Время-Врёмушко. Сказка для взрослых

       Когда дочка выросла,  она   полюбила  сидеть  в кресле  – в  большой комнате,  напротив стены, на которой были помещены мамины вышивки.  В молодости,  ещё  не  связанная по рукам и ногам заботами о семействе,  мама вышила много чудесных картин. На одной  картине  –  девочка в зелёном  берете кормила   прекрасных, ослепительно  белых  лебедей, плавающих по глади  озера.  На  другой   –  цыганский  табор  остановился на отдых:   чёрные,  как смоль,  цыгане молодецки разливали красное вино, а  молодая   красивая  цыганка кружилась с  бубном,   вихрем  взметнув   красную юбку.  Казалось,  что  цыганские напевы оживали, когда девочка смотрела на картину.
       А  ещё была  знаменитая  картина Васнецова, на которой  в   непролазных  лесных чащах,  у  омута,   сидела печальная Алёнушка.  А ещё  были роскошные  цветы –  красоты невиданной, сказочные, вышитые обыкновенными нитками мулине, но  представлявшиеся  девочке  небывалыми,  как будто  занесёнными из  другого мира.  Дом был  скромный,  предметы роскоши  в нём  не водились,   и  только яркие  обложки  любимых книг на деревянной этажерке,   мамины  вышивки  да   оранжевый абажур   цветными пятнами  оживляли  обстановку.
         Не  удивительно,  что подросшая дочка попросила у мамы  иголку с нитками и начала вышивать  сама. Занятие  это   сначала показалось ей нестерпимым  мучением: противная иголка  колола пальцы, а  хвостатые    нитки ухитрялись  запутываться в самом неподходящем месте.  Но  мама  подбадривала пословицами,  которые хранились в её памяти на все случаи жизни.  И,  как  известно, глаза страшат, а руки делают,  терпение и  труд всё перетрут, а  без  труда  не вытащишь и рыбку из пруда,  поэтому    прошла неделя  на    установление  дружбы с  иголкой-ниткой – и вот   у дочки  тоже  получились  аккуратные   цветные крестики на  канве. Можно  было начинать вышивать картинку.  Однако  выбор   картинки очень  удивил мать – дочка  пожелала  вышивать песочные часы.
           Да-да,  именно песочные часы,  которые   почему-то  так понравились  ей  своей  изящной  формой. Первый раз   девочка увидела их в книжке, а потом   в школе.  На урок  чтения учительница принесла часы,  чтобы следить  за временем.  В классе проводили  проверку техники  чтения – мероприятие, регулярно устрашающее  маленьких  учеников.  Учительница  целую  минуту смотрела, как песок  просыпается сквозь  узкое горлышко   часов, а потом считала слова, прочитанные  учениками  за это время.  Школьники  со страхом   посматривали на  это   приспособление для   пытки,  боясь,  что  песчинки  будут сыпаться   очень быстро и   они, бедные  первоклассники,   не успеют   вычитать  положенное им  количество  слов   в минуту.  Девочка ещё  до школы читала быстро,   никакой    проверки не  боялась,  поэтому с интересом, а не с опасением    разглядывала   часы. Часы переворачивались,  и песчинки, эти таинственные  маленькие частицы  бывших гранитных пород,   оказавшись  в  верхней части стеклянной колбочки, тут же оживали.  Одна  за  другой песчинки  торопились  протиснуться  в  отверстие. Последние в спешке  подгоняли  друг друга  и создавали    кучу малу,  как   резвые ребятишки на переменке.
            Девочка запомнила: когда  школьники начинали шуметь,  молодая учительница громким  голосом призывала  их к порядку,  без конца  повторяя:
            – Ребята,  тихо!  Давайте послушаем,  как  бежит время…
            Класс затихал,  все поворачивались к   большим настенным  часам.
            Время,  это  странное таинственное   существо,  бежало, издавая  всегда один и  тот  же  весёлый  звук:
             – Тик-так! Тик-так! Тик-так! Тик-так!
            Некоторые  шустрики пытались  перевести    песенку часов на свой  язык и дразнили шёпотом  – то ли    часы,  то ли    друг  друга:
            – Не так! Не так! Пя-так! За  так!
            Начиналась снова суета, шум,  учительница умоляющим  голосом  опять повторяла своё  «тихо!»,  класс снова прислушивался к  таинственным  звукам  часов, а  девчушка, героиня нашей сказки,  сидевшая на  первой парте,  не сводила глаз  с  песочных часов на столе учительницы: она  боялась,  что  Екатерина Михайловна  неосторожным движением  заденет часы,  они  упадут, покатятся со стола и разобьются. А если разобьются часы,  то  куда  убежит  Время? И   не разбегутся  ли в  разные стороны  маленькие песчинки,  похожие на  шустрых ребятишек? Девочка  морщила  лоб, но найти ответ на  этот вопрос не могла.
