Магазин Странностей

Сны – это вторая вселенная, в которой есть свои страны и города, огромные площади и парки, кинозалы и театры, «Музей Снов» и самые полные библиотеки, содержащие исторические события и важные даты. Есть небольшие улочки, заставленные различными зданиями, и цветущие сады, в которых погода меняется ежесекундно. Может быть, даже – магистрали, по которым бродят люди, но не встретишь машин. В этой вселенной лишь одна культура, один язык, понятный каждому, и правила, которым подвержены все без исключения. Этот мир идеален – он для каждого свой, но всегда есть ниточки, связывающие образы в единую картину.

Однажды, гуляя по тихим улочкам одного из городов сна, я наткнулась на вывеску, мимо которой никто бы не прошел, да и любопытство всегда было моей слабостью. «Магазин Странностей работает по желанию, закрывается до востребования» – вот что было написано на табличке, висящий над обычной, совершенно неприметной дверью. Подойдя ближе, я не смогла найти ручку, которая помогла бы открыть дверь. Будучи заинтригованной, решила постучать, но, поднеся руку к деревянной поверхности, увидела, что та чудесным образом отворилась сама.

Здания на улочке располагались так тесно, что загораживали солнце, создавая днём приятную тень и лёгкую прохладу. Но даже после мало освещенной улицы, зайдя в помещение, я сначала потеряла способность ориентироваться из-за слишком приглушённого освещения и осмотреться смогла, лишь привыкнув.

Первыми из того, что тогда привлекло моё внимание, стали огромная стойка, чем-то отдалённо напоминающая барную, и большое количество полок, полностью заставленных статуэтками разных цветов и размеров. Ощущение было такое, будто ты вдруг оказался в каком-то диком магазине сувениров. Ступая вдоль стеллажей и стен, я с удивлением рассматривала различные фигурки, теряясь в буйстве красок и форм. Одна мне понравилась сразу – это была куколка ростом чуть больше двадцати сантиметров в прелестном голубом платьице, милых сандаликах того же цвета, белых носочках и со шляпкой в руках. Волосы ее были абсолютно чёрными и такими гладкими, что немногочисленные лучи света ложились на них бликами. Губы – насыщенно красными, нижняя обидчиво припухлой. Маленький носик – слегка курносым. Чёрная чёлка скрывала высокий лоб и падала на глаза. Именно они и привлекли моё внимание. Куколка была игрушкой, все детали в ней лишь подтверждали это. Все, но не глаза. Они у неё выглядели как настоящие: насыщенно синие, миндалевидные, обрамлённые пушистыми ресницами, кажущиеся большими на маленьком личике. Такие внимательные глаза и такие грустные.

Я смотрела в них и боялась моргнуть, словно отвлекись я на мгновение, и наваждение исчезнет, а мне этого совсем не хотелось. Я уже протянула руку, желая взять статуэтку с полки и проверить её реальность, когда за спиной раздался тягучий старческий голос:

- Доброй ночи, мисс! Не правда ли великолепное творение? Я приобрёл её у одного мастера, которой отличался поразительной верой в людей.

- Здравствуйте, - я обернулась и задала вопрос. Он и не интересовал-то меня, но вполне мог бы послужить предлогом, чтобы завязать разговор. – Что же с ним стало?

- Это его и погубило, моя дорогая. Вера учит человека смотреть в одну сторону, трагедия в том, что удар может случиться с любой из них.

Меня несколько озадачил такой ответ, но я всё равно подошла к стойке, за которой находился хозяин магазина. Это был мужчина преклонного возраста, но точной цифры я бы не смогла назвать. Он был абсолютно седым, и волосы его топорщились так, что хотелось сравнить его с одуванчиком. Высокий и очень худой, с длинными руками и тонкими пальцами, которые слегка подрагивали, катая между подушечек красный цветок. В старинной поношенной одежде, на которой виднелись заплатки. С лицом бледным и покрытым морщинами, те делали его действительно старым, но глаза за стёклами очков горели потрясающей жизненной силой, хоть и были блёклыми, почти бесцветными, как и у всех пожилых людей.

- Меня зовут Йефром, и я рад приветствовать вас, молодая мисс, - он тепло улыбнулся мне, и улыбка его потонула в седой бороде, - в «Магазине Странностей».

- А что значит «Магазин Странностей»? – тут же нашлась я с вопросом. - У вас так много статуэток, что больше похоже на магазин сувениров.

- Странности взгляду не подвластны, - ответил мужчина, - я был вынужден обратить их во что-то материальное. Как из любого поездки мы стремимся захватить предмет на память, так и сновидения, - на его губах снова мелькнула улыбка, – то же путешествие. Почему бы не вынести из него что-нибудь?

- Но ведь из сна же невозможно ничего вынести! – воскликнула я.

- А как же урок? – Видимо, мне удалось удивить хозяина магазина: его такие же седые, как борода, и пушистые, как волосы брови, приподнялись, собрав кожу лба в глубокие морщины. – Разве сны вас ничему не учат?

