Балаковское краеведение пути становления

Балаковский район – регион с богатой историей.
Некоторые учёные предполагают, что через Большой Иргиз, который протекает в нескольких километрах от Балакова, проходил один из маршрутов Великого Шёлкового Пути. Его называют Северным, или Степным .
Район устья Большого Иргиза был одним из наиболее удобных мест переправы через Волгу заволжских кочевников и золотордынцев, которые ходили на русскую землю. Есть, основанное на научных исследованиях, предположение, что именно в 70 км от него, в окрестностях нынешнего города Пугачёв, в 1395 г. произошла знаменитая битва Тамерлана, во время которой он расправился с главными силами золотоордынского хана Тохтамыша .
Регулярно здесь переправлялись и яицкие казаки, самый знаменитый из которых атаман Ермак - перед тем, как «пойти воевать» Сибирь. Славились эти места и разбойничьими шайками, которые грабили проходившие по Волге купеческие и посольские караваны. Не случайно именно в устье Иргиза, по велению Ивана Грозного, и был поставлен первый военный кордон, который должен был защищать от «воровских российских казаков» и крымских татар, а также перевозить и охранять послов разных восточных стран, едущих к царю в Москву .
А во время активного заселения заволжских земель в XVII-XVIII вв. сначала на месте нынешнего Балакова появился небольшой рыбацкий посёлок, потом здесь появилась «приписная к селу Малыковке новопоселенная деревня Булакова, перешедшая Синбирского Уезда из с. Юлова городища» , а затем этот край стали активно осваивать раскольники, которые переселялись сюда после выхода знаменитого Указа Екатерины II 1762 г.
Именно старообрядчество на долгие годы стало определяющей экономической и политической силой этого региона. Знаменитые Иргизские старообрядческие монастыри оказывали очень сильное влияние на духовную жизнь всей России. До тех пор, пока в 30-40-х гг. XIX в. они не были преобразованы в единоверческие. Но даже после «разгрома» «Иргизского Афона» наиболее богатые раскольники оставались очень влиятельными. Взять хотя бы братьев Мальцевых, которые жили в Балакове и славились своей благотворительностью по всей России. Считалась с ними и власть Самарской губернии, приглашая в различные общественные и государственные структуры в качестве соучредителей и соучастников.
С балаковской землёй связаны биографии и других российских знаменитостей. Однако, несмотря на это, местное краеведение стало набирать обороты лишь на рубеже 80-90-х гг. XX в. В связи с изменением политического строя страны оно приобрело иные очертания, дополнительные «краски», новые имена, которые прежде были краеведческими «персонами нон-грата».
А первые публикации по истории Балакова, которые, с некоторой натяжкой, можно отнести к краеведческим, появились в официальных СМИ середины XIX в.  Когда была образована Самарская губерния, и в неё включили всё Саратовское Заволжье, в том числе и Балаковскую волость, входящую в Николаевский уезд с центром в городе Николаевске (теперь Пугачёв). Тогда же предполагалось выделить из огромного Николаевского уезда уезд Балаковский. Это было связано с тем, что к тому времени Балаково стало богатым торговым селом с миллионными оборотами в основном от торговли зерном. Не случайно его иногда называли пшеничной столицей.
Однако предложение о переустройстве Николевского уезда наткнулось на неповоротливость бюрократической машины. Пока соответствующие документы «гуляли» по кабинетам разных министерств, началась Крымская война, и в российском бюджете просто не было денег на подобные «мелочи»: «по случаю предстоящих в нынешнее время весьма значительных расходов по Государственному Казначейству, означенное преобразование необходимо отложить до более благоприятных обстоятельств к выполнению его» .
Но «более благоприятных обстоятельств» балаковцам пришлось ждать 60 с лишним лет. И это тоже сказалось на становлении местного краеведения.
Село – административная единица мелкая, и Балаково не могло развиваться так, как хотелось бы его богатым жителям. Сельский статус тормозил, прежде всего, развитие образования. Оно было на уровне нынешнего начального, а в такой ситуации о получении каких-либо дополнительных знании, в том числе и краеведческих, речи и вестись не могло.
