Ява 634-8-15 или 4 самых счастливых года глава 1

Вступление (Совсем немного о Яве и очень много обо мне)

Давно хотел написать о самой любимой своей игрушке — мотоцикле Ява.
С этим мотоциклом связаны лучшие 4 года моей жизни и, пожалуй, если существует закон «Вселенского равновесия», то в эти 4 года я получил радости, счастья, и любви столько, сколько многие не получают за всю свою жизнь…

И, наверное, все мои последующие жизненные неурядицы, были призваны уравновесить эти 4 года, когда я получил, так скажем, весь «пакет счастья», который даётся человеку на всю его жизнь.
Нет, я ни в коем случае не жалуюсь, много было в жизни счастливых мгновений, но повторюсь, в эти 4 года я просто купался в любви и радости…

Но, пожалуй, хватит об этом, это ведь повесть о моей «девочке», Яве и конечно, о первой любви.
AIMP моего рабочего ПК играет любимые мелодии, есть свободное время, середина вахты, за окном очередная зима, зима моего грядущего пятидесятилетия…

И Бог даст, я всё же исполню свою самую заветную мечту и куплю мотоцикл Ява 634-8-15…
И конечно, опять будет дорога в посёлок Первомайское, и ветер в лицо…
Я постою на берегу Чулыма, вспомню, как ожидал паром…
Старенький домик номер 20 на улице Трактовая улыбнётся мне своими окнами, как когда-то, очень-очень давно…
Надеюсь, что это обязательно будет!

Что такое Ява для Советского пацана?
Это, пожалуй, более значимая вещь, чем скажем, спортивная модель Ауди или Мерседеса в нынешнее время.
Конечно, в городах «России» всё было несколько иначе, но в Сибири было именно так.

Немного отступлю от темы и поясню, почему разделяю Россию и Сибирь:
-Для меня, с детских лет, «Россия» (точнее «Рассея») — это то, что за Уральским хребтом, так говорила бабуля, да и вся её многочисленная родня, дети приехавших в Томскую губернию по Столыпинской реформе в 1907 году белорусских крестьян.

В общем, в Сибири, и в моём любимом Томске Ява являлась предметом культа и обожания.
Наверное, странно звучит, но у владельца Явы было намного больше возможностей заинтересовать девчонок, чем скажем у владельца «Советского Мерседеса»- ВАЗ-2107.
Владеть Явой было очень круто (как сейчас говорят), в общем, Явисты (как тогда называли счастливых обладателей Явы), были «круче, чем варёные яйца»!

Купить Яву было не просто — их продавали только в Москве (по слухам ещё и в Ленинграде), но Москва, являлась основным местом покупки.
Нужно было попасть именно в то время, когда мотоциклы приходили с Чехословакии и успеть ухватить вожделенный мотоцикл.

В свободной продаже их просто не было!
Конечно, вокруг этих магазинов крутились и спекулянты и криминальные элементы, в общем, покупка Явы в Москве была сопряжена с определённым риском.
Можно было и выкупить очередь у ушлых людей, жителей Москвы, зарабатывающих на этом неплохие деньги.

И если Вам не повезло, Вы могли купить только мотоцикл ЧЗ, который обладая той же ходовкой и двигателем что и Ява, абсолютно не котировался, считался неудачной пародией на Яву…
Но конечно, можно было ни купить вообще ничего!

Но даже если Вы купили мотоцикл, Вам нужно было его доставить до Вашего города.
Как ни странно, но во времена СССР, в эпоху, когда число мотоциклов превышало число автомобилей, на сверхдальние пробеги на мотоциклах решались не многие:
-300, 400 километров считалось большим расстоянием, ну а уж 3500 вёрст от Москвы до Томска…

Нет, энтузиасты были, «шапочно» знаю некоторых, объехавших на Яве весь тогда ещё необъятный СССР.
И конечно, на Яве совершить пробег в 3500 вёрст было вполне реально.
Но всё-таки Явы в Сибирь попадали по железной дороге.

Везли их в деревянной обрешётке, как правило, на открытых платформах и часто до места назначения доходил мотоцикл без указателя поворотов, кнопок на руле и даже колёс…
Время в пути тоже было приличное — недели 2, иногда 3…
Я думаю, теперь Вам понятно, что купить Яву и доставить её до места, было достаточно сложно.

