Организовать в единое целое...

Надёжней конь без узды, чем речь без связи. Теофраст. // Композиция, архитектоника или структура текста во многом определяет силу воздействия художественного произведения на читателя. Обусловлена жанром и содержанием и есть построение, расположение, связь и соотнесённость всех частей, эпизодов, образов в литературном произведении. Читая студентам курс творческой науки, профессор сказал: «Законы литературной композиции полноценно действуют уже во фразе, состоящей из двух слов. Слова что элементы цепи – без связи ни толку, ни тока». // Хоть и напёрсток кроишь, подумав крои. То нескладно, что сшито неладно. Казахская и русская пословицы. // Произведение – это целостное идейно-художественное единство, где все элементы тесно связаны и взаимно обусловлены. Клавдия Рождественская. // Чтобы всё зазвучало, привело к поставленной цели, необходимо организовать весь сложившийся, нередко огромный материал в единое целое, найти верные пропорции. Нужно точно знать, что важнее чего. Лев Толстой называл это сочетанием «генерализации» и «мелочности» в литературном произведении, подразумевая обобщение и конкретные подробности. Организацию материала он считал самой трудной задачей. То детали начнут уводить писателя в сторону, то главное лезет из-под пера прежде времени, не будучи воплощено в нужную форму и подготовлено всей логикой событий и образов. Не подведённый ещё к нужному выводу читатель оказывается неспособным воспринять это главное и равнодушно упускает его. Важно не распылиться, не увлечься второстепенным в ущерб основному, через сочетание и столкновение характеров выразить идею. Александр Фадеев. // Более или менее подходящие слова и сочетания их, крепкие абзацы, плотная компоновка глав – всего этого недостаточно! Вещь должна подчиняться тому общему, что составляет воздух произведения. Леонид Леонов. // Без ясно сознанной идеи художественное произведение является сбродом случайностей. Даже искусно начертанные образы в нём заметно обесцениваются. Не существует органической связи, объясняющей их участие в общей экономии творения. Михаил Салтыков-Щедрин. // Идею произведения иногда называют «тираном». Как только сформулирована идея, каждое слово и реплика, предложение, сцена должны вносить вклад в её доказательство. Джеймс Фрэй. // В последнем варианте картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» круг замыкается рассевшимся на бочке казаком, обращённым к зрителю рельефной спиной и бритым затылком. Ради этой поздней находки Илья Репин уничтожил прекрасно написанную фигуру смеющегося казака. Художник два года не решался на эту необходимую жертву. В результате передний и задний планы слились воедино. Получилась целостная законченная композиция, что не распадается на отдельные фрагменты.


Рецензии