            Что вышивать на картине – это  было ясно сразу. Песочные часы! Конечно, песочные часы! 
             Мама посоветовала девочке вышить рядом с часами  розу. Девочка не знала,  что когда-то давным-давно  один очень дорогой  маме  человек, который  должен  был стать и не стал её  отцом,  подарил маме  огромный  букет роз. Мама долго хранила в своей  шкатулке  высохшую розу – память о том букете, память об  ушедшем  времени,  о несбывшейся мечте.
             Картинку вставили в   самодельную рамку  – мама  научила  девочку и  этому нехитрому мастерству,  и  вышивка  заняла  своё   место на стене, рядом с   мамиными  работами.  И она  висела  там и висела. И шли годы.  И  не стало мамы… И  девочка сама стала мамой…
            И  вот однажды, однажды…
            Молодая  женщина сидела в кресле, рассматривая мамины  картины и свою детскую работу.  Вспомнила о своей  детской  влюблённости в песочные часы.  И подумала о  том,  что напрасно она  тогда, в  далёком  детстве, не  попросила  учительницу дать  ей домой эти часы. Она непременно  бы  разгадала  тайну,  как остановить время. И  тогда  бы  мама  осталась жива.  Ведь  можно  было бы просто  дома  положить  на бочок  эти  часы –  песчинки  бы  перестали сыпаться.  И  как знать,  может, и время  бы перестало стучать своё  неумолимое «тик-так!» Может быть,  может  быть…
            Грустные размышления  молодой  женщины были прерваны  шуршанием на стене. Она   онемела от   удивления  и  изумления:  в вышитых часах на стене  что-то  вспучилось,  что-то  зашевелилось  на  картинке.  Раздался  треск лопнувшей  материи, посыпались песчинки.  Перед женщиной стояло  неуклюжее  существо с  круглым  лицом и  усами,  похожими  на стрелки часов.  Лицо  было  гладенькое-ладненькое, без единой морщинки, хотя по виду существо  было  явно не первой  молодости, а   раздавшийся через секунду  голос  явно  выдавал старичка,  был надтреснутым и  хриплым.
           – Ты… кто?  – не спросила,  а  скорее  выдохнула полушёпотом  женщина. – Откуда  ты  взялся?
           –  Не  бойся, хозяйка,  – миролюбиво пробубнило  существо. –  Это ты  сейчас  собиралась остановить  время?
           «Странно, – подумала женщина, – я  не произносила  сейчас  ничего вслух, никто не мог  слышать мои мысли…»
          – Дорогая, – покровительственным тоном продолжал старичок с гладеньким личиком, – я  слышу не только то, что  ты  произносишь,  я  вижу  то,  что ты  думаешь…
          –  Значит, ты  волшебник? – обрадовалась женщина.
          – Нет, – торжественным  тоном провозгласил  смешной  незнакомец,  – бери выше,  я Время-Врёмушко…
          – Ерёмушко?  – переспросила   женщина.
          Усики  как-то  странно разбежались в разные стороны, а незнакомец обиженно передразнил:
          – Ерёмушко-Ерёмушко… Никакой  я не Ерёмушко, я Время-Врёмушко…
          –  Время  –   это  я  знаю, –  наконец   поняла  хозяйка,  –  но почему Врёмушко?
         – Знаешь, – доверительно  придвинулся к креслу  старичок, – сначала люди  меня  вообще  хотели назвать Время-Врёвушко,  потому  что  все  кидаются в рёв, плачут,  когда я начинаю рисовать  морщины на лицах. А потом  они  стали смеяться надо мной. Люди  не верили ни в какое  постоянство, верили  только в  мимолётные, скоропреходящие   чувства  и  дали мне прозвище:  Врём-на-ушко.  Считают,  что я всех обманываю.  А я никого не обманываю,  я  же Время,  я   только меняю  лица  людей, у меня такая   служебная обязанность. У  тебя  же вот есть какие-то служебные обязанности? Ты их  стараешься исполнять, да? И  я стараюсь! Ну-ка,  давай подрисую  тебе  парочку морщинок,  –  протянул он, доставая  из  бокового кармашка  новенького, с иголочки,  пиджачка кисточку  и  баночку с какой-то  серой краской.
            – Э,  уважаемый  сударь, осторожно!  –  быстро  отодвинувшись,  воскликнула  женщина,  так  как  была  ещё молода и   вовсе не  обрадовалась перспективе получить в подарок  морщины от  неизвестно откуда  взявшегося старичка.
            Отодвигаясь от него подальше,  красавица  добавила:
            –  Хорошенькое  дельце, врываются  без приглашения    и  лезут  пакости  делать.  Но почему ты  тогда   назвался  Время-Врёмушко?
            –  Да видишь ли,  всё  дело  в   делопроизводителях, которые  оформляли мой паспорт.
