Действие греховной природы в жизни человека

В статье использованы отрывки из работы Гурджиева об октавах в нашей жизни, что удивительным образом совпало с моими личными переживаниями и пониманием причин искажённости нашего восприятия окружающей действительности. 


1.Мало кто из людей осознаёт как грех (греховная природа или врождённая двойственность) действует в их жизни, потому что для наблюдения за этими явлениями человек должен обладать возможностью одновременного присутствия внутри своего сознания и вне него. Достигнув такого состояния своего бытия-сознания, человек может созерцать явления, происходящие внутри него как явления, происходящие вне него тем самым получая возможность контроля над ними. Именно этот процесс и называется в Писании процессом разделения души и духа процессом делающим бытие-сознание человека по-настоящему бесконечным.

2.Любое развитие событий  в нашем мире происходит не по прямой, а осуществляется по закону октав, согласно которому наше сознание развивается чередованием сознательных и бессознательных состояний. Из-за того что люди оказываются неспособными контролировать в себе это чередование они двигаясь в одном направлении часто неосознанно приходят к результатам противоположным тем которые предполагалось достичь ими в начале пути. Таким образом, закон октав в нашем мире является проявлением действия закона греха и в жизни любого человека находящегося под его влиянием это проявляется так, как например, описывает это профессор Успенский. 

3."Такой ход событий, т.е. перемену направления, можно наблюдать во всём. После периода энергичной деятельности, или сильной эмоции, или правильного понимания, наступает реакция; работа становится нудной и утомительной: в чувство вкрадываются элементы усталости и безразличия; вместо правильного мышления начинаются поиски компромиссов, подавление трудных проблем или бегство от них. Но линия продолжает развиваться, хотя уже и не в том направлении, что вначале. Работа становится механической, чувство ослабевает, снижается до уровня обыденных событий, мысль становится догматической, буквальной. Так продолжается некоторое время, затем опять наступает реакция, происходит остановка и новое отклонение. Развитие силы может продолжаться, а работа, начатая с великим рвением и энтузиазмом, становится обязательной и бесполезной формальностью; в чувство входит множество посторонних элементов: беспокойство, утомление, раздражение, враждебность; мысль движется по кругу, повторяя то, что уже известно, и найти выход из этого положения становится всё труднее и труднее".

4."То же самое происходит во всех областях человеческой деятельности. В литературе, науке, философии, в религии, в индивидуальной и, прежде всего, в общественной жизни, в политике можно наблюдать, как линия развития сил отклоняется от первоначального направления и спустя некоторое время идёт в противоположном направлении, по-прежнему сохраняя за собой прежнее название. Изучение истории с этой точки зрения раскрывает удивительные факты, которые механическое человечество не желает замечать. Пожалуй, самые интересные примеры перемены направления можно найти в истории религий, особенно в истории христианства, если изучать её беспристрастно. Подумайте, как много поворотов сил должно было случиться от Евангелия, проповедовавшего любовь, до инквизиции; или от аскетов первых веков, изучавших эзотерическое христианство, до схоластов, вычислявших, сколько ангелов может поместиться на острие иголки".

5.«Закон октав объясняет многие явления в нашей жизни, которые иначе понять невозможно».
«Первое – это принцип отклонения сил».
«Второе – тот факт, что в этом мире ничто не стоит на одном месте, не остаётся тем, чем было; всё движется, всё куда-то перемещается, всё меняется и неизбежно или развивается, или идёт вниз, ослабевает и вырождается, иными словами, всё движется или по восходящей, или по нисходящей линии октав».
«И третье – что в развитии восходящих и нисходящих октав постоянно происходят флюктуации – подъёмы и падения».

6.«Пока мы говорили в основном об отсутствии непрерывности вибраций и отклонениях сил. Теперь нам необходимо понять два других принципа: неизбежность подъёма или падения в каждой линии развития сил, а также необходимость периодических флюктуаций, т.е. подъёмов и падений в любой линии, восходящей или нисходящей».

7.«Ничто не в состоянии развиваться, оставаясь на одном уровне. Восходящая или нисходящая линия есть неизбежное космическое условие любого действия. Мы не понимаем и не видим этого, не видим, что на самом деле происходит вокруг и внутри нас, или потому, что не допускаем неизбежности спада, когда нет подъёма, или потому, что принимаем спад за подъём. Вот две причины из числа фундаментальных условий нашего самообмана. Мы не видим первого факта, потому что полагаем, что вещи могут долго пребывать на одном и том же уровне: и не видим второго факта, потому что подъёмы там, где мы их видим, фактически невозможны, как невозможно увеличить сознательность механическими средствами».