В 1911 г. Балаково получило статус города. Первая городская власть приступила к работе в 1913-м. В 1914-м – здесь появилась своя газета «Заволжье», которая просуществовала всего несколько месяцев – до начала Первой мировой войны. Именно в этой газете и появились первые краеведческие публикации («Из прошлого Балакова»), подписанные неким В.М. (кто скрывался за этими инициалами, выяснить пока не удалось). Их автор использовал не только официальные материалы из исторических сборников, но и записи в церковных книгах:
«Скудные сведения, которые можно почерпнуть из биографий священников православной церкви в Студенцах, говорят «о непрестанном обуревании со стороны иргизских раскольничьих монастырей», об «отсутствии помощи в борьбе с их влиянием со стороны земских и полицейских властей», задаренных богатым раскольничеством. Священникам приходилось прибегать к весьма своеобразным приёмам. Так св. Элпидинский (1830-36), «разоблачая в расколе скрытую лесть сатанинскую, всю пагубу и гнусность онаго», «нарочито посещал раскольничьи монастыри с целью узнать обстоятельнее, что там делается, и после пересообщить пастве, чтобы тем породить в них отвращение».
Возможно, какие-то факты из истории Балакова рассказывали своим ученикам преподаватели первого среднего учебного заведения города - коммерческого училища, которое открылось в 1910 г. В одном из ежегодных отчётов записано: «Организовывались экскурсии и прогулки в ближайшие окрестности…»  Ну, а какие же экскурсии без содержательных бесед?!.
Но целенаправленной работы по краеведению не было. Не смогло изменить ситуацию даже появление Саратовской и Самарской учёных архивных комиссий. До балаковских материалов руки у исследователей не доходили (и Саратов, и Самара находились далеко), а в Балакове своих краеведов не существовало.
Первые серьёзные шаги по изучению истории родного края были сделаны уже Советской властью. В целях воспитания преданных борцов революции, которые должны были твёрдо знать, что до Октября 17-го всё было плохо. Соответствующие «исторические» публикации время от времени и появлялись на страницах балаковской партийной газеты.
А о создании музея «местного края» в Балакове заговорили в 1938 г. Тогда на бюро райкома ВКП(б) было даже принято специальное решение. «Музей необходим для пропаганды и успешного выполнения основной политической задачи, поставленной XVII съездом ВКП(б), о преодолении пережитков капитализма в экономике и сознании людей, превращения всего трудящегося населения страны в сознательных и активных строителей бесклассового социалистического общества», - писала газета «Социалистический труд».
В музее предполагалось открыть следующие отделы: исторический, климат и почвы, растительный и животный мир, промышленность, сельское хозяйство, культура, великая сталинская эпоха.
«Музей отразит в своём содержании далёкое прошлое, борьбу трудящихся с гнётом и произволом царизма, помещиков, кулаков, капиталистов, представит победу Великой Октябрьской социалистической революции, представит картину борьбы за социализм в годы сталинских пятилеток, соберёт и представит  район в период третьей пятилетки, в эпоху Великой Сталинской Конституции», - вот такая ставилась задача.
Тогда и стали собирать документальные материалы и экспонаты. Но музей открыть не успели: помешала война.
А после войны балаковцы хлопотали за дом-музей Чапаева. Легендарный начдив, народный герой, он прожил в Балакове б;ольшую часть жизни. После его гибели в сентябре 1919 г. местная власть даже хотела переименовать город в Чапаев.  Но всё ограничилось музеем. Он открылся в 1948 г. и на долгие годы стал центром краеведческой работы. Здесь собирались выписки из отдельных документов партийных архивов и мемуары местных революционеров и участников гражданской войны.
Идея создания «общего» краеведческого музея возродилась лишь в 1965 г. Тогда его предложили разместить в Доме пионеров и даже снова начали собирать экспонаты. Но опять дело заглохло, едва начавшись. Делалась попытка и в середине 70-х, но единственное, чего удалось добиться активистам балаковского отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры, так это выделения специального, краеведческого зала в филиале Саратовского художественного музея им. Радищева, который открылся 3 июня 1977 г. Впрочем, экспозиция просуществовала недолго: специфика у филиала другая.
