. Королева Англии. Святой. Семья с древними корнями, берущими начало в Испании четырнадцатого века, оставила свой след в средневековой Италии, Испании и Франции. Их правление сопровождалось алчностью, убийствами и кровосмешением. И, по иронии судьбы, набожностью.
Таково наследие Борджиа, которые возвысились в один из самых примечательных периодов итальянской истории и стали лидирующей силой в эпоху Возрождения, в течение пятидесяти с лишним лет деля власть и устраивая интриги. Результаты их присутствия у власти государство и церковь ощущали еще в течение двух последующих столетий.
Среди прочих членов этой печально известной семьи лишь четверо особо выделились своей злобой и жадностью. Двое из них – папы римские, Каликст III (Альфонсо ди Борджиа) и Александр VI (Родриго Борджиа). Чезаре Борджиа, одно время служивший кардиналом, был возведен на эту должность своим отцом Александром VI. Впоследствии, оставив священнослужение, Чезаре «прославился» как беспощадный и кровавый герцог. Четвертой в этом списке идет его родная сестра Лукреция, ставшая олицетворением женского коварства.
Безусловно, остальные члены семейства тоже внесли весомый вклад в историю Европы, однако именно благодаря этой четверке фамилия Борджиа приобрела всемирную известность. Они были очаровательны, прекрасны и аморальны одновременно. Подобно мафиозным донам, они стали предметом восхищения, поклонения и романтизации у потомков. Распространяя при этом безумный страх среди современников.
Вот как описывал Андреа Боккаччо свою встречу с Чезаре Борджиа, который на тот момент был еще священником, готовящимся принять сан кардинала: «Вчера я встретился с Чезаре в одном из домов Трастевере (район Рима на западном берегу Тибра). Он как раз собрался на охоту, экстравагантно вырядившись в шелка, но при этом вооруженный до зубов. О его должности священнослужителя напоминала лишь небольшая тонзура. Нам было по пути, и мы разговорились, в том числе о личном. Чезаре держит себя как принц, с ним приятно общаться, он искусный собеседник и обладает мощным аналитическим умом. Меня поразили его жизнерадостность и жизнелюбие».
В отличие от Калигулы, испытывавшего удовольствие от кровопролития, или Нерона и его предшественников, убивавших ради политической выгоды, Борджиа уничтожали людей еще и ради богатства. Их можно, без сомнения, назвать первой криминальной семьей, созданной и призванной для свершения дел преступных и аморальных. Их связывали меж собой не кровавые ритуалы, правила или клятвы, но генетика.
«Борджиа: папы римские»
Кто были эти люди? Откуда они взялись и как пришли к власти? Династия Борджиа корнями уходит в Испанию, в конец четырнадцатого века, когда это знатное семейство именовалось Борха. Два брата, Доминго де Борха и  Родриго де Борха, стали родоначальниками линии, которая впоследствии преобразуется в итальянскую династию Борджиа.
История начинается с дочери Доминго, Изабеллы, а точнее - ее брата, Алонсо Борха, больше известного как Альфонсо ди Борджиа или папа римский Каликст III. С него стартует рассказ о страстях, алчности и жажде власти, всю дорогу сопровождавших клан Борджиа.
Каликст III (1378–1458, папа римский с 1455 по 1458 год)
Первому испанскому папе, Каликсту III, было семьдесят семь, когда он принял сан в 1455 году, получив эту должность после долгих прений и вынужденного компромисса. Дряхлый старик, страдающий подагрой, казалось, должен был стать временным и потому терпимым решением. Он пробыл на папском троне всего лишь три года, но успел за это время выдвинуть в кардиналы двух своих племянников. Один из них, Родриго, впоследствии станет вторым и последним папой с испанскими корнями, знаменитым Александром VI.
Каликст III, урожденный Алонсо Борха (Альфонсо ди Борджиа), был кардиналом в Валенсии, когда в 1429 году папа Мартин V назначил его епископом. Кардиналу Альфонсо удалось убедить французского антипапу, Климента VIII, чтобы тот перешел под юрисдикцию Мартина V. За свои заслуги Альфонсо должным образом вознаградили, ибо его стараниями (в том числе) закончилась Великая Схизма (он же Великий западный раскол) римской католической церкви, когда на папский трон претендовали сразу двое, один в Риме, а другой во Франции.
