Рождественское уничтожение Зла
1.
ОРТ, католический сочельник, ночь - показывают фильм-мультик Земекиса, для взрослых, по рассказам Диккенса, - "Рождественская история". Каюсь, Диккенса не читал и не могу сравнить его текст и фильм, но последний удивил.
Главный герой - старик-скупердяй, он живет в полном отчуждении, в мире своих денег. Все, в общем, понятно. И понятно, что он потом изменится "в обратную сторону", причем надо сказать, что образ этого старика, как и его будущего изменения - сделан слишком однозначно, могли бы и подумать над этим образом, не детский ведь мультик.
То, что он изменится - ладно, это сюжетная матрица, но - КАК, каким путем? Можно ведь изменить его любовью, например, а что же у Земекиса?
А вот что - старику являются призраки, которые говорят ему, что он должен стать другим, иначе через год, на следующее Рождество, помрет. При этом они показывают ему его могилу, его мертвое тело, ад, в котором он будет гореть. Все это они делают с принуждением и насилием. Один из призраков бьет бедного старичка.
Так-то...
Конечно, хорошо показано в конце фильма изменение жизни главного героя - как говорят про него, он поймал рождественского духа. Становится веселым, добрым, раздает свои деньги, помогает мальчику-инвалиду и прочее.
Но как подумаешь, что за всем этим стоит Божественное Насилие - так становится не по себе.
2.
Ладно, это был один просмотр.
Но буквально вчера снова смотрю ОРТ, мелодрама "Главное - не боятся!" (оригинальное название - и даже не знаю, почему его изменили, - "Немножко неба").
Главная героиня - девушка, живущая принципиально для себя. Работает, веселится, занимается сексом, но не заводит отношений, потому что не хочет их.
Однажды, во время медицинского исследования, она видит галлюцинацию - бога (в лице Вупи Голдберг, что забавно), который говорит ей, что она умрет от рака и что она может загадать три желания. Героиня - будучи человеком безбашенным - загадывает всякую ерунду, которая потом сбывается, но забывает попросить у бога жизнь и он (она) ее отнимает.
Возвращаясь к реальности, героиня узнает, что она действительно больна раком и что скоро умрет.
При этом, проживая свои последние дни, она начинает ценить жизнь намного больше, чем раньше - находит свою любовь, мирится с родителями, которых все время критиковала и т.д. Становится понятным, что во время своего свидания с богом-богиней она не попросила жизни, п.ч. просто не ценила ее в достаточной мере.
В итоге, она умирает, в любви и примирении со всеми. И завещает матери устроить по ней не обычные похороны, а веселую и добрую вечеринку.
3.
Итак, перед нами уже тенденция.
Я вот что думаю.
В чем, собственно, вина этих людей, этих рождественских фриков, изгоев?
Что они такого плохого делают?
Да ничего, они просто живут слишком для себя. Скряга прибирает к себе денежки, девушка Марли (главная героиня второго фильма) - прибирает к себе свою жизнь, свои силы, тоже не желая ни с кем делиться.
Хорошо ли это? Не знаю. Трудно сказать.
Но я уверен - дело не в том, что они "плохие", а в том, что они просто другие, вот и все.
Общество боится таких людей, они являются Отклонением.
Причем они субъективно абсолютно не чувствуют никакой своей вины.
Сознание вины приходит к ним в результате внешнего, объективного воздействия на них - к скряге являются рождественские призраки и буквально мордуют его, к Марли является сам бог и сообщает ей, что у нее смертельный рак.
Общество уверено, что бог - природа - на его, общества, стороне, что эти силы ненавидят Отклонение так же сильно, как и "нормальные люди".
Более того, общество считает, что "применение насилия" к Отклоняющимся морально оправдано. Это как бы и не насилие, а "сама жизнь".
То есть, это насилие автоматически выносится за скобки какой-либо моральной оценки со стороны зрителя. Он не имеет права судить рождественских призраков и бога-вупи-голдберг.
Да и как их будешь судить, если их существование крайне неустойчиво - они то есть, то нет. И это очень хорошая маска, прикрытие для вполне реальной и неумолимой "общественной совести". (Очень удобно прятаться за что-то полуреальное, обманывать.)
Возвращаюсь к изгоям...
Чего же, в таком случае, стоит то добро, та любовь, которое мы видим в душах этих изгоев, когда они в конце фильма перестают быть изгоями?
Чего стоит улыбка на лице скряги, если мы знаем, что за ним стоит мучительная ночь, в которой он видел себя самого в гробу?
Чего стоит любовь Марли к людям, если мы знаем, что, не будь у нее рака, она бы так не любила?
Размышляя обо всем этом, я прихожу к чему-то страшному для себя, а, может быть, и для вас, дорогие читатели.
Есть ли любовь, или это просто запакованная в стереотипы и иллюзии жесткая социальная норма?
Есть ли добро, или за ним тупо скрывается воля к власти над нами безликого и совсем недоброго - просто самосохраняющегося - общества?
Я не знаю ответов на эти вопросы. Слишком долго нас обманывали в связи с любовью и добром, чтобы быть в чем-то уверенным.
Но, когда я смотрю в глаза своим детям, я очень хочу верить и в любовь, и в добро.
Реальная любовь к рождественским - и любым - фрикам, отклонениям, изгоям, Злу, начнется не тогда, когда общество, выставляя себя истиной в последней инстанции, что бы оно при этом ни творило, будет стремиться привести их в состоянии нормы, чем бы это ни оправдывалось.
Надо полюбить скупердяя и эгоистку (такую, как Марли) - как скупердяя и эгоистку, и не переделывать их.
Переделаются ли они от нашей любви? Может быть, и да, а, может быть, и нет, что здесь такого?
Может быть, нас самих нужно переделать?
Может быть, те персонажи бесчисленных фильмов, которые представляют в них норму, сами нуждаются в переделке, поскольку их бытие слишком искусственно-идеально?
Что было бы, если бы такого рода фильмы снимали не "нормальные люди", а скряга из "Рождественской истории" или Марли? К каким бы они моральным выводам нас подвели?
4.
Как бы то ни было, очевидно, что рождественское уничтожение Зла на наших телеэкранах - и, видимо, в наших душах - продолжится дальше.
Мы снова увидим людей, которые из неправильных становятся правильными.
И только, может быть, на мгновение мы задумаемся, что что-то во всей этой Оргии Любви и Добра, не то. Но что именно не то - вряд ли поймем.
Самое забавное, что борьба с моральными врагами активизируется всегда на Рождество - а ведь именно Христос когда-то был Великим Фриком, Великим Отклонением, хотя этот факт и затерся на протяжении мировой истории.
Главный Фрик лежит в рождественском вертепе.
27 декабря 2013 года,
Колтуши
Свидетельство о публикации №213122701337
Алиса Меркулова 30.12.2013 05:07 Заявить о нарушении