- Да, но… - Я не успела закончить, как меня перебили.

- Нет же никаких но! – Воскликнул он, голос его звучал то ли обижено, то ли возмущенно. – Сон не имеет границ, так почему же он должен подчиняться правилам?

Старец говорил с улыбкой, полушутя, но интонации, слова и взгляд кричали о том, чтобы к ним прислушались. Не знаю, чего я ожидала увидеть здесь, но всё это было слишком странным. Я ведь точно знаю, что сон – порождение мозга, как в нём что-то может быть материальным? Сон ведь, как и книга, мы можем всё прекратить, когда захотим. Мой разум отказывался понимать этого странного человека с его заразительными речами, но любопытство, приведшее меня сюда, становилось лишь сильнее с каждым услышанным словом. Я не могла просто уйти, мне хотелось, если не понять, то хотя бы дослушать до конца.

- Я вижу, привело вас сюда любопытство. Оно же не даёт покинуть помещение, - мужчина слегка кивал головой, будто веса добавлял своим словам. Пальцы его тем временем все быстрее вертели красный цветок, мешая рассмотреть его, как следует. – Именно оно приводит ко мне каждого посетителя. Никто из них, переступивших порог, до конца не знал: что искал и что мог бы найти, - загадочно произнес он. – Прошу, дайте мне пару минут вашего времени, и я смогу удивить вас.

- Вы правы насчёт любопытства, - я даже не думала отпираться, - но вы так и не ответили: чем эти фигурки отличаются от обычных?

- Во сне всё необычно, - как много оттенков бывает в улыбках: тепло, снисхождение, обещание… - Эти статуэтки я собирал столетиями. – Мужчина стал серьезным, как только взгляд его коснулся сокровищ, что собирались им на протяжении времени. Интересно: как долго? – Видите вон те деревянные игрушки или те венки из живых цветов – все они старше, чем вы думаете. Но главное в них не возраст, а содержание: каждая хранит какую-то из людских причуд, талантов или странностей. Никто кроме меня не знает, что скрывают эти кукольные лица, фарфоровые бока или деревянные углы.

- Столетиями… - Я повторила слово вслух, едва слышно; мне захотелось спросить его о возрасте, но я была уверена, что не готова услышать ответ. Вместо этого я задала вполне закономерный вопрос: - Зачем вам это?

Он улыбнулся чуточку шире, мне даже показалось, что я услышала смешок, вырвавшийся из тонких губ.

- Мне никогда не задавали подобного вопроса, что я и сам подзабыл ответ. – Поднеся цветок к лицу, он вдохнул его запах, затем, помолчав мгновение, заговорил: - Когда-то давно я мечтал о мире, в котором каждый человек смог бы найти всё, что ему необходимо. Но спустя какое-то время я начал замечать насколько сильно они ошибаются, пытаясь во сне коснуться мечты, воплотить которую у них не хватает смелости в жизни. – Мужчина покачал головой, и было в движении этом особая горечь, которую скорее угадываешь, нежели замечаешь. – Они предпочитали проводить больше времени, грезя о чём-то, вместо того, чтобы стремиться к воплощению желаний в реальности. – Он замолчал на какое-то время. – Вскоре сны стали слишком похожи, и вселенная сновидений начала уменьшаться и слабеть. Я не мог просто наблюдать за этим… не мог позволить ей исчезнуть совсем. Тогда я и придумал давать людям лишь те сны, которые они заслуживают. Те, которые способны подарить им не только надежду, но и заставить двигаться дальше. Они получили возможность видеть во снах то, что хотели, и то, о чём боялись подумать. Тогда же я и стал предлагать людям возможный обмен, я не мог воздействовать на них прямо, но давая им выбирать, я подталкивал их к решению. Каждая из фигурок в этом магазине имеет свою историю, но в каждой из них есть и начало нового пути.

Я заворожённо слушала голос, который вдруг стал звучать отдельно от человека, будто всё вокруг служило источником – не имело значения, какой вид принял мой сон, но он будто бы ожил независимо от меня. Старец тем временем продолжил:

- Как миллионам предшествующим, так и миллионам последующим, я задам вам лишь один вопрос: «Есть ли у вас что-то, что бы вы хотели обменять?»

Вопрос озадачил меня. В каждом из нас есть качества, избавиться от которых мы мечтаем, но тут должно быть всё честно, а плохое в обмен на хорошее таким не является, да и я всегда считала, что совершенствоваться надо самой, а не по щелчку пальцев. Значит, это должно быть что-то, что изменило бы меня, дало возможность узнать себя с другой стороны.

- Я нашла три качества, которые характеризуют меня. Они помогают и мешают с одинаковой частотой. – Я произнесла слова чётко и громко, мне хотелось как никогда, чтобы слова обрели форму.

- И что же это? – спросил хозяин магазина, чьи статуэтки оказались шкатулкой с секретом.