Став папой, Каликст незамедлительно организовал крестовый поход, дабы освободить Константинополь из-под гнета турков. Чтобы оплатить сие затратное мероприятие, он проявил недюжинные торгашеские способности, реализуя ценные книги и произведения искусства из золота и серебра, осуществляя индульгенции (отпущение грехов) за плату и увеличивая налоговое бремя. Тем не менее большинство христианских правителей Европы остались равнодушны к его чаяниям, отказываясь проявлять инициативу и оказывать поддержку. Европейские короли были не против крестового похода как такового, но снабжать его материальными и человеческими ресурсами явно не торопились.
Более того, жесткие методы Каликста по отбору денег у населения, его самонадеянное кумовство и резкие высказывания против иудеев вскоре стали причиной формирования оппозиции на территориях Франции, Германии и даже его родной Испании. После его смерти итальянцы двинулись войной против испанских генералов и чиновников Каликста, и те спешно покинули Рим, опасаясь за собственные жизни. В народе выходцев из Испании презрительно обзывали каталонцами. Единственным, кому удалось избежать постыдной участи беглеца, стал сообразительный кардинал, племянник Каликста, Родриго Борджиа.
Помимо того, что Каликст формально подготовил к папству своего родича Родриго, он также запомнился оправдательным процессом Жанны Д’Арк, благодаря которому было частично восстановлено доброе имя «Орлеанской девы».
По иронии судьбы, Каликст III скончался 6 августа, в так называемый праздник Преображения Господня, созданный им самим в честь разгрома турецких войск под Белградом 6 августа 1456 года. Данный праздник до сих пор считается обязательным торжеством в современном западном католическом сообществе. Самого папу похоронили в испанской церкви в Риме.
И хотя Каликст не был убийцей, его правление характеризовалось политическим произволом и алчностью, которые его потомки из рода Борджиа впоследствии поставили во главу угла.
Александр VI (1431–1503, папа римский с 1492 по 1503 год)
Александр – самый печально известный папа римский за всю историю. Годы его папства описываются историками как период непотизма (кумовства), непомерной жадности, беспощадности, убийств и необузданной распущенности. Он является ключевой фигурой в рассказе о расцвете клана Борджиа, олицетворением зла и посредником в делах его знаменитых детей, Чезаре и Лукреции.

Второй по счету и последний в истории испанский папа, он буквально купил себе данную должность при помощи многочисленных взяток. Подобное избрание называется симоническим (от иудейского волхва Симона, пытавшегося выкупить у святого Петра чудодейственные возможности) и легко осуществилось благодаря алчности шестнадцати из двадцати двух кардиналов, принимавших участие в выборе нового папы.
Родриго Борджиа родился в испанской Валенсии. Его родной дядя, папа римский Каликст III, сделал его в двадцать пять лет кардиналом (1456), а затем и вице-канцлером Святого престола (1457). Пребывая в данной должности, Родриго сумел ощутимо разбогатеть и вел весьма неразборчивый образ жизни. Пий II, сменивший на посту Каликста и продолживший помогать Родриго взбираться вверх по лестнице церковной иерархии, вынужден был предупредить молодого кардинала отказаться от своих привычек и сексуальных оргий. По его словам, такое поведение было неподобающим.
В молодости Родриго был высоким, статным красавцем. Сигизмондо де Конти описывает его как здорового, сильного мужчину с резким взглядом, дружелюбного и невероятно успешного во всём, что касалось денег. Его рост, цветущий внешний вид, темные глаза и умение убеждать очаровывали многих. Тем не менее с началом седьмого десятка и своего папства Родриго утратил свою мужскую привлекательность. На паре его изображений того периода «красуется» лысый и тучный священник, преклоняющий колени перед Гробом Господним.
Будучи кардиналом, он взял себе в любовницы Ванноццу де Катанеи, которая родила ему четверых детей, включая сына Чезаре (1475) и дочь Лукрецию (1480). К тому времени как в 1492 году он стал папой (римским), Родриго бросил Ванноццу и заимел пассию помоложе в лице Джулии Фарнезе, которая считается матерью двух, а может и трех его отпрысков. Нужно добавить, что и до знакомства с Ванноццой Родриго успел обзавестись парой детей, однако имена их матерей канули в Лету.
