Страсти не по Чапаю

Когда я узнал, что ещё в прошлом году снят 12-серийный фильм «Страсти по Чапаю», то немедленно выудил его из интернета. Я надеялся получить эстетическое удовольствие. Ведь Чапаев – личность удивительная, легендарная – есть где развернуться сценаристу и режиссёру! Тем более на фоне публикаций последних лет (в том числе, и в газете «Суть»), которыми были внесены некоторые поправки в его официальную биографию.
Но, увы…
Создатели фильма ни во что особо вникать не захотели, в том числе, и в балаковский, самый большой, период жизни Чапаева. Судя по воспоминаниям старожилов, Василий был боевым малым, и не только девушкам нравился, но и парней вокруг себя объединял. Вот выдержки из мемуаров, которые хранятся в балаковском доме-музее Чапаева:

«В молодости Чапаев был смелым, но без хулиганства, и в компании девушек не применял нецензурных выражений. Он был энергичным, хорошим организатором всяких развлечений молодёжи. Без него парни были как-то сами по себе, девчата сами по себе. А как только он придёт, сейчас всех перемешает, и пойдёт смех, визг, веселье. Чапаев очень любил читать. Помню, он вечерами летом часто нам рассказывал то, о чём прочитал. А читал он, главным образом, про военные походы. Чувствовалось, что ему военная дисциплина нравилась. Он в шутку девчатам часто козырял» (П.А. Обуйкина).
«В те годы я играл на мандолине в кружке любителей. Чапаев очень увлекался музыкой, порой брался учиться играть, но ему не удавалось. Зато он умел отлично петь и всегда был первым запевалой. Во время святок Чапаев организовывал групповое святочничество и брал главные роли: любил играть Ермака, Стеньку Разина и т.п. Он вёл свою роль с большим искусством и жаром, порой доходил до такого азарта, что своими саблями и кинжалами по-настоящему бил ребят, играющих роли князя или пана, после чего у них оставались синяки. Кроме того, Чапаев очень любил танцевать на семейных вечерах и очень часто мы с музыкой посещали вечера в его доме» (П.Д. Ростовцев).

В фильме же молодой Василий представляется каким-то сиволапым, глуповатым парнишкой.
Таким его и на фронте Первой мировой показывают. А ведь Чапаев был полным георгиевским кавалером. И кресты Святого Георгия за просто так не давали. Зритель должен был увидеть бесстрашного героя, а сценарист и режиссёр почему-то из всех его подвигов выбрали только тот, когда он раненого офицера спас.
Не совсем понятно (по фильму), как он примкнул к большевикам и как он формировал первые красногвардейские отряды. Кстати, его главной опорой были балаковцы: два балаковских полка - при Чапаевской дивизии. Они что – за красивые газа выбрали его своим лидером? Где всё это? Целый кусок жизни вывалился куда-то!
Нелепо выглядит и сцена белогвардейского набега на Балаково. Белогвардейцы жгут дома, вешают большевиков, в том числе Григория Чапаева. А на самом-то деле брата Василия Ивановича убили из ружья во время КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО мятежа, который произошёл в Балакове в начале марта 1918-го и был подавлен за один день, причём без всякого кровопролития. А белогвардейцы захватывали Балаково всего лишь раз, уже после смерти Григория, в июне 1918-го, всего на несколько дней. И никаких показательных казней не устраивали.
А за то, что, по воле создателей «Страстей по Чапаю», чапаевцы жгли храмы, и вовсе стоило бы привлечь к суду - за клевету, причём не только по отношению к конкретному человеку, но и по отношению к нашей российской истории. Хотелось бы напомнить горе-биографам, что во время гражданской войны не было сожжено ни одной церкви. Жёсткая борьба большевиков с религией началась позже, и её пик пришёлся на 30-е годы, когда в Балакове были уничтожены все храмы, кроме старообрядческого,Троицкого.
Стоило бы возмутиться и потомкам Петра Семёновича Исаева. Уж над этой замечательной и, я бы даже сказал, героической личностью (он неоднократно ходил в разведку, рискуя жизнью) создатели фильма поиздевались с особенной «страстью». Ещё в фильме братьев Васильевых Пётр Исаев был изображён эдаким холостяком-недоучкой-недотёпой. Но тогда о прототипе этого героя мало что было известно. А теперь-то столько за последние годы публикаций о нём вышло! Он же был хорошим семьянином и не мальчиком на побегушках, а начальником связи. Что называется, почувствуйте разницу! На сохранившейся фотографии Пётр Исаев – подтянутый, строгий боец, а в фильме его и в одежду не по росту одели, и шапку на голову не по размеру нахлобучили, и оглупили. Ну, не издевательство ли?..
Мне говорят: да ладно, чего ты придираешься? Чапаев в фильме – не только командир, но и красавец, герой-любовник, и народу это нравится! Да нет вопросов. Понятно, что это не документальный фильм, и его авторы имеют право на некую художественность. Но не до такой же степени! Представляете, насколько бы более цельным получился образ Чапаева, если бы сценарист и режиссёр «вспомнили», что он ещё успевал быть и заботливым отцом?! Об этом мне рассказывала его дочь Клавдия Васильевна.
В фильме упоминается, что Чапаев, кроме своих троих детей, содержал и жену с двумя детьми своего погибшего друга. Так вот, эта большая семья обосновалась в Пугачёве. Когда Чапаев со своей дивизией был в очередном бою, город захватили белочехи, и чапаевским детям пришлось скрываться в домике на городской окраине, у знакомых. Пугачёв был освобождён чапаевцами довольно быстро (Клавдия Васильевна точно не знала, когда именно). Когда Чапаев обнаружил свой дом пустым, он едва не сошёл с ума, думая, что больше не увидит своих детей живыми.
«Когда нас нашли (кстати, тот самый Пётр Семёнович Исаев – Ю.К.) и привели в дом, - рассказывала Клавдия Васильевна, - я увидела, что отец сидит на табурете, словно окаменелый. Мы как бросимся на него и – повалили на землю. Красноармейцы расхохотались: «Вот Василий Иванович, в бою тебя пуля не берёт, так от своих детей в своём доме погибнешь», - шутят».
И ещё Клавдии Васильевне запомнилось, что отец, когда куда-либо уезжал (а это было часто), обязательно прощался с детьми. Даже если их не было рядом, он их находил, чтобы поиграть с ними перед отъездом…
Когда-то артисты МХАТа, чтобы прочувствовать то, что пережили герои пьесы Горького «На дне», специально ходили в московские трущобы в сопровождении известного журналиста и писателя Владимира Гиляровского, а киноартисты, играющие казаков и казачек в «Тихом Доне» Сергея Герасимова, жили в казачьих станицах – «оказачивались».
Создатели фильма о поистине народном герое Василии Ивановиче Чапаеве даже не удосужились побывать ни в Балакове, ни в Пугачёве. А от сегодняшних актёров, особенно «сериальных», увы, требуется немногое: быть внешне похожим на героя, задуманного режиссёром, и грамотно и артистично прочитывать тексты сценария. Это да - получилось. И страсти получились. И получились такими, какими они нравятся любителям сериалов. Но только «Страсти не по Чапаю»…

На фото:
Юрий Каргин с Клавдией Васильевной Чапаевой в балаковском доме-музее Чапаева, 1995 г.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.