- Упрямство, стремление побеждать и буквальное понимание происходящего.

- Что же, первых двух качеств у меня в достатке, но вот что вы подразумеваете под третьим, - откликнулся мужчина, - я не совсем понимаю.

- Я не драматизирую события, но и не упрощаю их. Для меня не важен их характер, мне более интересны причины и последствия. Я слишком трезво смотрю на мир, потому всегда остаюсь где-то с краю.

- Интересная теория. Готовы ли вы принять обмен? – Предугадав мой вопрос, он продолжил: - Я дам лишь одну попытку, и выбирая, вы не будете знать, что получите взамен.

Я медлила: получается, что отдав привычное, в ответ я получу загадку, своеобразный сюрприз. Честно ли это? Но и в этом раз старец, видя мои сомнения, уточнил:

- Решать лишь вам, но от себя могу уверить, что магазин не позволит случиться нечестному обмену. Отдав, получишь ровно столько же.

- Тогда зачем нужен обмен, если никто ничего не выигрывает? – спросила я.

- Всё для того, чтобы то, что вы некогда считали своим недостатком, смогло превратиться в преимущество, - ответил мужчина.

- Я бы попробовала.

Мне не хотелось больше медлить с решением, боясь передумать. Равное – это неплохо в любом случае, пусть и незнакомое. Мне хотелось рискнуть.

- Вот и хорошо, - он снова улыбнулся, как в начале разговора. – Теперь, мисс, вы должны выбрать статуэтку, любую, неважно откуда. Вы можете не спешить, до рассвета ещё есть время.

Я успела сделать лишь шаг, когда понимание пришло ко мне: мне не нужно время, я уже решила всё, когда протянула руку к той кукле с живыми глазами. Быстро достигнув нужной полки, я без сомнений и опаски взяла, наконец, в руки игрушку, очаровавшую меня с первого взгляда. Повернувшись к хозяину магазинчика, я вытянула руку вперёд, показывая свой выбор, и удивилась, увидев старца перед собой.

- Что ж, я ни капли не сомневался, что вы выберете именно её, - заметил он, как бы между делом.

- Вы скажете мне, что кроется в ней? – Я решила, что ходить вокруг да около более не имеет смысла, и задала вопрос, который действительно имеет вес.

- А вы не хотите узнать сами? – откликнулся мужчина.

- Не люблю сюрпризов, - хмуро произнесла я.

- Тогда вам не повезло, вот эта вот статуэтка, - Он взял с полки фигурку женщины, на лице которой почему-то не было глаз. – Видит будущее.

- Я не хочу знать, что будет!

- Понимаю, ну что же, если вы настаиваете, я скажу, но сначала позвольте задать один вопрос, - последнее прозвучало, как некое условие.

- Какой?

- Вы верите, что это реально? – спросил мужчина. – Если нет, то и дар не будет иметь силы.

Когда пришла, я была абсолютно уверена, что всё это – обман, очередная сказка, но теперь я так не думала. Если ты не веришь в возможность чуда во сне, как его можно ожидать в реальной жизни?

- Теперь верю, - ответила я и, помедлив, добавила, - независимо от результата.

- Вас привлекли глаза этой куклы, в них-то и есть ответ, – произнес хозяин странностей с ласковой улыбкой на губах, - она даст вам возможность не только видеть суть человека, но и находить в нем свет.

Он произнёс это спокойным ровным голосом, но сердце моё вдруг забилось так сильно, что стало невозможно сделать полноценный вдох. А он тем временем продолжил говорить, будто мое состояние не стоило его внимания:

- Теперь, когда я утолил ваше любопытство, позвольте подарить вам его, - он протянул мне цветок, что так долго крутил между пальцами. – Должен поблагодарить вас за то, что дали возможность вспомнить: с чего всё началось. Не так часто у меня появляется повод.

Я приняла цветок из рук старца, и только тогда смогла разобрать, что это был за цветок. В моих руках был мак, красный и душистый. Озарение пришло неожиданно, будто ударив разум изнутри. Сквозь туман, уже находясь перед открытой дверью, я вспомнила, что не поблагодарила и не попрощалась. Повернувшись, я заметила старца стоящим за стойкой с новым маковым цветком.

- Спасибо большое, что дали мне возможность допустить, что чудеса всё же есть. И простите, что не поблагодарила раньше.

- Ничего страшного, мисс, ступайте, - отозвался мужчина, - скоро утро.

- До свидания, Морфей, - попрощалась я прежде, чем покинуть помещение.

- Прощайте, - прозвучал ответ, и я вышла за дверь, всё ещё слыша его заливистый, совсем не старческий смех, а потом я проснулась.

Умывшись и позавтракав, я принялась убирать кровать и лишь тогда заметила куклу с удивительно человечным взглядом, сидящую на полке среди книг, а на подушке, на белой наволочке, лежал ярко красный цветок мака.


Рецензии