Когда 25 июля 1492 года скончался Иннокентий VIII, вокруг следующей кандидатуры развернулись масштабные политические дрязги. Борьба была жесткой, однако после итогового подсчета голосов победа таки досталась Родриго Борджиа, сумевшему выкупить голос почти недееспособного кардинала 96 лет от роду. Одним из шести кардиналов, с которыми Родриго так и не смог «договориться», был Джулиано делла Ровере. Ему была уготована участь стать кровным врагом клана Борджиа, а впоследствии и папой Юлием II, вошедшим в историю как папа-меценат (он щедро поддерживал Микеланджело) и «воинственный» папа (за череду кровопролитных войн, в ряде которых он принимал участие лично, сражаясь в первых рядах).
Во время церемонии освящения в папство под именем Александр VI Родриго должен был также пройти унизительную, но необходимую процедуру верификации на «мужественность». Данная процедура появилась в списке обязательных мероприятий после скандальной истории с Иоанном VIII (папесса Иоанна), который якобы был на самом деле женщиной. Для Родриго, плодовитого отца, сия проверка была втройне оскорбительной, однако он был вынужден подчиниться.
Родриго, ставший Александром VI, усвоил урок своего предшественника Иннокентия VIII, который открыто признал существование своих внебрачных детей и публично раздавал им титулы, должности и прочие материальные блага. Родриго данным прецедентом воспользовался по полной.
Первые решения нового папы касались укрепления папской Курии и запрета симонии (благодаря которой, собственно, он и получил верховный церковный пост). Затем же Александр VI сфокусировался на задачах более личных. Другими словами, он начал богатеть, бегать за юбками и способствовать возвышению членов своей семьи. В этих делах Родриго намного опередил своего предшественника. Он провозгласил кардиналом своего восемнадцатилетнего сына Чезаре, так же как и своего младшего сына, Алессандро Фарнезе. Он трижды обустраивал личную жизнь своей дочери Лукреции, сначала умело аннулировав ее первый брак, а позднее, не без помощи Чезаре, сделав ее вдовой после второго. Более того, Лукреция, в отсутствие Родриго, частенько правила папствоимеется много информации и скандальных слуховм.
Относительно дочери папы Лукреции имеется много информации и скандальных слухов.
Во многих произведениях искусства, романах и фильмах дочь папы Лукреция предстаёт как одно из главных орудий политики насилия своего отца и брата.
Её выдавали замуж за представителей влиятельных фамилий Европы, а затем убивали её мужей ради новых связей и владений. Лукреция трижды была замужем: Джованни Сфорца (герцог Пезаро), Альфонсо Арагонский(Герцог Бишелье) и Альфонсо д'Эсте (Принц Феррарский). Второй муж Лукреции Альфонсо Арагонский, незаконнорожденный сын короля Неаполя, был убит по приказу Чезаре Борджиа после того, как перестал быть полезен их семейству.
Нет достоверно известных портретов Лукреции. В Мельбурне хранится портрет молодой женщины, приписываемый[кем?] феррарскому придворному художнику Доссо Досси. В ноябре 2008 года австралийские газеты опубликовали новые данные о том, что изображённая на портрете женщина — это Лукреция Борджиа. Однако специалистами личность изображённой по-прежнему ставится под сомнение[3]. Это касается всех изображений, выдаваемых за прижизненные портреты Лукреции.
На большинстве предполагаемых портретов она изображается как молодая девушка со светлыми волосами, ниспадающими на грудь, светло-карими глазами, полной, высокой грудью — олицетворением тогдашних понятий красоты и изысканности.
К 13 годам Лукреция была обручена дважды, но эти две помолвки не были доведены до свадьбы по воле папы. Став папой (1492), Родриго Борджиа выдал дочь замуж за Джованни Сфорца из династии Сфорца, в видах политического союза с наиболее сильной и богатой семьей в Милане.
Вскоре папа решил, что ему нужны новые политические союзы, более выгодные для семьи Борджиа, и решил устранить Джованни. Общепризнанная версия заключается в том, что Лукреция предупредила Джованни о том, что его хотят убить. Джованни в спешке покинул Рим. Возможно, приказ об убийстве Джованни был лишь слухом — целью которого было заставить Джованни бежать. Новый претендент был уже подобран. Оставалось лишь убрать с пути Джованни Сфорца.