8.«Научившись различать восходящие и нисходящие октавы в жизни, мы должны научиться различать подъём и падение в самих октавах. Какую бы область нашей жизни мы ни взяли, мы видим, что ни одно из её явлений не способно оставаться одинаковым и постоянным: везде и во всём происходит как бы качание маятника, везде и всюду волны поднимаются и падают. Наша энергия в том или ином направлении, которая внезапно возрастает, а потом так же внезапно ослабевает, наше настроение, которое становится то «лучше», то «хуже» без какой-либо видимой причины, наши чувства, желания, намерения, решения – всё это то и дело проходит через периоды подъёма или упадка, усиливается или ослабевает».

9.«И внутри человека существует, пожалуй, сотня маятников, которые движутся туда и сюда. Эти подъёмы и падения, эти волнообразные флюктуации настроений, мыслей, чувств, энергии, решимости – всё это суть периоды развития сил между «интервалами» октав, равно как и сами «интервалы».

10.«От закона октав в его трёх главных проявлениях зависят многие явления, как психологической природы, так и непосредственно связанные с нашей жизнью. От закона октав зависит несовершенство и неполнота нашего знания во всех без исключения сферах. Это происходит потому, что мы начинаем движение в одном направлении, а потом, не замечая этого, продолжаем двигаться в другом».

11.Таким образом, получается, что человек находящийся в зависимости от этого закона развития (закона октав или закона греха, двойственности) оказывается полностью связанным им в каждом мгновении своей жизни по причине невозможности для себя отслеживать и наблюдать за собой те моменты своего бытия, когда он себя не осознаёт. Именно это делает жизнь человека погружённого в двойственность (грех) неполной, а лишь составленной из тех мгновений, в которые он себя осознавал. Остальные мгновения жизни такого человека остаются совершенно неизвестными ему и превращают его жизнь, в иллюзию, имеющую лишь частичное совпадение с тем, что происходит с этим человеком на самом деле.

12.Единственным выходом из этой ситуации для человека является повышение его уровня осознанности, выход за пределы своего обычного восприятия развивающегося по закону октав (закону греха). Что в Писании называется прекращением старой сугубо человеческой жизни и рождением его в новую Богочеловеческую жизнь, которая только и может называться настоящей жизнью. Это второе рождение или рождение свыше к новой вечной жизни обретает в человеке черты открытия им в себе ранее неизвестных ему скрытых возможностей дающих ему реальную возможность отслеживать и наблюдать за собой те моменты своего бытия, когда он неосознан.

13.Происходит это по мере расширения его сознания так, что наряду с одной личностью существующей в нём он начинает жить в ещё одной личности обладающей столь необычной силой, что может осуществлять наблюдение за его мыслями, чувствами, ощущениями и поступками даже в те моменты, когда обычная его личность этого делать не может, находясь в бессознательном состоянии. Это ещё один аспект того в Писании называется процессом разделения души и духа или процессом начала в человеке реальной Богочеловеческой жизни.

14.В этом состоянии Богочеловек оказывается способным жить одновременно в двух реальностях (посюсторонней и потусторонней) бытия и осуществлять за собою постоянный контроль, наблюдая за собой как бы со стороны из той личности, которая поначалу кажется ему не им. По мере слияния с этой личностью и укрепления в уверенности, что она является его истинным подлинно настоящим Я, этот человек выходит за пределы действия на него закона греха (закона октав) оказываясь в подлинной бесконечности триединого осознания находящегося за пределами двойственного восприятия бытия.

15.В этом ином восприятии прерывистость между моментами осознанности и неосознанности преодолевается при помощи веры в то, что он всегда остаётся полностью осознанным даже тогда когда он таким якобы не является. Причём вера эта не является слепой и остающейся без какого-либо подтверждения, а неизбежно осуществляется, реализуется сначала во внутренней, а потом и во внешней жизни такого Богочеловека. Таким образом, Он приходит к постепенному преобразованию окружающей реальности вокруг себя и к приведению её в соответствие со своим новым триединым восприятием.

16.Таким образом, вера человеческая преобразуется в намерение (то, что в Писании называется верой Божьей) обладающее возможностью осуществлять вливания жизненной энергии в событийную ткань человеческой жизни в моменты его неосознанности. Другими словами вера человеческая являющаяся безличностной силой переходит в намерение – личную силу с чьей помощью  человек получает возможность управлять своей судьбой. Осуществляется эта перемена при достижении достаточного уровня слияния между обычным «я» человека и его истинным Я (началом жизни в своём духе, слитом с Духом Святым).

17.Слияние с истинным Я приводит к обретению новой судьбы присущей существованию в совершенно новом, постоянно расширяющемся сознании, развивающемся по закону октав так, что промежутки неосознанности в жизни такого человека каждый раз сокращаются, а промежутки осознанности увеличиваются, что обретает значимость постоянной осознанности выводящей за пределы времени. Ведь время является одним из основных атрибутов нашего осознания находящегося в прямой зависимости от закона прерывистости (закона октав) или закона греха в нашей природе.

