Волшебная кисть художника

В некотором царстве, в Тридевятом государстве жил художник по имени Фома. Любил Фома рисовать портреты, да вот беда, люди обижались на него. Лица на портретах получались угрюмыми и неприветливыми. Начали люди его сторониться, к другим художникам стали обращаться. Зависть и злость сковали сердце Фомы к другим художникам.
- Ну, ничего, я вам всем докажу, кто настоящий художник,- подумал он,- ещё прибежите ко мне.
Решил пойти Фома в лес и найти волшебное дерево. Из этого дерева  слышал Фома, даже баба Яга себе ступу смастерила. Многие волшебники и феи свои волшебные палочки из веток этого дерева делали. Даже гусли-самогуды были из него собраны.
- Вот сделаю ручку для кисти из ветки этого дерева,- подумал Фома,- и будут у меня самые лучшие картины.
Взял художник котомку и отправился в лес. Долго он бродил, а дерева так и не нашёл. Не каждому дано, это дерево увидеть. Всё это время за художником наблюдал Леший. Жалко ему стало Фому, и показал он дорогу художнику.
Смотрит Фома, а перед ним огромное дерево  растёт кверху корнями. От одного вида по телу от страха дрожь берёт. Корни, словно живые, извиваются. Схватил Фома одну ветку, отломил и бросился бежать. Не заметил, как из леса выбрался.
В тот же день он выстругал ветку и сделал кисть. Ему хотелось сделать такой портрет, чтобы при виде его люди не могли взгляд оторвать.
Целую неделю Фома писал портрет красавицы, весь талант и душу вложил в эту картину. Когда портрет был готов, художник был в восторге. От красоты девушки, изображённой на картине, он потерял голову. Художник понял, что без неё не сможет больше жить. Единственное, что омрачало художника, был её взгляд. Он был надменным и холодным. Долго художник любовался портретом, пока не уснул.
Проснулся он от того, что его кто-то толкал. Открыв глаза, Фома увидел девушку с холста. От неожиданности, художник онемел.
- Ты оживил меня своим талантом и любовью,- проговорила красавица,- теперь я всегда буду с тобой рядом. Но ты  же понимаешь, что я не могу жить в этой хижине. Ты должен нарисовать прекрасный дворец для нас.
Без лишних слов, художник бросился исполнять желание своей любимой.
Когда картина была готова, художник от усталости упал и заснул. Утром он проснулся в огромном светлом дворце. Вот только залы были пусты.
Вновь просит красавица  для дворца нарисовать мебель и платья. После этого она потребовала украшения и драгоценности. Художник исполнял каждую капризу девушки.
Когда дворец был наполнен прекрасной мебелью и украшениями, красавица потребовала у художника нарисовать ей прислугу и придворных.
- Скучно мне одной бродить по дворцу. Да и прислуга нужна, чтобы убирали и готовили,- пожаловалась она.
Художник и эту просьбу жены решил удовлетворить. Вот только и прислуга, и придворные получались безликие. Они, словно мёртвые, ходили по дворцу, и не разговаривали. Их лица были будто из воска. Они не замечали Фому и делали только то, что приказывала им хозяйка.
Однажды говорит красавица Фоме:
- Боюсь я, что залезут ко мне воры или грабители. Украдут мои сокровища или ещё хуже убьют. Нужна мне стража, чтобы охраняла дворец.
С этого дня стал художник стражников рисовать. Целый год рисует, а девушке всё мало. Чувствует Фома, что силы его на исходе. Стал в обмороки падать, глаза слезятся.
- Не могу,- говорит,- больше рисовать. Мне отдых нужен.
- Какой ещё отдых,- закричала красавица,- ты должен мне целое войско нарисовать. Неужели ты думаешь, что я со своей красотой должна прозябать в твоей норе. Я хочу завоевать Тридевятое царство и стать царицей.
Услышал Фома слова красавицы и понял, что не нужен он ей.
- Не буду я больше рисовать стражников,- заявил он.
- Если не будешь,- усмехнулась красавица,- я найду другого художника. А пока посидишь в темнице на цепи.
И разослала она гонцов по всему Тридевятому царству, что нужен ей художник или маляр. А стражникам велела идти войной на царя и захватить его в плен.
Странные вещи стали происходить в Тридевятом царстве: то дворец невиданной красы появился там, где стояла хижина художника, то появилась в этом дворце хозяйка невиданной красоты, то, словно из воздуха, появилось войско. Дошли до царя слухи, что это войско двинулось в сторону царского дворца.
Собрал царь своих богатырей и велел им идти навстречу вражескому войску.