И в итоге, Ява, стоившая в Москве 980 рублей, у нас, в Сибири выходила в цену примерно 1200, а тои 1500 рублей.
Да, билеты в плацкартный вагон до Москвы стоили, по-моему, рублей 35, а билеты на самолет, по-моему, 62 рубля, но как я уже писал, нужно было отстоять очередь (один из моих знакомых прожил в Москве неделю) и вполне возможно, даже «сунуть в лапу», чтобы получить вожделенный мотоцикл!

1981год, год, когда я должен был закончить школу.
Может быть гормональная перестройка, организма пацана, становящегося мужчиной, может быть волшебное лекарство «Эхинор», а может быть и поездки на море с мамой, но в этот год хронический тонзиллит (и сопутствующие заболевания), наконец-то отступил.

Детство, проведённое во многом в постели с компрессом на горле и любимой книжкой в руках (сколько же я перечитал в это время!), в то время, когда другие пацаны прыгали по крышам, стреляли из рогаток, детство, когда для меня самым страшным кошмаром была физкультура, заканчивалось.

Заканчивались и школьные годы, о которых я, честно говоря, совсем е люблю вспоминать:
-Домашний, мечтательный мальчик, маменькин сынок, не умеющий дать сдачи, подверженный припадкам внезапного гнева, был, по сути, изгоем — слишком уж он отличался от других мальчишек.
Но, я выросший без отца, под зорким оком и тёплым крылом мамы и бабули, всё-таки был мужчиной…

И пускай учитель труда не мог смотреть без ужаса на изделия, выходящие из моих рук, пускай, я неправильно держал в руках молоток или рашпиль и не очень хорошо работал на токарном или фрезерном станке, желание научиться делать мужскую работу, у меня было просто огромным!

Конечно, я сбивал руки в кровь, изготавливая цепочки или браслеты (была такая мода), отбивал пальцы, забивая гвозди и получил приличный шрам на лбу при колке дров (у нас было печное отопление), но всё же потихоньку я учился мужскому ремеслу.

И хотя я был домашним мальчиком, кипящие гормоны делали своё дело:
— С пацанами из нашей ограды я научился пить и курить (это отдельная история, как мы справляли свои 16 лет — Дни Рождения у нас шли практически по порядку), и конечно, стараниями мамы, купившей любимому чаду сначала Верховину, а потом Минск.

И Верховина и Минск сделали меня своим в компании пацанов из нашей ограды и не только. Вчерашний изгой, хотя и не получил кличку(так и остался Толяном), но мог на равных общаться со своими хулиганистыми сверстниками и иногда совершать глупые поступки, за которые иногда стыдно в зрелые годы, но без которых не бывает детства.

Конечно, я понимал, что во многом это связано с наличием у меня мотоцикла, который я иногда давал покататься, но редко какой пацан не хочет быть своим в мужской компании!
И само собой, что и в школе ко мне стали относится по-другому:
-Пацаны из нашей ограды были весьма уважаемыми и авторитетными.

После публикации отчёта о перегоне на Дроме (пожалуй, самой большой глупости совершённой мной в жизни), в некоторых комментариях звучала такая фраза(не совсем такая, но смысл тот-же):
-КАзёл, истратил деньги на машину, надо было на семью!
Есть в этом что-то, не спорю…

Но у меня лично гвоздём в голове сидит одна мысль:
-Как же я мало дал своей маме!
Всю, без остатка отдав себя мне, она лишила себя и совсем маленьких радостей жизни.
А ведь ей, как и мне, сейчас, любящему до безумия своих детей и жену, тоже наверняка хотелось, и купить себе что-нибудь и совершить какой-то необдуманный поступок…
Но, увы, всё без остатка было отдано мне и теперь эта мысль часто не даёт мне покоя…

Ну а Ванька, мой сын я думаю, не будет, этим морочиться:
-Его батя один раз в жизни совершил необдуманный поступок.
И можете меня осуждать, но сделать хоть раз в жизни что-то не так, поддаться эмоциям, просто необходимо, а иначе, зачем мы живём, загоняя себя в жёсткие рамки?