А за несколько лет до этого в Саратовском отделении Приволжского книжного издательства вышла небольшая книга директора местного Бюро путешествий и экскурсий В.Полтавца «Город Балаково».  Это был первый «свод» исторических знаний о городе. Его условно можно было разделить на три неравные части: совсем немного о «тёмном» дореволюционном прошлом, довольно обширная информация о становлении Советской власти (прежде всего о В.И. Чапаеве) и самая внушительная – о великих стройках последних пятилеток. К тому времени здесь были построены предприятия-гиганты: комбинат химволокна, Саратовская ГЭС, началось строительство химзавода, Балаковорезинотехники. Балаково на глазах превращался в красивый современный город. А главными историческими достопримечательностями являлись места, связанные с жизнью и деятельностью Чапаева: дом-музей, бывшая церковно-приходская школа, где он учился, мастерская Зудина, где начиналась его трудовая биография, и дом, который они строили вместе со своим отцом-плотником. Именно это тогда притягивало в Балаково огромное (для небольшого города) количество туристов (до нескольких десятков тысяч в год), да и некоторые строители приезжали сюда только потому, что здесь вырос народный герой.
В июле 1986 г. в старинном особняке открылся музей истории города - как филиал Саратовского областного музея краеведения. В этом же году в балаковском краеведении произошло ещё одно примечательное событие – в издательстве Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского вышла книга Анатолия Деревянченко «Волжский дизель», посвящённая истории первого крупного промышленного предприятия города машиностроительного завода им. Дзержинского, первые цеха которого построили местные купцы братья Мамины в 1899 г.
Автор, работая здесь инженером, нёс и общественную нагрузку: возглавлял заводской музей. Он собрал большое количество воспоминаний ветеранов завода, которые ещё помнили дореволюционное прошлое Балакова. Немало поработал он и с архивами. Результатом его краеведческих изысканий стало ещё несколько книг, так или иначе связанных с историей завода.
В 1988 г. вышла книга «Яков Мамин», написанная совместно с челябинским краеведом А.Н. Шепелевым и посвящённая основателю отечественного дизеле- и тракторостроения.  В 1989-м - библиографический указатель «Изобретатель гусеничного трактора Ф.А. Блинов (1831-1902 гг.)», посвящённый 100-летию со дня сборки первого в мире образца гусеничного трактора, изобретённого Блиновым, жившим и умершим в Балакове.  В 1990-м – книга «Волжский самородок» о Блинове, написанная в соавторстве с вольским (г. Вольск Саратовской обл.) краеведом А.Г. Чулковым.
Все эти годы Деревянченко очень часто публиковался в местных газетах. Он тяжело болел и, казалось, очень спешил успеть опубликовать всё, что им было накоплено. Итогом его жизни стала первая более или менее полноценная книга по истории Балакова «У реки великороссов», которая вышла за несколько месяцев до его смерти, в конце 1994 г.
11 сентября 1997 г. Деревянченко было присвоено звание «Почётный гражданин Балаковского муниципального образования».
Большую роль в становлении современного балаковского краеведения сыграл и коллекционер Евгений Триль. Он стал известным на всю страну после того, как весной 1976 г. во время съёмки в Балакове популярной передачи Центрального телевидения «От всей души» зрителям была показана его уникальная коллекция керосиновых ламп. Благодаря Трилю почти полностью сохранилась подшивка упоминаемой выше первой балаковской газеты «Заволжье» (коллекционер приобрёл её у одного из старожилов, а потом продал в музей истории города), журналы заседаний первых городских уполномоченных и некоторые другие документы. Он тоже неоднократно публиковался в местной прессе.
В годы демократических преобразований активно работало и местное отделение Общества охраны памятников истории и культуры. По его инициативе, в храме Святой Троицы, построенном по проекту великого русского архитектора Фёдора Шехтеля в 1914 г., едва не открылся музей зодчества со студенческим конструкторским бюро, которое занималось бы разработкой проектов благоустройства охраняемых памятных мест Балакова.  Однако уникальное здание, в котором долгие годы располагался ДК, было возвращено церкви.
Тогда же историей Балакова увлёкся и автор этой статьи. На местном ТВ появились программы «Отчество» и «Хронограф», в газетах – множество публикаций. В течение нескольких лет вышли брошюры «Балаковский календарь», «Хлебное место», «В царстве иноков», «Заволжье».