Папа убедил дядю Джованни, кардинала Асканио Сфорца, в необходимости согласия на развод. Джованни же отказался от развода и обвинил Лукрецию в отцовском и братском инцесте. Схема аргументации, выдвинутая папой-тестем, состояла в том, что брак не был консуммирован, то есть между супругами не было сексуальных отношений. Это, согласно средневековому праву, было достаточным поводом для развода. В случае отказа зятя папа мог расторгнуть брак своею властью, тогда семейство Борджиа потребовало бы назад приданое Лукреции. Семейство Сфорца потребовало от Джованни принять условия Борджиа, грозя в противном случае лишить его своей защиты. Лишённый выбора Джованни подписал документы о своём сексуальном бессилии при свидетелях, и брак официально потерял силу.
Появление слухов об инцесте между Лукрецией Борджиа и её отцом приписывается[кем?] Джованни Сфорца. Он утверждал, что римский папа расторг брак своей красавицы дочери, желая оставить её для себя.
В период затянувшегося развода с Джованни, а также многочисленных обсуждений, сплетен и слухов на эту тему, Лукреция под присягой свидетельствовала на папской комиссии, что к ней не прикасался ни один мужчина. Между тем, в этот период Лукреция уже ждала ребёнка. «Девственница» — гласило заключение комиссии. Беременность незамужней женщины, признанной девственной, стала достоянием молвы, не считавшей, что она произошла от Святого духа, а скорее от Святого отца, а именно — её собственного. Народ упрекал дочь папы и его самого в крайне непристойном поведении. Чтобы заглушить молву, Лукреция уехала из Рима и на всём протяжении беременности оставалась в монастыре Сан-Систо. Ребёнок родился втайне в 1498 году перед заключением брака с Альфонсо Арагонским и был назван Джованни Борджиа, то есть несмотря на тайну, получил фамилию папы и его дочери. В 1501 году были выпущены две папские буллы в отношении этого младенца. Одна называла отцом ребёнка Чезаре, до его вступления в брак. Вторая булла называла отцом самого Александра VI. Две буллы противоречат друг другу. Лукреция не упоминалась нигде. Это было сделано для сокрытия факта отсутствия девственности, официально признанной папской комиссией.
Вторая булла сохранялась в тайне долгое время. В 1502 году Джованни Борджиа стал герцогом Камерино — одной из территорий, завоёванных Чезаре для папы. Через некоторое время после смерти Александра VI Джованни переехал к Лукреции в Феррару, где был принят в качестве единокровного брата своей матери[4].
Ещё одна версия говорит о том, что Лукреция, возможно, имела интимные отношения с камерарием папы — Педро Кальдероном по прозвищу Перотто, который служил посыльным между отцом и дочерью. Результатом этой связи явилась беременность.
Исторические хроники утверждают, что Чезаре зарезал Перотто прямо в папских покоях. Узнав об их связи и обнажив меч, он гнался за Перотто по залам дворца. Когда несчастный добежал до папы и тот раскрыл объятия, чтобы принять в них своего слугу, Чезаре сделал выпад — и мантия Александра VI обагрилась кровью.
Лукрецию выдали замуж за Альфонсо, герцога Бишелье и принца Салерно — внебрачного сына Альфонсо II, короля Неаполя. Лукреция стала владелицей состояния, которому могла позавидовать половина принцесс Европы.
Внешность и характер Альфонсо вначале понравились Чезаре, но затем вызвали в нём зависть, ненависть и ревность, так как Лукреция, счастливая в браке, уделяла мужу всё больше внимания, отдаляясь от брата. Чезаре и папа решили, что их интересы вновь требуют свободы Лукреции.
Приглашённый в Рим на устроенный папой Александром пышный Юбилей 1500-летия Иисуса Христа, в ночь на 2 января 1500 года, на площади Св. Петра, герцог подвергся нападению четырёх замаскированных убийц, которые нанесли ему пять ударов кинжалом. Альфонсо был ранен в шею, руку и бедро, но остался в живых — его спасла подоспевшая стража. Лукреция целый месяц преданно выхаживала мужа. Приближенные Альфонсо узнали, что виновник покушения Чезаре, и решили отомстить ему, подстрелив из арбалета, однако это покушение прошло безуспешно.
В конце концов герцог был задушен в собственной постели. Его похоронили тайно, без мессы и отпевания. От удушенного мужа у Лукреции остался годовалый сын Родриго Арагонский. Этот ребёнок умрёт в 1512 году в возрасте 13 лет, не оставив заметного следа в жизни матери.