            –  У  тебя  ещё  и паспорт  есть? – звонко  рассмеялась  женщина.
            –   Что  за смех?  В наше время  нельзя  жить  без  паспорта  даже тому, кто  называется  Время,  –   хитровато  улыбнулся старичок. –  Одним словом,  паспортистка сказала,  что  Врём-на-ушко она  писать не будет – несолидно и  длинно.  Ну,  договорились  написать  с небольшим сокращением: Время-Врёмушко.  Живу  я  в песочных часах. Да вот  слышал  я  твои мысли,  уж  больно  ты настойчиво     собиралась время остановить!    Вот  я и   пришёл в гости.  Покажу сейчас  тебе,  что  будет,  если  время остановить…
            – А  ты  можешь это  сделать? – недоверчиво  спросила молодая хозяйка.
            –  Да я  же сам  себе  хозяин,  хочу  – иду,   не  хочу –   могу остановиться.  Только  я  не останавливаюсь.   Сама сейчас  увидишь! Очень уж  ты   мне приглянулась, покажу  тебе,  что  зря  ты  о   мимолётности и быстротечности  времени  так расстраиваешься.
           В  молодой  женщине стал  просыпаться нетерпеливый  и   озорной  ребёнок:
           –   Ой,  ну  давай скорее, что это  мы  тут   зря  болтаем?  Останавливай  время!
           –  Ты  готова? Ты не боишься неизвестности? Да, женщины  –    бесстрашные  и  безрассудные особы,  я  это всегда   утверждал, – под нос  себе  проворчал  старичок и  полез на стенку.  Быстро  перебирая ножками,  он  дошёл беспрепятственно  до    вышитых   песочных часов, дотронулся до них,  часы  перевернулись.  Вышитые  песчинки застыли, перестали  шуршать…
          Женщина, перед  этим, как девчонка, крепко  зажмурившая глаза,  открыла их, оглянулась: в комнате ничего не изменилось, вещи остались на прежних местах, Время-Врёмушко  уже спустился со стены  и    устроился  рядышком.
          –  И что?
          –  И всё. Будем сидеть.
          –  Долго?
          –  Всегда.
          –  Как это всегда?  Я просила время остановить, а ты  что сделал?
          –  Вот я и  остановил время. Никто не растёт. Никто никуда не движется. Мало того: мысли тоже остановились,  им тоже нужно время,  чтобы зарождаться и  расти.
          –  Аааа… –  протянула  хозяйка, но дальше одной гласной буквы дело не пошло, ведь  звуки  тоже   потихонечку  остановились.
          Глупо улыбаясь, она только   открывала и закрывала рот,  таращила глаза, а сказать не могла ничего. Нечего было сказать. Не было  в голове движения слов, а в сердце  – движения чувств. Все чувства и мысли остановились, улетучились, испарились. Столбняк.
          Старичок насмешливо, но  доброжелательно  посмотрел  на свою  онемевшую  собеседницу и сказал:
          –  А  ещё  я  тебе сейчас кое-что покажу. Ты, милочка, посмотри сюда, – показал он  небольшой предмет с  экраном, на котором, вопреки всеобщей  остановке,  продолжалось  какое-то движение.  – Вот здесь   есть картинки  будущего.  Если  бы  ты  меня своей  глупой просьбой не озадачила, я, Время,  продолжало бы идти в Настоящем, передвигаясь  из Прошлого в Будущее.  А сейчас я   лежу на боку.  Да, у  тебя не будет  больше прибавляться морщинок,  ты  не  будешь больше стареть. Но вот посмотри.  Видишь  этих  прелестных  малышей? Девочки и мальчики… Милые, забавные крохотулечки. Посмотри,  как  они  чудесно  хлопают в ладошки.  И как  доверчиво и преданно смотрят  тебе в глаза. Только  ты знай,  что эти  дети,  твои внуки ( да-да, это твои внуки!)  не смогут теперь  появиться на свет:  ты  пожелала  остановить время!  Посмотри,  ты  своим глупейшим желанием сделала  невозможной  жизнь этих новых  людей, потому что  они  могут   жить только в своём времени.  А  какое прекрасное будущее  ожидало  этих  малышей! У них  были бы свои радости и скорби,  свои таланты и  надежды,  мечты! Столько чудесных  событий и путешествий  было у них впереди!  Они  могли подарить всему  миру, и в том числе тебе, глупышке,  свою любовь.  Ну,  теперь  я отключаю  свою  машинку,  покорно  исполняю  твоё  желание:  остановка времени.  Буду на боку лежать. Мне теперь идти не надо. Хи-хи.  Безработное  Время… кхе-кхе…
          Женщина   ужаснулась: что она наделала! Что же она наделала!  В голове завертелись неизвестно откуда пришедшие  слова песни, которую когда-то пела Валентина Толкунова:
Перед зеркалом девчушка лет пяти…
Перед зеркалом девчушка лет пяти…
Хохотушка и вертушка лет пяти…
Корчит рожицы, не хочет отойти… 
 