Однако при такой краеведческой активности 80-90-х гг. XX в., краеведение так и не стало частью политики местной власти. Во многом это связано с чиновничьей косностью и недопониманием значения краеведения не только для воспитания молодёжи, но и для укрепления положительного имиджа города. Да и краеведы не смогли объединиться в сообщество. Каждый работал в разных структурах и только на себя.
Кроме того, исследовательская работа затруднялась тем, что в Балакове не сохранились дореволюционные архивы. То ли они сгинули в горниле гражданской войны, то ли пропали в годы местных великих строек в 60-е гг. XX в. (по некоторым данным они сгорели). Поэтому исследователям приходилось буквально по крупицам собирать балаковскую историю в Саратовском, Самарском и других архивах. И не каждый мог себе позволить тратить на творческие командировки свои средства.
Попытка изменить ситуацию была сделана автором этой статьи при подготовке «Балаковской народной энциклопедии». К работе над её составлением он приглашал всех, кто занимается историей города, в том числе учёных Саратовского и Самарского государственных университетов. Однако никто не откликнулся. Составителю пришлось всё делать самому. Только энциклопедические статьи о современной жизни города и района были подготовлены предприятиями и учреждениями.
Несмотря на отсутствие широкой поддержки, книга получилась. В ней, может, нет той научности и строгости оформления, которая присуща подобным изданиям, но зато она легко читаема людьми разного возраста и разных профессий. Не случайно «Балаковская народная энциклопедия» по итогам 2008 г. отмечена специальной премией Российской государственной библиотеки в рамках ежегодной Национальной премии «Лучшие книги и издательства года».
Казалось бы, такое издание должно в корне изменить отношение к балаковскому краеведению. Воображение составителя рисовало радужные картины того, как местная власть начинает оказывать всестороннюю поддержку в дальнейшей работе по восстановлению истинной истории Балакова, а комитет по образованию активно использует энциклопедию в разработке отдельной программы по преподаванию краеведения. Но этого не произошло.
Полтора года назад автор этой статьи организовал в Балакове отделение Союза краеведов России (при Центральной районной библиотеке), открыл краеведческую страничку в еженедельнике «Шмель» и на сайте balakovoinfo.ru. Но и это не принесло желаемых результатов. Официального признания так и не последовало. Комитет по образованию отказался даже помогать в составлении пособия по истории родного края для учащихся.
Однако, несмотря на безразличие властей, балаковское краеведение продолжает набирать обороты. Практически в каждом местном издании существует своя рубрика, посвящённая истории города. На телестудии «Отечество» снято несколько краеведческих фильмов. Благодаря активности Балаковского отделения Союза краеведов России удалось убедить местную власть присвоить звание «Почётный гражданин города» изобретателю первого в мире гусеничного трактора Фёдору Блинову, а тематические краеведческие встречи становятся всё более популярными.
И всё же в краеведении заложен более мощный потенциал. Премьер-министра России неоднократно поднимал вопрос о недостаточном внимании региональных властей к культурно-историческому наследию своих «вотчин». По мнению Дмитрия Медведева, «наше богатейшее культурно-историческое наследие является поистине грандиозным ресурсом для развития туризма».
Но от увещеваний пора перейти к делу. Пропаганда истории своего населённого пункта должна стать для чиновника обязанностью. Необходимо внести соответствующие пункты и в рекомендации Минрегионразвития РФ, и в федеральные целевые программы по развитию регионов. Положительный имидж страны - не только в её экономическом потенциале, но и в том, как её руководство относится к историческому и культурному наследству. А его ценность не ограничивается пределами столиц и областных центров.
Продвижением этого направления, в первую очередь, должен заниматься Союз краеведов России. Пришло время более активных действий. Пора исследователям исторического прошлого выходить «из тени». Пора во всеуслышание заявить, что краеведение – это не увлечение отдельных личностей, а часть государственной политики.
Это тем более важно в то время, когда прежняя система патриотического воспитания разрушена, а новая так и не создана.

На фото:
Юрий Каргин рядом с макетом своей "Балаковской народной энциклопедии"


Рецензии