Устали?
Конечно, устали!
Я ведь обещал рассказ о Яве, а тут монолог «ботаника».
Простите ради Бога, но всему своё время, я думаю без этого вступления многое из дальнейшего буде Вам непонятно.

Глава первая (Как у меня появилась Ява)

Весна 1981, и как всегда весной, даже сейчас, меня начала манить дорога.
Это чувство, которое я с годами почти научился подавлять, сильнее меня!
Весной и осенью мне хочется просто безумно мчаться вдаль, в общем-то, движение просто ради движения:
-Бесконечная серая лента дороги стелется под колёса, в душе покой и умиротворение.
Руки сжимают руль и единственное, чего хочется — чтобы дорога никогда не кончалась…

Минск был продан и я начал подступать к маме с уговорами:
-давай купим Яву!
Ява стоила 980 рублей, огромные по тем временам деньги, особенно для мамы, участковой медсестры, зарплата которой с подработками была рублей 160…

Но у бабули водились деньги.
Бабуля была типичной русской крестьянкой, прижимистой и «оборотистой» и сейчас, из неё получился бы неплохой бизнесмен.

Бабуля варила бражку и продавала её нашим соседям (ограда наша была, так скажем, полукриминальной, о своём детстве я также пишу), делала венки на кладбище, вязала носки и продавала их, мы собирали и сушили кедровую шишку, орех калили и тоже продавали.
В общем, деньги у бабули были…

Надо ли объяснять, что я смог уговорить маму?
Конечно, я пообещал окончить школу и поступить в институт.
В Москву меня мама не отпустила ни одного, ни с друзьями.
И как я её не уговаривал, не захотела ехать со мной в Москву за Явой.

В итоге, решили брать на Томской «толкучке». В России, как правило, эти рынки назывались «барахолка». У нас, в Томске, «толкучка» или «толчок».
Было совершено несколько походов на толкучку, но просмотр б/у Яв меня совсем не впечатлил, да и мало их продавалось.
Я бы конечно купил и б/у мотоцикл, но мама была категорически против.

И вот однажды в один из майских дней, проходя по рядам, я увидел объявление на куске картона: «Продаю новую Яву».
Продавец, худощавый парень лет 25 по виду типичный фарцовщик, джинсах «Монтана» и кожаной куртке, рассказал следующее:
-Ява, 1980 года выпуска, стоит у него в квартире в упаковке уже год, ездить на ней ему не хочется.

Поговорив ещё немого, отправились смотреть Яву.
Да, действительно Ява в консервационной смазке, в деревянной обрешётке тускло поблёскивает хромом, покрытым пылью и консервационной смазкой…
Цена была поистине космической -1700 рублей!

Но в итоге удалось сбить цену до 1500 рублей.
Как же я уговаривал бабулю!
Но конечно, уговорил, дала она мне 1000 рублей, 200 рублей было у мамы, 200 рублей мама взяла в кассе взаимопомощи на работе.
Поясню, что такое касса взаимопомощи, существовавшая на многих предприятиях СССР.

Выбирался кассир, принимавший взносы. Суммы взносов были разные, у мамы на работе, по-моему, 10 рублей в месяц.
Как только в кассе оказывалась достаточная сумма, она начинала работатть.

Была очередь на получение денег, на больших предприятиях, кассы были большими и деньги могли получить несколько человек.
С получением суммы взнос увеличивался, чтобы человек мог успеть погасить долг ну скажем, за год.
Ну а если человек не мог рассчитаться за определённое время, то можете мне не верить, деньгами мог помочь и профсоюз, и руководство предприятия.

И опять я отвлёкся, уж простите.
Читать это возможно будут и молодые, не жившие в СССР, так что уж не обижайтесь, буду кое-что объяснять по ходу дела.

Солнечным майским днём 1981 года, я, с полутора тысячами рублей в кармане отправился за своей будущей любимицей.
Прошло много лет, а я в мельчайших подробностях помню этот день:
-Солнце, пронзительно синее небо, шлем в руках, шелест троллейбуса, «хрущёвки» Черемошки (да, да именно Черемошка, не «Черёмушки», как в Москве).