После убийства второго мужа Лукреции, папа Александр VI устроил третий брак своей дочери. Её выдали замуж заАльфонсо д'Эсте, принца Феррары. В этом браке она родила нескольких детей, ведя жизнь респектабельной княгини. Новый муж внимательно следил за своей женой. Она жила безвыездно в герцогском дворце, но молва всё же приписывает «кровавой Лукреции» несколько преступлений[каких?]. Достоверно известно[откуда?], что к новому мужу она была безразлична и что сохранила свою красоту.
«Она среднего роста, с тонкими чертами, немного удлиненным лицом, у неё слегка вытянутый нос, золотые волосы, рот крупноват, сверкающие белые зубы; грудь белая и гладкая, но достаточно пышная. Все её существо проникнуто добродушием и веселостью»,
 — писал один из очевидцев приезда Лукреции в Феррару.
Известно также[], что интереса к жизни Лукреция не потеряла — замок герцога д’Эсте быстро стал одним из блистательных дворов Европы. Она щедро поощряла деятелей искусства, особенно художников, отдавая предпочтение религиозным темам. Страшная слава семейства Борджиа и самой Лукреции пугала немногих — в её доме бывал живописец Лоренцо Лотто, написавший портрет хозяйки (видимо, не сохранившийся), поэты Никколо да Корреджо и Пьетро Бембо, с которым, по всей вероятности[источник не указан 116 дней] у неё был роман. Лудовико Ариосто посвятил ей хвалебную октаву в своей поэме «Неистовый Роланд». Ей удалось удержаться на итальянском политическом горизонте даже после смерти отца и брата. Сестра Альфонсо Изабелла д'Эсте весьма прохладно относилась к невестке по причине многолетней связи последней с мужем первой Франческо Гонзага, маркизом Мантуи. Сохранилась[где?] переписка Лукреции и Франческо. Этот роман прервался, когда бисексуал Франческо заболел сифилисом.
Лукреция была матерью 7 или 8 детей, в том числе
 Джованни Борджиа, infans Romanus («Римский инфант», ок. 1498—1548). Родился накануне второго брака Лукреции. Отец Лукреции( папа Александр VI ) назвал его в папской булле своим сыном от неизвестной женщины. По другой версии Лукреция родила его от слуги Перотто, который будет упомянут далее, и последняя Мария Изабелла д’Эсте (родилась и умерла 14 июня 1519).
Через 10 дней после родов Лукреция умерла.
Перед смертью Лукреция стала очень набожной. Вместо роскошных нарядов носила власяницу, проводила много времени в храме. Она произвела опись имущества и драгоценностей (нашлось 3770 украшений) и, отписав обширные дары многим церквям, постриглась в монахини францисканского братства. Перед смертью же просила, чтобы не был забыт её цветник из амарантов, посаженных в память убиенных мужчин в её жизни. Древние считали амарант символом бессмертия.
Весной 1519 года Лукреция почти не вставала с постели: последняя беременность истощила её. Врачи решили вызвать досрочные роды, но у роженицы начались самопроизвольные схватки. На свет появилась недоношенная девочка, умершая в тот же день. Не удалось спасти и мать. 24 июня 1519 года Лукреция Борджиа умерла в возрасте 39 лет от родильной горячки . Её отпевал придворный кардинал мужа, герцога Альфонсо д’Эсте.
Многие века циркулируют слухи о кровосмешении, отравлениях и убийствах в семействе Борджиа.
Ходят также слухи, что Лукреция имела набор полых колец, где хранился яд, чтобы незаметно отравлять пищу.
Виктор Гюго написал пьесу «Лукреция Борджиа» (1833), в которой описывается жизнь Дженнаро, сынаЛукреции. Его отцом был брат Лукреции Джованни, убитый Чезаре из ревности, и Лукреция, опасаясь, что последний расправится также и со своим незаконнорожденным племянником, распорядилась, чтобы ребёнка растили вдали от общества. Годы спустя жизнь сводит мать и сына, причём последний, не подозревая о кровных узах с герцогиней принимает её внимание за влюбленность. Друзья Дженнаро становятся помехой их отношениям, и тогда Лукреция обманом заманивает их на пир, где угощает отравленными яствами.