18.Таким образом, мы приходим к совершенно новому пониманию значения греха (греховной природы) в жизни человека. Если пребывая в рамках этого греховного (двойственного) восприятия окружающей реальности грех видится нам как нечто совершенно не нужное, вредное и мешающее нам в нашем развитии явление то, оказываясь вне влияния этого искажения на себя, мы осознаём что грех это неотъемлемая часть нашего бытия, предназначенная для нашего усовершенствования до нового уровня бытия в состоянии Богочеловека. Только в поиске возможностей избавления влияния на нас греховной природы мы обретаем возможность управлять своей жизненной энергией в полном соответствии с тем, что приводит нас к усовершенствованию до уровня следующего витка нашего развития.

19.В Писании это описывается словами о том, что Бог в силу Своего совершенства является альфой и омегой, началом и концом всего, пронизывает и наполняет всё, посредством Христа нисходящего и восходящего для наполнения Собою всего. И этим Он осуществляет Своё совершенное Сверхбытие посредством человечества находящегося в постоянном и непрерывном развитии своей осознанности. Именно этот рост осознанности Божьей через человека и является главной причиной, по которой люди оказываются погружёнными под влияние этой греховной природы, на чьей основе базируется и это двойственное бытие. Что и приводит нас к ещё одному парадоксальному осознанию, что грех появился в жизни человека для его усовершенствования и что Бог именно с его помощью обеспечивает Себе по-настоящему бесконечное Сверхсуществование (развивающееся одновременно по закону октав и по закону постоянно преодолевающей его непрерывности осознания).
25.12.13г.


Рецензии
Уважаемый Виктор! Немало полезного, надеюсь, увидел в Вашей статье. Закон октав интересен, почему бы его не учитывать в понимании своей жизни? Тем более что у св. отцов много раз повторено, что изменения неизбежны, и к ним надо быть готовыми, в частности, даже если молитва становится сухой и тягостной, тем более её следует продолжать. Всегда быть готовыми к искушениям. Никогда не считать, что покой продлится долго. Учение о непрестанной молитве об этом. Интересно прочитать о сем на философском языке.
Например,полезно было прочитать, что:7.«Ничто не в состоянии развиваться, оставаясь на одном уровне. Восходящая или нисходящая линия есть неизбежное космическое условие любого действия. Мы не понимаем и не видим этого, не видим, что на самом деле происходит вокруг и внутри нас, или потому, что не допускаем неизбежности спада, когда нет подъёма, или потому, что принимаем спад за подъём. Вот две причины из числа фундаментальных условий нашего самообмана. Мы не видим первого факта, потому что полагаем, что вещи могут долго пребывать на одном и том же уровне: и не видим второго факта, потому что подъёмы там, где мы их видим, фактически невозможны, как невозможно увеличить сознательность механическими средствами».
Многое понравилось и лично в Ваших мыслях. Состояние контроля за собой в периоды, когда действия становятся бессознательными, безусловно, знакомо. Призывание даже в таком периоде имени Иисусова предохраняет от самых больших, критических падений, когда восходящее движение по октаве надолго прерывается. очень интересно о переменах направлений. Ловил это не раз. Очень интересно.
Отправлю пока не стёрлось и продолжу...


Борис Силуанов   30.07.2021 12:03     Заявить о нарушении
По заключительной части статьи могут быть 2-3 возражения.
Например, не раз уже у некоторых уважаемых авторов встречал мнение, что Господь Богъ в творении человека дал ему часть Своего существа, что дух Адама был продолжением Духа Божьего. Скорее всего, вдуновение было актом творения совершенно нового существа, хоть и связанного, соединённого с Богом, но иного. Это, между прочим, православное учение. Части или частицы Бога в человеке нет, в Адаме не было. Зла Богъ не творил. Но по Своему замыслу Господь дел ангелу и человеку такую свободу, Ограничив Себя, что они могли сами породить, создать зло. Как известно, это и сделал Денница, положив начало злу и греху, именно когда отошёл от связи с Богом.
Также непонятно, что Богъ, будучи Всесовершенным, может совершенствоваться? Не уверен также, что верно говорить, что Бог превращается в Иисуса Христа, Богочеловека, а Иисус Христос - в Святого Духа. Ум не превращается в слово, а рождает его.

Кроме указанных недоумений, всё остальное в статье представляется в высшей степени полезным. Философия, честно, не для моего ума, но когда встречается осмысление философским разумом хоть каких-то богословских истин ( а богословие выше философии), то это очень приятно и полезно, и может, наверное, помочь устроить земную жизнь, чего бы очень хотелось.