Как ни странно (для меня это остаётся загадкой по сей день), мама отпустила меня одного с огромной по тем временам суммой денег в один из самых криминальных районов Томска!
В квартире меня встретил продавец и его друг, широкоплечий парень с фигурой тяжелоатлета.
-Ну, здорово!
-Здорово, мужики!

Втроём быстро раскидали обрешётку, установили руль, залили в бак бензин, смешанный с маслом.
Толчок ногой кикстартера, ещё один, ещё…

И я впервые услышал голос своей «ласточки».
Отплёвываясь синим от выгорания консервационной смазки дымом из глушителя Ява пела!
Пела о том, что впереди у нас будет много дорог, много радостей и, конечно же неудач, но мы их пройдём вместе…

Квартиру быстро заволокло дымом, несмотря на открытые окна, и мы, заглушили мотоцикл.
Я передал деньги продавцу, мы написали расписку о получении денег, и тихонько матерясь от прикосновений к горячим выхлопным трубам выкатили Яву на улицу.
Попрощались, и я впервые выехал на Яве на улицу Ленина.

Много прошло через мои руки техники, но чувства от первой поездка на Яве не передать словами:
-Под тобой рычит мотор, который хоть и нельзя «насиловать» (обкатка 200 вёрст), но могущий казалось унести тебя в небеса, руки сжимают руль, солнечные зайчики от хромированных частей прыгают по улице…
И хочется только одного — чтобы дорога никогда не кончалась!

В ограде я произвёл фурор!
-Ну, тётя Валя!
-Вот это да!
-Тольке Яву купила!

Конечно, наши пацаны не преминули меня огорошить, мол, эту Яву они знают, её разбили год назад, потом «склеили» и вообще, продавец её «половинил», в общем, много чего было сказано.
Но я точно знал, мотоцикл новый (есть ряд неоспоримых признаков, показывающих это).
В конце концов, приблизительно через неделю, это признали и самые заядлые скептики.

Долго я отмывал Яву от остатков консервационной смазки, полировал полиролем, чистил тормозные барабаны зубной щёткой.
Господи, как же она сверкала!
Сердце сладко сжималось, глядя на эту красоту!
В ГАИ был получен номер:
-78-10 ТОИ

Итог был предсказуем.
Вечный «ботаник» впервые почувствовал себя если не Богом, то, по крайней мере, таким же, как все.
Я изъездил все уголки Томска и окрестностей, вечерами с пацанами из нашей ограды мы пили пиво и слушали музыку на магнитофоне и конечно, я постоянно встречался с 3 Серёгами:
-Сериковым, Петровым и Смирновым, с которыми познакомился во время обучения на права.

Школьные экзамены я сдал кое-как.
Из пускай не отличника, но твёрдого «хорошиста», я стал почти «троечником».
Как говорил закадровый голос в «17 мгновениях весны»:
-Пьяный воздух свободы сыграл с ним злую шутку…

В институт я не поступил (но это, пожалуй, отдельная тема, не буду грузить Вас подробностями одного из странных поступков в моей жизни), в итоге поступил в Томский электромеханический техникум.
Обязательные выезды на уборку урожая, на которые я, конечно, ездил на Яве, занятия в технаре, на которые я иногда приезжал на своей ласточке.

Впервые за 17 лет я почувствовал себя, таким как все (пускай физкультура и оставалась моим самым страшным кошмаром).
Студенческие годы, как же много включает в себя эта фраза!
Это и День Рождения группы, где я впервые поцеловался с девчонкой и впервые танцевал танго, прижимая к себе молодое девичье тело.
Это занятия и сессии, конспекты и вино и неизменные пельмени в пельменной на ЦУМе после стипендии, и совместные гулянки всей группой и многое многое другое!

Потихоньку подкралась Сибирская зима и Ява, уже прошедшая обкатку, погрузилась в зимнюю спячку.
А впереди у меня был 1982, первая любовь, поездки в Первомайское, поломки в дороге, тёплые губы и жаркое тело Лариски, заплаканные глаза мамы, когда любимое чадо уезжает на час, а возвращается через 2 суток…

Впереди было ещё очень много всего, «счётчик абсолютного счастья» отсчитывал лишь первые часы…


Рецензии