Дженнаро, также приглашённый на пир, становится жертвой отравления. Узнав правду, он отказывается принять противоядие и перед смертью убивает свою мать.

Обустраивая браки своих детей, Александр VI заключал взаимовыгодные союзы. Примером может служить брак Лукреции с Джованни Сфорца, внебрачным сыном Констанцо Сфорца, кузена могущественного кардинала Асканио Сфорца. Таким образом, Родриго сумел наладить связь с миланской церковной фракцией. Он укрепил свой союз с королевством Арагон и Неаполем, поженив в 1494 году своего младшего сына Джоффре на Санче Арагонской, которая, будучи на три года старше тринадцатилетнего Джоффре, вскоре предпочтет ему более мужественных Чезаре и Джованни.
В 1493 году Александр VI попытался разделить сферы влияния испанской и португальской сторон в Новом Свете, однако его уличили в явном пособничестве родной Испании. Он же «прославился» в 1498 году пытками и казнью знаменитого флорентийского проповедника Джироламо Савонарола, который имел наглость осуждать коррупцию в папстве и взывать к свержению Александра.
К началу шестнадцатого века поведение Александра, при растущем влиянии Чезаре, становилось все более вызывающим. Сыном и отцом правили распущенность и страсть к убийствам.
Вскоре после своей одиннадцатой годовщины в должности папы, в августе 1503 года, Александр серьезно заболел. Та же участь постигла и Чезаре, и по Риму поползли слухи, которые многие историки склонны считать правдивыми. Дело в том, что незадолго до этого Александр и Чезаре ужинали на вилле кардинала Адриана Корнето. Считалось, что Корнето был следующим в списке потенциальных жертв отца и сына Борджиа. Сам Корнето тоже не сомневался, что его вино приправлено ядом, поэтому незаметно обменялся бокалами с сидящим рядом Чезаре. Ничего не подозревавшие Александр и Чезаре обильно отужинали, после чего оба почувствовали себя нехорошо. Более молодой Чезаре оправился через несколько дней, а его отец, будучи в возрасте, с заразой справиться не смог и скончался в возрасте семидесяти семи лет.
Бурхард, верный слуга, ведший дневник, отметил, что люди Чезаре незамедлительно отправились в Ватикан и постарались унести столько сокровищ, сколько им позволили физические силы и возможности. Причем сей акт вопиющего вандализма произошел еще при живом, цеплявшемся за жизнь понтифике. Даже личные апартаменты Александра были нагло разграблены. После того как Бурхард подготовил тело к погребению, дворцовая стража удалила из комнаты священников, охранявших останки Александра от возможных посягательств со стороны раздраженной римской челяди. Тело перевезли в небольшую часовню, где и оставили без присмотра медленно гнить под гнетом необычайно влажного для Рима августа.
По возвращении Бурхард отметил, что тело сильно разбухло и изменилось в цвете, причем до такой степени, что уже не входило в гроб. Слугам пришлось снять с Александра митру и буквально запихать его в ящик.
«Так умер папа Александр VI, на вершине своей славы и могущества... В нем сочетались в полной мере все недостатки телесные и духовные. Не было в нем ни религии, ни обычая держать свое слово. Он щедро раздавал обещания, но выполнял из них лишь те, что приносили ему выгоду. Ему было плевать на правосудие, и Рим тогда наводнили воры и убийцы. Тем не менее его грехам не нашлось наказания в этом мире. До самых последних дней своих он жил припеваючи и процветал. Говоря кратко, он был самым злым и самым удачливым папой за всю историю римской католической церкви» (Франческо Гвиччардини, итальянский мыслитель и историк эпохи Возрождения).
Мощь и сила, которыми обладал Александр, особенно стали понятны современникам, когда его империя начала постепенно рушиться с приходом Чезаре Борджиа. Юлий II, сменивший Александра, был одним из тех немногих кардиналов, которых ему не удалось подкупить, и, само собой, он был ярым противником семейства Борджиа.
И всё же по сравнению с беспощадным Чезаре Александр оказался вполне терпимым и даже мягким понтификом.
Семья Борджиа осталась в истории олицетворением алчной жестокости, превратившей церковную политику в серию предательских убийств, и запятнавшую папский престол безудержным развратом и кровосмешением.
В этих оценках, основанных на слухах, естественно, много фантазий и преувеличений.