- Узнайте, чего хотят и откуда явились?- напутствовал он Илью Муромца,- если надо прогони с нашего государства.
Встретились посреди поля два войска: одно – богатырей русских с Ильёй Муромцем во главе, другое – стражников безликих.
Не стали стражники вести переговоров, молча, бросились на богатырей. Недолго бой продолжался. Богатыри разбили неприятеля. Вот только удивление вызывала такая битва. Враги не кричали от боли, не просили о помощи. Кровь не текла из их ран. Полегли все как один.
- Ничего подобного мне ещё не приходилось видеть,- покачал головой Илья Муромец и велел отойти войску и разбиться лагерем на отдых.
Лишь утро наступило, вскочили богатыри и увидели, что снова войско неприятеля стоит и готово наброситься на них.
И вновь произошло сражение, и снова победили богатыри, да измотались они. Велел Илья к лесу отходить, да силы набираться. Понял он, что не простое это войско.
Расположившись лагерем у леса, богатыри стали обсуждать сражение.
В этот момент к ним подошёл Леший с юношей.
- Не победить вам это вражеское войско,- проговорил он,- так как оно бессмертно.
И рассказал он, как пожалел художника и позволил отломить веточку от волшебного дерева.
- Теперь он попал в зависимость красавицы, и пока будет рисовать, она позволит ему жить. Но разнесли глашатаи, что ищет она другого художника. Вот это парень хочет пойти подзаработать там. Нужно уничтожить холст, на котором рисовал художник. Тогда всё, что было на нём нарисовано, исчезнет.
- Ты кто?- спросил Илья Муромец юношу.
- Я Прошка – маляр,- ответил юноша,- расписываю стены узорами и цветами. Могу птиц и животных рисовать.
- А знаешь ли ты, что если попадёшь к ней во дворец, то уже никогда не увидишь белого света?- спросил Илья.
- Я не знал этого,- перепугано ответил Прошка,- я теперь туда не ногой и других предупрежу.
- Нужно Проша сходить,- ласково проговорил Леший,- как попадёшь во дворец, сожги холст. Послужи ради люда русского.
- А нам видно придётся опять сражаться,- вздохнул Илья Муромец,- три дня ещё смогу сдерживать неприятеля. Вся надежда на тебя, Проша.
Повёл Леший Прошку короткой дорогой к дворцу  красавицы. Всю ночь шли. У леса распрощались, и юноша отправился дальше сам.
Не успел он до дворца дойти, как его схватили стражники  и повели к хозяйке.
Увидев красавицу, Прошка не смог отвезти глаз.
- Что ты делаешь у моего дворца?- спросила она,- не лазутчик ли?
- Я моляр,- упал на колени юноша,- пришёл по вашему призыву. Могу стены разрисовывать.
- Не нужно мне стены разрисовывать,- проговорила хозяйка,- мне нужно, чтобы ты на холсте рисовал то, что я прикажу. Для начала нарисуй мне сад. Посмотрю, насколько ты хорош.
Всю ночь Прошка рисовал цветы и деревья. А хозяйка стояла рядом наблюдала. Сад получился изумительным.
- Ты и правда хороший маляр,- похвалила красавица,- сейчас отдыхай,- а я пойду, сад посмотрю.
- Второй день пошёл,- думает Прошка,- надо что-то придумать, иначе Илья Муромец не сможет удержать врага.
Вновь пришла хозяйка к Прошке и говорит:
- Хороший сад ты создал, думаю, что и людей изобразить сможешь. Нарисуй мне могучего, непобедимого воина. Время тебе до утра.
Оставила она юношу одного. Смотрит Прошка, а у него  ни факела поблизости, ни  свечи горящей нет. Вдруг мысль озарила его. Схватив кисть, он начал рисовать.
Когда вошла хозяйка, нарисованное пламя на холсте вспыхнуло. Через минуту огонь охватил весь холст. Красавица завыла и бросилась на Прошку. Схватив его за горло, она стала его душить.
Очнулся Прошка в хижине. Рядом лежал измождённый Фома, закованный в цепи.
- Что ты натворил,- простонал Фома,- ты уничтожил мой шедевр. Как я теперь без моей красавицы смогу жить.
Прошка ничего не говоря, освободил его из цепей и ушёл.
Фома с трудом поднялся. Осмотревшись, он увидел обгоревший огрызок кисти. Художник зарыдал. Через минуту он вскочил и побежал в лес.
В это время Прошка, улыбаясь, шёл по лесу. Он знал, что настоящее искусство должно идти от сердца и нести радость и добро людям. И  для этого не нужно никакого волшебства.


Рецензии