Ю. Камалетдинов. Применение юмора в литературе

Конкурс Копирайта -К2
Юмор является инструментом, а не целью, поэтому и  использовать его надо как инструмент. Это утверждение с некоторыми пояснениями по использованию я постараюсь обосновать на примерах Трудного конкурса. Для начала при помощи Википедии определимся с тем, что же такое юмор. Говорят: «Юмор – это когда просто смешно», но хотелось бы конкретики.

«Юмор — интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комические стороны. Чувство юмора связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире. Существуют различные формы юмора: ирония, оксюморон или игра слов, пародия, сатира, анекдот, шутка, каламбур и так далее. Особый вид юмора представляет собой чёрный юмор».

На мой взгляд, главное определение  из этого выпласта Википедии – «противоречия в окружающем мире». Часто эти противоречия смешны даже сами по себе, без какой-либо дополнительной обработки.

В Трудном конкурсе было представлено три чисто юмористических произведения: «Я – переводчик» Толмача, «Газел водиль» Шайтанова и «Струя бобра» Изверга. «Я – переводчик» представляет сборник баек или анекдотов на общую тему.  «Газел водиль» произаедение, подходящее для разговорного формата, типа «Stand up». С классификацией «Струи бобра» я затруднился, но думаю, что рассказ просто переполнен шутками и иронией.

Так вот, к чему это я: если пишется не чисто юмористическое произведение, а другой жанр (как у нас, в частности, был жанр – «производственный рассказ»), то юмор надо употреблять аккуратно и дозированно.

С одной стороны, юмор помогает привлечь внимание, вскрыть проблему, устроить читателю передышку. С другой стороны, разные люди любят разный юмор  (и в разных количествах) и, применив юмор, можно отсечь часть целевой аудитории произведения.

Шутка лучше всего принимается, когда слышишь ее впервые. В последующем она уже звучит не очень или вообще надоедает. Поэтому использовать старые шутки не рекомендуется.

«Бабе цветы, детям мороженое!» (Барбакару), «кран башка упадёт – больно будет», «Я следующий остановка снова его обогналь, сам сигналиль, язык показаль. Пассажира в окна смотрель, болель за меня и за мой газел»  (Шайтанов), «Хочешь, я тебя поцелую, потоооммм, если захочешь киса, рррррр!» (Изверг). Подобные затертые выражения я настоятельно рекомендую не включать в произведения.

Кроме того, скажем, для того, чтобы дать читателю передышку от сюжета, не обязательно использовать юмор. Можно вставить описание, можно размышление какое-нибудь дать. Смотрите, что будет лучше подходить, тем инструментом и пользуйтесь. Пусть юмора будет меньше, но он будет качественнее, лучше чуть недосолить, чем пересолить.

Дам парочку примеров классного использования юмора, которое меня порадовало.

«Оставить трофей на хранение школьному учителю? Слабый повод задуматься. Неделю назад, перебегая через дорогу из проходной в столовую, Павел встретил классного руководителя. Рослая, чопорная дама с высоты своего положения во всех деталях разглядела мазутный вид бывшего ученика и вынесла скорый вердикт: "Шёл на золотую медаль? Ну, и чего добился? Так и будешь всю жизнь гайки крутить. А ведь говорила: попробуй хотя бы в местный пед. Много наших уже там". Нет, учитель ни в каком виде не внушал доверие» (Слесарь)

«…я упрямо нажимаю - "согласен", на все предложения, но и  в "Генеральной Ассамблее ООН", не все решается сразу» (Барбакару)здоровски.

«Однажды девушка красивый сель, миграционный служба работник оказалися. Я её по коленка гладиль, она посмотрель на меня внимательно и регистрация спросиль. Ай! Какой регистрация? Брак загс регистрация? Хорошо мы с Махмудом как братья похож, никуда девушка Ахмед не выслаль, Махмуд ксерокс

В заключение хотел бы сказать, что одно из самых потенциальных в плане юмора произведений на конкурсе «Газел водиль». Если бы его сделать в духе «Мимино», показать смешные ситуации не галопом по Европам, а в полноте – было бы регистрация мой карман лежаль». Классный же сюжет, но расскажите поподробнее, чтобы как следует понять всю глубину глупого положения и посмеяться над подробностями.

Если подытожить – используйте юмор аккуратно. Не пишите юмореску – не ставьте юмор во главу угла. А вот если примените хорошо – читатели будут благодарны.


© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213122301540

Рецензии
Написать рецензию
ГАЗЕЛ ВОДИЛЬ готовый материал для стенд-апа. Шайтанов зажёг лучше всех
Алекс Беляев   24.12.2013 11:40

Лишь бы Газел не поджег).
Юрий Камалетдинов   24.12.2013 19:01


Рецензии