Но нарушение Папами, кардиналами и священнослужителями Римской католической Церкви обета безбрачия (целибат) было широко распространено в средние века.
Эта норма жизни была введена в 1139 году на втором Латеранском соборе вскоре после разделения христианства на Восточную часть со столицей в Константинополе и Западную со столицей в Риме.
Глава Восточной конфессии константинопольский Патриарх православной христианской церкви находился в зависимости от Императора, а глава Западной конфессии Римский Папа имел полную независимость, являлся главой государства и оказывал существенное влияние на политическую жизнь всей Европы, а также личную жизнь ее правителей, посвящая их на престол и разрешая семейные проблемы- разводы и повторные браки.
В православной церкви не было принято безбрачие священнослужителей, а целесообразность его принятие в Римской католической церкви далеко не однозначна. С одной стороны это обеспечивает концентрацию священнослужителей на духовных ценностях христианства, а с другой стороны- противоречит человеческой природе – инстинкту продолжения человеческого рода.
В настоящее время имеется много обращений к Папе Римскому от подруг священнослужителей и монахов с просьбой отменить это правило церковной жизни.
Тем не менее, Римский Папа Александр VI является явно отрицательной фигурой в мировой истории и истории Римской католической церкви.
В этой связи достаточно странно видеть на одной из центральных площадей города Гандиа стилизованные, но достаточно реалистичные памятники ему, святому Франсису, а также женщине, кажется, Лукреции Борджиа, то есть трем известным фигурам в мировой истории.
Если исходить из этого принципа известности, то вполне оправданным может быть открытие памятников Адольфу Гитлеру в Германии и Торквемаде в Испании.
Кстати, улица Торквемады имеется недалеко от центра Дении, чему можно крайне удивляться, так как Великий Инквизитор добился изгнания евреев (1492)и мавров (1503, уже после своей смерти в 1498 году) с  территории Испании и ввел сожжение иноверцев, отказывающихся принять католицизм, или скрыто соблюдающих правила иудаизма.

Любопытно отметить, что сам Томас Торквемада происходил из семьи крещых евреев (называемых маранами, в переводе свиньями со старо испанского языка), которыми были его дед и бабушка, а отец был убежденным католиком и дал сыну хорошее теологическое образование. Томас был хорошим оратором на религиозных диспутах, что при  его аскетизме и религиозной фанатичности позволило ему достичь положения Приора Ордена Доминиканцев и стать духовником Изабеллы, а потом помочь ей получить престол Королевы Кастилии и вступить в брак с Фердинандом, королем Арагона. Это и привело к образованию государства Испании.
По настоянию Торквемады испанские короли - супруги Фердинанд и Изабелла в 1492 году издали указ, по которому вынудили эмигрировать  около 200 тыс. евреев при разрешении вывезти с собой личное имущество, в которое по королевским указам не включался скот, лошади, оружие, золото и прочие драгоценности. Милостиво разрешалось взять с собой продукты питания, постельные принадлежности, обувь и одежду.
Это был исход, как из Египта, когда Моисей убедил и принудил Фараона отпустить евреев, и после разрушения Иерусалима войсками Тита , подавившего восстание в Израиле.
Основной поток беженцев направился на восток в Турцию, так как турецкий Султан Баязет выразил согласие принять их на своей территории и не ограничивать исповедование любой религии, так как считал, что это только обогатит его страну и ослабит его врага- Испанию.
Часть беженцев эмигрировала в Нидерланды, где также была религиозная терпимость. Во Франции эмигранты облагались жестокими налогами.
События в средневековой Испании были  аналогичны холокосту во времена гитлеровской Германии.
Римская католическая церковь и Папа Александр VI, избранный к власти в том же 1492 году, не считали нужным оказать влияние на Торквемаду и королей Испании для недопущения этих бесчеловечных решений. Папа был занят упрочением своей власти и расстановке своих родственников по теплым местам, и не ограничил фанатическую активность Торквемады, который в 1483 году по рекомендации испанских королей был назначен Папой Сикстом IV Великим Инквизитором Испаниис иноверцами.
Испания погрузилась во тьму религиозного фанатизма.
В стране запылали костры, на которых сжигали еретиков и иноверцев.
По оценкам историков в стране было сожжено порядка 10 тыс. еретиков и около 27 тыс. подвергнуто пыткам.