А время, а время не убавляет ход,
А время, а время идет себе, идет…

           Только Время теперь  не просто ход убавило, а вовсе отказалось  идти! Что делать?  Как же она  так могла: страшась   старения, не подумала  о будущем? Не вспомнила о  тех,  кто  должен был  появиться на свет  –  во времени  идущем, а не остановившемся?  А вдруг  старичок  Время  не  захочет  больше  вставать,  так и останется лежать? А вдруг  он  не сможет после остановки  идти дальше, в Будущее?  Как     пояснить ему,  что ей   уже  стало стыдно и страшно  за  своё  глупое желание «остановить время»?   Милые,  добрые  детки, как же они  теперь появятся на свет?
           Однако  автор  побаивается,  что ему достанется  на орехи   за остановленное время.  У сказки  должен  быть счастливый, радостный  конец. Да и нельзя  же поверить, что Время могло  остановиться навсегда.  От  одного глупого желания  некоего существа  с женской логикой.  Такого не бывает.
           Так вот, когда  прошло немного времени ( о нет, время уже не шло, оно лежало на боку, поэтому  точнее  скажем: когда время полежало на боку), старичок снова залез на стенку, перевернул песочные часы – и  снова началось движение, шелест, шум, рост, перемены, взросление, старение…   Время-Врёмушко  ведь  был мудрый старичок, он   только пошутил,  чтобы  показать  женщине,  какой  нелепой  и   даже опасной   была её  затея   остановить время.  Взрослых  ведь тоже надо учить.  Малышей учат  папы и мамы,  а  к  взрослым   приставлено Время. Время-Врёмушко. Учить уму-разуму несмышлёных  тётенек и дяденек,  бабушек и дедушек…

А время, а время не убавляет ход,
А время, а время идет себе, идет…

           И  конца у  этой  сказки,  собственно говоря, даже   и  нет,  потому  что  это вроде  «Песенки  без конца»:  появились внуки у героини сказки, а потом   у внуков  тоже появились внуки… Заглядывайте-то в  будущее.  Время-Врёмушко   знает своё  дело.


Рецензии
Сказка очень удачная: замысел, фантазия, исполнение. Интересно было читать "Время-Врёмушко", захватывает. Потом вдруг ни с того ни с сего запела в сказке Толкунова (хорошо - не Пугачёва) и своим неуместным появлением здесь моё радужное восприятие Вашего произведения вмиг развеяла.

Анатолий Шуклецов   25.06.2015 22:23     Заявить о нарушении
Вот и замечательно))) Радужное восприятие, розовые очки - лучше читателю без этого обходиться))) А правда сказочника не всегда уместная и радужная: Толкунова там действительно БЫЛА))))

Валентина Яроцкая   26.06.2015 10:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.