Борис Силуанов   30.07.2021 12:37   Заявить о нарушении
Ну могу с вами согласиться, что слово превращение, в этом случае не очень уместно. Но, и слово рождение, тоже не очень полно выражает эту тайну. Вот, для более глубокого понимания этой тайны, может быть и следует делать противоположности так, чтобы методом их сравнения, оценивая их уместность в тот или иной момент, как можно ближе приближаться к постижению этой Божьей тайны. Даже заранее зная то, что она в принципе не разрешима, всё равно это не отменяет попыток её познания. Хотя знаете, эта статья написана мною уже давно и с тех пор, я как-то перестаю пытаться познавать Бога интеллектуально. Вот, может эта молитва Иисусова, когда я начинаю просто отказываясь от усилий ума (но не отвергая их абсолютно) активизировать в себе нечто большее, ум Христов, который обещан нам и работает по-другому и даёт мне возможность от Бога "понимать", как бы это сказать... Не знаю. Может быть, как бы всей глубиной своею или как говорят некоторые, умом своего сердца, когда для себя всё понимаешь, а вот другим объяснить это, при помощи обычных слов земного языка, трудно.

Виктор Молотков   30.07.2021 15:20   Заявить о нарушении
Да, а что касается совершенствования Бога, то я имел в виду всё-таки такое Его восприятие нами, из-за того времени, в котором существуем мы сами. То есть, это значит, что Он всё равно неизменен, поскольку Он вне времени (или, поскольку Он Сам, будучи и Духом Святым, является самим временем, самим процессом любого изменения Себя, а значит если это всё Он Сам, то конечно, Он всегда остаётся при этом неизменным. Понимание того, где Он остаётся неизменным, а где изменяется, это скорее важно для нас самих, как личностей, ещё во многом отдельным от Него. Просто, весь парадокс нашей свободы воли состоит в том, что любой выбор осуществлённый нами, правильный или неправильный, добрый или злой, это всё равно будет выбор находящийся в Божьей бесконечности. Поэтому и "всё мне можно, но не всё полезно". То есть, наш выбор играет роль скорее только для нас самих и естественно, что выбор который принесёт нам благо, более приятен Богу, как Богу Который есть любовь.

Виктор Молотков   30.07.2021 15:31   Заявить о нарушении
И да. Человек был сотворён Богом, совершенно иным существом, чем Он Сам и чем что-либо ещё, созданное до него. Но, не будем забывать и вездесущности Бога. То есть, в каком-то состоянии, Он всё-таки есть везде и во всём, даже там, где нам кажется, будто его нет вовсе. Это самое удивительное действо, которое удалось Богу, создать человека абсолютно отдельного от Него и одновременно с этим, соединённого с Ним. Мне видится, что в этом случае всё дело в нас самих. Мы не способны вполне отследить своё единство с Ним и из-за этого, утверждать что-либо по этому поводу, с нашей стороны просто нелепо. Хотя и можно, но только для того, чтобы начать-таки свой Путь к Нему. Путь на новое соединение с Ним так, чтобы в нас было уже меньше своего, эгоистического, отделяющего нас от Бога и больше того, что бы нас с Ним соединяло, объединяло воедино, но уже по-другому. Не так, как это было до Христа, в Адаме. В общем, тут можно много говорить, но только вряд ли это будет способствовать увеличению нашего осознания всего этого. Наверное, в этом процессе, главнейшую роль играет только наше личное, сокровенное живое общение с Богом. Но и да, на этом пути и об общении в Церкви Его, тоже забывать не стоит...

Виктор Молотков   30.07.2021 15:42   Заявить о нарушении
Вас понял, ув. Викор. Как философский инструментарий для возможного познания о действиях Бога, и особенно для выражения постигнутого на уровне разума, наверное, неоходимо допускать разные противоположности. Здесь сказать превращение может быть вполне уместно. Для рассмотрения разумом. В конце концов есть же и духовный разум. Один философ всё пытается как-то объединить Гегеля и Православие, Германский разум и русскую духовность. Читать его было крайне интересно. Вас - тоже. Духовные понятия как-то выразить на рациональном языке полезно, если это выльется во что-то применимое к общей светской жизни, типа идеологии. Все остальные оъяснения моих недоумений также принимаю. Спаси Богъ! Продолжу чтение Ваших трудов.

Борис Силуанов   30.07.2021 17:00   Заявить о нарушении
Спасибо на добром слове. Да, соединение несоединимого, это очень трудная задача. Но ведь и Бог "занимается" тем же самым и Ему это удаётся. А не делает Он это и прямо здесь и сейчас, через нас с вами? Вполне возможно. Тут главное не переусердствовать в приложении своего, отделяющего нас от Него, а более внимательно "слушать" Его водительство на этом нелёгком пути, подобном хождению по воде...

Виктор Молотков   31.07.2021 04:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.