Святая инквизиция в Испании была ликвидирована только в начале 19-го века по указу Наполеона Бонопарта, войска которого оккупировали страну в ходе военных действий.
Изгнание из страны большого количества евреев, занятых в торговле и в финансовом секторе , а затем и мавров, занимавшихся земледелием с производством сельскохозяйственных продуктов на юге Пиренейского полуострова,  сначала обогатило королевскую казну ввиду экспроприации собственности эмигрантов, но затем  привело к началу экономического коллапса ввиду резкого падения экономической активности в стране.
Его удалось ликвидировать только за счет открытия Колумбом Америки, куда его каравеллы отплыли в те же дни 1492 года, когда начала массовой эмиграции евреев.
Поток золота в Испанию из Нового Света обогатил страну и снял остроту  возникших экономических проблем.
Но Испания навсегда осталась на задворках Европы ввиду отсутствия необходимости активной хозяйственной деятельности.

Однако, вернемся к династии испанских Борджиа.
Четвертый Герцог Гандиа – Френсис много сделал, чтобы искупить грехи своих предков.
Его жизнь и деятельность характеризуется следующим образом.
Франческо Борджиа де Кандия д'Арагон родился " в Герцогстве Гандии, Валенсии 28 октября 1510.
Он был сыном Хуана де Борджиа, третьего Герцога Гандии и Хоаны Арагонской, дочери Альфонсо Арагонского, архиепископа Сарагосы, который, в свою очередь, был незаконным сыном Фердинанда католического (Король Фердинанд II Арагона) и его любовница Альдонса Руис де Иборра y Alemany.
Фрэнсис был также правнуком по отцовской линии Папы Римского Александра VI.
Хотя ребенком он был очень набожным и желал стать монахом, его семья послала его вместо этого в суд Святого римского Императора Чарльза V. Он отличился там, сопровождая Императора на нескольких кампаниях и бракосочетался в Мадриде в сентябре 1526 с португальской дворянкой Элеаноой де Кастро Мело e Менезеш,с которой у него было восемь детей.
В 1539, он сопровождал тело Императрицы Изабеллы Португальской к месту ее погребения в Гранаде.
Несмотря на то, что он был довольно молодым человеком, он был назначен управлял областью Каталония и справился с этой работой с большой эффективностью. Однако, его подлинные интересы, однако, были в другой области.
Когда умер его отец, он, как новый Герцог Гандии удалился к своему родному месту и вел со своей женой и семьей жизнь, полностью посвященную Иисусу Христу и Католической церкви.
В 1546 его жена Элинора умерла, и Фрэнсис решил вступить в недавно сформированный Орден Иезуитов. Он привел в порядок свои дела, отказался от своего титула в пользу старшего сына Карлоса, и стал Иезуитским священником.
Ввиду его высокого происхождения, больших способностей и известности во всей Европы, ему сразу же предложили должность кардинала.  Однако, он отказался, предпочитая жизнь странствующего проповедника. Друзья убедили его принять на себя роль лидера Ордена, так как он вполне соответствовал такому предназначению: в 1554 он стал главным комиссаром Иезуитов в Испании; а в 1565 третьим генералом Ордена после его основания Игнатием Лойолой.
Его успехи на этом посту заставили историков оценивать Фрэнсиса как самого великого Генерала Ордена после Игнатия Лойолы.
Он основал Коллегию Romanum, которая должна была стать Грегорианским университетом. Затем он организовал направление многочисленных  миссионеров в отдаленные уголки земного шара, в том числе для распространения христианства в Латинской Америке и Океании и полностью контролировал миссионерскую деятельность.. Его мудрые советы обеспечивали влияние христианской нравственности на политику королей и Римских Пап.
Несмотря на огромную организационную работу, Фрэнсис вел скромную праведную жизнь, и был высоко оценен Католической Церковью как святой.
Фрэнсис Борджиа умер 30 сентября 1572 в Риме и был канонизирован как святой через сто лет после свлей смерти 20 июня 1670 Папой Римским Клементом X.
Таким образом, Орден Иезуитов имел все основания выбрать себе резиденцию во дворце в Гандиа, где жил святой Фрэнсис Борджиа.


Рецензии
Это интересно. Всегда считал, что Борджиа - итальянцы.

Алексей Курганов   25.12.2013 02:12     Заявить о нарушении